Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительная особенность программы, новизна
Адресат программы
Форма обучения
Формы организации образовательного процесса
Общее количество часов в год
Уровень программы
Особенности организации образовательного процесса
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Объем и сроки освоения программы
1.4 Учебный план
- учебный план 1-го года обучения
- учебный план 2-го года обучения
Содержание учебного плана
- содержание учебного плана 1-го года обучения
- содержание учебного плана 2-го года обучения
1.6 Планируемые результаты
- планируемые результаты 1-го года обучения
- планируемые результаты 2-го года обучения
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Учебно-тематический план
- учебно-тематический план 1-го года обучения
- учебно-тематический план 2-го года обучения
Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
Информационное обеспечение
2.7 Кадровое обеспечение
Материально-техническая база
- материально-техническая база 1-го года обучения
- материально-техническая база 2-го года обучения
Формы аттестации
Оценочные материалы
Контроль результативности обучения базового уровня
Формы подведения итогов реализации программы
Календарный план воспитательной работы
Список литературы
Приложения
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
ояснительная записка.
Нормативно-правовая база
Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с изменениями)
Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 4 сентября 2014г.
№ 1726-р
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2019 г. N 470 "О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196".
Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ МП
№ 470 от 5. 09. 2019г. и Приказ МП № 533 от 30. 09. 2020г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Локальные акты
Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования МБУДО
«Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского муниципального района»
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети
могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления
подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к Новому году, к 8 марта и
т.д.), для оформления интерьера.
Систематические занятия вязанием крючком полезны для психофизического
развития ребёнка, при этом улучшается моторика рук, зрительная память,
развивается художественный вкус и творческие способности, прививаются
трудовые навыки, воспитывается аккуратность, усидчивость, терпение,
внимательность.
Отличительная особенность программа этой программы - это обучение не
только традиционного вязания крючком, но и игрушек, в частности игрушекамигуруми.
1
Амигуру́ми (яп. 編み包み, букв.: «вязанное-завёрнутое») — японское искусство
вязания на спицах или крючком маленьких мягких зверушек и человекоподобных
существ. Амигуруми — это чаще всего симпатичные животные (такие как мишки,
зайчики, кошечки, собачки и другие.), человечки, но это могут быть и
неодушевлённые объекты, наделённые свойствами живых существ. Например,
кексы, шляпы, сумочки и другие. Амигуруми вяжут спицами или крючком. В
последнее время амигуруми, связанные крючком, стали более популярны и чаще
встречаются.
Новизна программы состоит в том, что она даёт возможность каждому ребенку
изучить различные техники вязания крючком и максимально реализовать свои
творческие способности; дает углубленное изучение разнообразных техник
вязания крючком; программа рассчитана на разно-уровневое развитие детей – по
возрасту и творческим способностям; связь с общественностью (школы; средства
массовой информации); программа поможет учащимся овладеть мастерством
вязания крючком от кружевных салфеток до интерьерных игрушек.
Адресат программы - учащиеся общеобразовательных организаций в возрасте от
10 до 16 лет.
Форма обучения - очные групповые занятия.
Формы организации образовательного процесса - обучение проходит в форме
групповых занятий до 15 человек разного возраста. Предусматривается
возможность индивидуальных занятий, а также небольшими группами (5-6
человек).
Общее количество часов в год – 144ч.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10
минут. Размер академического часа – 45 минут.
Уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса - преподавание
теоретического материала ведётся параллельно с формированием практических
навыков, с использованием принципа от простого к сложному, с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1
. Цель программы - обучение основам и техникам вязания крючком.
2
Задачи программы:
Ц
е Обучающие:
л - изучение технологии и особенностей вязания изделий различной степени
и сложности;
- умение пользоваться схемами и образцами для выполнения работ;
и - овладение методами и приемами самостоятельной работы;
- освоение правил безопасной работы с инструментами и материалами.
з
2
а
д
а
ч
Развивающие:
- развитие усидчивости, аккуратности, внимания, моторных навыков;
- развитие творческого мышления и добросовестного отношения к работе;
- развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
- формирование интереса учащихся к вязанию крючком;
- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, взаимопомощи;
- воспитание упорства в достижении желаемых результатов;
- воспитание на лучших традициях женского рукоделия.
1.3 Объем и сроки освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Общее количество часов - 288, по 144 часа в год.
1.4 Учебный план
Первый год обучения
№
Раздел
1.
Вводные
занятия.
2.
Кол-во часов
теория
практика
2
2
всего
4
36
6
30
102
8
94
2
1
1
144
17
127
Основные
приемы вязания
крючком
3.
Вязание
игрушек
Итоговое
занятие (минивыставка)
Итого:
4.
Форма аттестации/
контроля
Собеседование, просмотр и
анализ рабочих материалов,
анализ информации
Наблюдение, показ, работа по
образцу, анализ работ,
самооценка, проверка
практического выполнения
заданий
Наблюдение, показ, работа по
образцу, анализ работ,
самооценка, проверка
практического выполнения
заданий
Анализ работ, выставка,
самооценка и взаимооценка
Второй год обучения
Раздел
№
1.
Вводное занятие
всего
2
Кол-во часов
теория
практика
2
0
Форма аттестации/
контроля
Собеседование,
рекомендации, просмотр и
анализ рабочих материалов,
анализ информации
3
2.
4
0
4
110
12
98
20
4
16
6
2
4
2
0
2
144
20
124
Повторный курс
3.
Вязание различных
животных и птиц
4.
Технология
изготовления
вязаной одежды
для игрушек
5.
Изготовление
аксессуаров
6.
Итоговое занятие
(мини-выставка)
Итого:
Наблюдение, показ, работа по
образцу, анализ работ,
самооценка, проверка
практического выполнения
заданий
Наблюдение, показ, работа по
образцу, анализ работ,
самооценка, проверка
практического выполнения
заданий
Наблюдение, показ, работа по
образцу, анализ работ,
самооценка, проверка
практического выполнения
заданий
Наблюдение, показ, работа по
образцу, анализ работ,
самооценка, проверка
практического выполнения
заданий
Анализ работ, выставка,
самооценка и взаимооценка
1.5 Содержание учебного плана
Первый год обучения
Вводное занятие (4ч.)
Теория. Ознакомление с планом работы объединения, техникой безопасности,
историей вязания крючком, с основными разделами и темами программы, режимом
работы коллектива, правилами поведения в кабинете.
Практика. Анкета-опрос «Расскажи о себе». Первое знакомство с крючком. Как
правильно держать крючок и нить. Отработка начальной петли и воздушной
петли.
Основные приемы вязания крючком (36ч.)
Теория. Схемы вязания и условные обозначения. Правила чтения схем. Виды
петель. Понятия «кольцо амигуруми», «убавление петель», «прибавление петель»,
«полустолбик», «столбик без накида», «петля подъёма», «цепочка», «пышный
столбик», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «столбик с тремя
накидами», «полустолбик с накидом», «прямой ряд», «обратный ряд».
Практика. Положение рук во время работы. Вывязывание столбиков,
полустолбиков, столбиков с накидом, полустолбиков с накидом. Расчет петель и
4
составление схемы. Вывязывание образца по составленной схемы. Прибавление и
убавление петель при вязании крючком, основные техники.
Вязание игрушек (102ч.)
Теория. Принципы вязания игрушки-амигуруми. Понятие игрушка-амигуруми.
История происхождения. Особенности вязания игрушек-амигуруми. Изучение
таблиц и инструкционных карт по выполнению игрушек-амигуруми.
Последовательность выполнения игрушек: основные детали туловища, мелкие
детали: нос, глаза, уши и т. д. Выбор пряжи, подходящего крючка, наполнителя.
Сборка готового изделия. Подвижное и неподвижное крепление конечностей.
Подвижное крепление конечностей: нитяное, шплинтовое, болтовое, проволочное
и пуговичное. Неподвижное крепление конечностей (сидячая или стоящая
игрушка).
Практика. Расчет количества петель, вывязывание основы и деталей, сборка и
оформление игрушек: Вязание базовых частей игрушки (голова, туловище, лапы,
хвост, мордочка), «Мишка-комфортер», «Символ предстоящего года», «Медуза»,
«Лягушонок», «Зефирный зайчик»
Итоговое занятие, мини-выставка (2ч.)
Теория. Подведение итогов за прошедший год, рекомендации по подготовке
изделий к итоговой выставке. Анализ работы каждого ребенка и работы
объединения в целом. Перспективное планирование на летние каникулы и
следующий учебный год.
Практика. Итоговая выставка изделий.
Второй год обучения
Вводное занятие (2ч.)
Теория. Знакомство с планом работы объединения. Техника безопасности. Беседа
«Современные тенденции вязаной игрушки «Амигуруми».
Повторный курс (4 ч.)
Теория. Основные приемы вязания крючком. Правила вязания игрушки (с
лапками, ручками, ножками).
Практика. Выполнение основных приемов вязания крючком.
Вязание различных животных и птиц (110ч.)
Теория. Анализ схемы вязания деталей игрушек (различных животных и птиц)
подбор ниток, крючка. Способы вязания животных (слитное вязание, раздельное
5
или частично слитное), соединение и ввязывание частей игрушки, разбор
вариантов. Закрепление понятий «убавка и прибавка» в круговых рядах.
Практика. Вязание головы, туловища, лап, ушей, хвоста, мордочки, сборка и
оформление игрушки по схемам: «Зефирный зайчик», «Зефирный зайчик»,
«Плюшевый медвежонок», «Уточка», «Котенок», «Плюшевый совенок». На основе
базовых частей игрушки самостоятельное составление и схемы и создание
животного на выбор.
Технология изготовления вязаной одежды для игрушек (20ч.)
Теория. Способы изготовления вязаной одежды для игрушек. Рассказ с
элементами беседы. Демонстрация образцов.
Практика. Составление схемы вязания. Изготовление одежды.
Изготовление аксессуаров (6ч.)
Теория. Способы и технология изготовления аксессуаров. Рассказ с элементами
беседы. Демонстрация образцов.
Практика. Составление схемы вязания. Вязание бантика, ободка с цветочками.
Сборка и оформление изделий.
Итоговое занятие (2 ч.)
Теория. Подведение итогов за прошедший год, рекомендации по подготовке
изделий к итоговой выставке. Анализ работы каждого ребенка и работы
объединения в целом. Перспективное планирование на летние каникулы и
следующий учебный год.
Практика. Итоговая выставка изделий.
1.6 Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы «Амигуруми»
В результате освоения программы, обучающиеся первого года обучения должны
знать:
историю техники вязания крючком «амигуруми»;
правила поведения, правила техники безопасности;
виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
условные обозначения, различные понятия;
основные приемы набора петель и вязания крючком.
обучающиеся должны уметь:
соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при
работе с крючком, ножницами;
правильно пользоваться крючком, ножницами;
правильно читать условные обозначения;
подбирать материалы для вязания;
выполнять основные техники;
6
свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами,
составлять их самостоятельно, вязать согласно схеме.
В результате освоения программы, обучающиеся второго года обучения
должны знать:
правила поведения, правила техники безопасности;
особенности вязания сложных игрушек (состоящих более чем из 6 деталей);
современные тенденции в моде вязаной игрушки;
понятие пестрое вязание, способы замены нитей;
понятие орнамент, способы его выполнения;
виды украшения вязаных игрушек и аксессуаров;
понятия «выкройка-основа», «контрольный образец»;
особенности кругового объемного вязания;
особенности расчета для вязания игрушечной одежды;
последовательность выполнения деталей изделия;
особенности сборки изделия, виды швов.
обучающиеся должны уметь:
соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
выполнять технику вязания;
изготавливать помпоны, кисти, вязать цветы;
вязать одежду для своей игрушки;
вязать по выкройке и по расчету;
определять плотность вязания;
гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при
вязании вещей;
правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных
видов;
выполнять заключительную отделку готовых изделий.
Результатами обучения по данной программе могут являться положительные
психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики
рук), развитие творческих способностей, профессиональное самоопределение
учащихся, а также повышение престижа объединения.
7
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год
обучения,
№ группы
Срок учебного года
(продолжительность
обучения)
Кол-во занятий в
неделю,
продолжительнос
ть занятия (мин)
1 год,
группа №1
с 15 сентября 2022г.
по 31 мая 2023г.
(36 уч.нед.)
с 15 сентября 2022г.
по 31 мая 2023г.
(36 уч.нед.)
2 занятия
по 90 мин.
4 ч. в неделю,
144 ч. в год
2 занятия
по 90 мин.
4 ч. в неделю,
144 ч. в год
2 год,
группа №2
Промежуточн
ая аттестация
Итоговая
аттестация
Кол-во
академ. часов
2.2 Учебно-тематический план
Первый год обучения
№
Наименование темы
Количество часов
Всего Теория Практ
ика
Дата проведения
По плану
По факту
Вводные занятия (4ч.)
Знакомство с планом
работы. Техника
безопасности. История
вязания игрушек.
Ассортимент крючков
и нитей. Правильное
положение рук при работе.
Выбор крючка и пряжи.
Основные правила
вязания крючком
2. Основные приемы вязания крючком (34ч.)
Воздушная петля. Цепочка
Столбик без накида.
Прямой и обратные ряды
Кольцо «Амигуруми».
Вязание по кругу
столбиками без накида
Прибавление числа
петель. Убавление числа
петель
Столбик с одним, двумя,
тремя накидами
8
«Бабушкин квадрат»,
вязание столбиками с
накидом
Полустолбик.
Полустолбик с накидом
Условные обозначения.
Запись схем
Вязание по кругу.
Закрепление
нити. Наполнение и
соединение деталей.
3. Вязание игрушек и аксессуаров (104ч.)
Игрушка «Мишкакомфортер»
-вязание квадратной
салфетки по схеме*
голова
-лапы
-уши, мордочка, хвост
-сборка и оформление
игрушки
Игрушка «Зайкакомфортер»
-вязание круглой салфетки
по схеме*
голова
-лапы
-уши, мордочка, хвост
-сборка и оформление
игрушки
Игрушка на выбор.
Вязание базовых частей
игрушки:
голова
-лапы
-туловище
-уши, мордочка, хвост
Способы сборки изделий
Создание на основе
головы игрушки
животного (мишка, котик,
зайчик собачка).
Игрушка «Собачка»
9
голова
-туловище
-лапы
-уши, мордочка, хвост
-сборка и оформление
игрушки
Игрушка-брелок
«Медуза»
голова
-щупальца
-«юбочка»
-сборка и оформление
игрушки
Чехол/сумочка для
мобильного телефона.
-вязание основы
-оформление
Повязка на голову.
-вязание основы
-вязание аксессуаров
(бантики, цветочки)
-сборка и оформление
повязки
4. Итоговое занятие (2ч.)
Оформление выставки
вязаных игрушек
Итого:
Второй год обучения
№
Наименование темы
Количество часов
Всего Теория Практ
ика
Дата проведения
По плану
По факту
Вводное занятие (2ч.)
Знакомство с планом
работы. Техника
безопасности
Повторный курс (4ч.)
Основные приемы вязания
крючком. Особенности
вязания из плюшевой
пряжи
Вязание различных животных и птиц (110ч.)
Игрушка «Зефирный
зайчик»
-голова
10
Игрушка «Зефирный
зайчик»
-туловище
Игрушка «Зефирный
зайчик»
-уши
-лапы
-хвост
Сборка и оформление
игрушки «Зефирный
зайчик»
Игрушка «Плюшевый
медвежонок»
-голова
Игрушка «Плюшевый
медвежонок»
-туловище
Игрушка «Плюшевый
медвежонок»
-уши
-лапы
-хвост
Сборка и оформление
игрушки «Плюшевый
медвежонок»
Игрушка «Кролик Символ 2023 года»
-голова
-туловище
-лапы
-уши, мордочка, хвост
-сборка и оформление
игрушки
Игрушка «Уточка»
Вязание одной деталью:
-ножки
-тело
-голова
Игрушка «Уточка»
-крылья
-клюв
Сборка и оформление
игрушки «Уточка»
Игрушка «Котенок»
-вязание головы
11
Игрушка «Котенок»
-вязание верхних,
нижних лап
Игрушка «Котенок»
-вязание туловища
Игрушка «Котенок»
-вязание ушей, мордочки,
хвоста
Игрушка «Котенок».
Сборка и оформление
Игрушка «Плюшевый
совенок»
-вязание тела, головы
(одной деталью)
Игрушка «Плюшевый
совенок»
-вязание клюва, крыльев,
лап
Игрушка «Плюшевый
совенок»
-сборка, оформление
Игрушка-брелок
«Лисичка»
-вязание головы
-вязание ушек
-вязание хвоста
-сборка и оформление
4. Технология изготовления вязаной одежды для игрушек (20ч.)
Определение размеров
одежды.
Особенности одежды для
игрушек. Особенности
сборки изделия. Виды
швов.
Изготовление одежды для
игрушек
«Сарафан с воланом для
Уточки»
Изготовление одежды для
игрушек
«Юбка для кошечки»
Изготовление одежды для
игрушек
«Кофта»
Изготовление одежды для
игрушек
«Платье»
Изготовление одежды для
игрушек
12
«Шляпка для совенка»
Изготовление аксессуаров (6ч.)
Виды украшений.
Вязание бантика
Технология изготовления
вязаных цветов. Вязание
ободка с цветами
6. Итоговое занятие (мини-выставка) (2ч.)
Мини-выставка вязаных
игрушек
Итого:
2.3 Условия реализации программы.
Режим
занятий
подчиняется
требованиям
Постановления
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи".
Расписание занятий составляется с учетом наиболее благоприятного режима
труда и отдыха учащихся, с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных
представителей) и их возрастных особенностей.
Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся
после окончания основного учебного процесса и перерыва, отведенного на отдых.
Продолжительность
занятия
исчисляется
в
академических
часах.
Продолжительность академического часа – 40 минут, после каждого
академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 5 минут. В группы
записываются все желающие.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Наполняемость групп: 10-15 человек
На занятия принимаются дети без конкурсного отбора, изъявившие желание и
не имеющие медицинских противопоказаний. При формировании учебных групп
учитывается первоначальный уровень подготовки: дети, имеющие хорошие
навыки вязания крючком, могут быть зачислены сразу на второй год обучения,
чтобы не потерять интерес к занятиям вязанию крючком. Успешно закончившие
двухгодичный курс и изъявившие желание продолжить обучение, могут
заниматься по индивидуальному образовательному маршруту или индивидуальной
образовательной программе.
Возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов
обучения
обучающиеся, проявляющие желание и имеющие способности, необходимые
для занятий в группе второго и последующих годов обучения, могут быть
зачислены в данные группы обучения.
13
Условием для зачисления в группу является:
1) наличие возможности зачисления в группу (ограничивается регламентом
количества обучающихся);
2) перечень документов необходимых для зачисления;
3) прохождение учащимся собеседования с руководителем объединения;
4) рекомендация (заявление) руководителя объединения зачислить учащегося в
данную группу.
Решение о зачислении принимает директор учреждения.
Решение о зачислении выносится в форме приказа по учреждению.
2.4 Методическое обеспечение программы
Для успешного функционирования объединения необходимо хорошее учебноматериальное обеспечение, которое включает:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарногигиеническим и психогигиеническим нормам;
- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и
книги по вязанию.
2.5 Материально-техническое обеспечение программы:
учебный кабинет;
ученические столы и стулья;
шкафы для материалов и инструментов;
стенды и стеллажи для образцов.
2.6 Информационное обеспечение
Энциклопедия Маргариты Кресловской «Вязание крючком», г.Москва, 2016г.;
схемы вязания игрушек на бумажном носителе;
Интернет-источники: https://ami.guru/forum, https://vk.com/igruchkiotvaluchki,
https://vk.com/viyzanie_kryuchkom, https://vk.com/vid_mk
2.7 Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования
квалификационной категории – Коробейниковой Екатериной Олеговной.
первой
2.8 Материально-техническая база
Первый год обучения
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы первого года обучения (15 комплектов):
пряжа
крючки разных номеров
холлофайбер, синтепон
14
ножницы
иглы
швейные нитки
декоративные элементы (глаза, ресницы, носики, шплинты, бусины и т.п.)
клей
Второй год обучения
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы второго года обучения (15 комплектов):
пряжа
крючки разных номеров
холлофайбер, синтепон
ножницы
иглы
швейные нитки
декоративные элементы (глаза, ресницы, носики, шплинты, бусины и т.п.)
клей
2.9 Формы аттестации
Для определения уровня знаний и умений обучающихся, проводятся следующие
виды аттестации:
в начале года – входной контроль;
в середине года – промежуточный контроль;
в конце года — итоговый контроль;
в течение учебного года – текущий контроль,
в следующих формах:
собеседование
анкетирование
опрос
наблюдение
тестирование
мини-выставка
2.10 Оценочные материалы
Вид контроля
Входной
Диагностическая
методика
Тестирование, анкетирование
(Приложение 1)
Цель диагностики
Проводится в начале первого
года обучения. Ее результаты
позволяют определить уровни
развития первоначального
практического навыка и
разделить детей на уровни
мастерства. Это деление
15
Текущий
Контрольно-измерительные
материалы для оценки
предметных результатов
обучения по программе
(Приложение 2)
Промежуточный
Контрольно-измерительные
материалы для оценки
предметных результатов
обучения по программе.
Выполнение практического
задания. Выставка.
(Приложение 3)
Итоговый
Тестирование. Выставка.
(Приложение 4)
обеспечивает личностноориентированный подход в
процессе учебного занятия.
Осуществляется на каждом
занятии – наблюдение за
деятельностью ребенка,
содержательная оценка –
рецензия педагога, самоконтроль
и взаимоконтроль. Текущий
контроль позволяет отслеживать
результаты усвоения
обучающимися программного
материала, выявлять проблемы и
корректировать содержание
программы.
Представляет собой проверку
репродуктивного уровня
усвоения теоретических знаний с
использованием карточекзаданий по темам изучаемого
курса. Промежуточный контроль
предусматривает участие в
конкурсах и выставках
декоративно-прикладного
творчества разного уровня.
Проводится по сумме
показателей за всё время
обучения в творческом
объединении, а также
предусматривает выполнение
комплексной работы,
включающей изготовление
изделия по единой
предложенной схеме и
творческую работу по
собственным эскизам с
использованием различных
материалов.
2.11 Контроль результативности обучения базового уровня
Проводится два раза в год – промежуточный и итоговый, результаты вносятся в
диагностическую карту мониторинга результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей (Приложение 5).
16
2.12 Формы подведения итогов реализации программы
Критерии оценки учебных результатов программы указываются в Журнале учета
рабочего времени педагога и в Протоколе. При необходимости (выявлении
нецелесообразности какого-либо критерия) количество и содержательная
составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем порядке.
В конце учебного года проводится комплексный анализ достижений обучающегося
с учетом результатов промежуточного контроля, после чего делается вывод о степени
освоения обучающимся программного материала.
При аттестации учитываются результаты участия в выставках и конкурсах.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить
рекомендательный аналитический характер, отмечать степень освоения учебного
материала, перспективы и темп развития обучающегося.
В конце учебного года итоговая выставка определяет качество освоения учебного
материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
2.13 Календарный план воспитательной работы представлен в виде таблицы с
перечнем мероприятий воспитательной направленности, планируемых в работе
объединения на учебный год:
№
Название
п/п
мероприятия
1.
Акция «Из детских
рук -частичка
доброты», ко Дню
пожилого человека
2.
Осенняя ярмарка
3.
«День матери»
4.
Новогодний
конкурс-выставка
Масленица
5.
6.
7.
8.
Международный
женский день 8
марта
День космонавтики
Всероссийская акция
«Георгиевская
ленточка»
Сроки
Сентябрь
Место
проведения
МБУДО «Дом
творчества»
Октябрь
Ответственные
Коробейникова Е.О.
МБУДО «Дом
творчества»
Ноябрь
МБУДО «Дом
творчества»
Декабрь-январь МБУДО «Дом
творчества»
Февраль-март
МБУДО «Дом
творчества»
Март
МБУДО «Дом
творчества»
Коробейникова Е.О.
Апрель
Коробейникова Е.О.
Май
МБУДО «Дом
творчества»
МБУДО «Дом
творчества»
Коробейникова Е.О.
Коробейникова Е.О.
Коробейникова Е.О.
Коробейникова Е.О.
Коробейникова Е.О.
17
Список литературы для педагога
1. Вовкушевская Т. Пэчворк в крючке. Лоскутное вязание. – Ростов-на -Дону,
«Феникс», 2016г.
2. Скатерти и салфетки. Ажурные мотивы. Вяжем крючком. – М., «Контэнт»,
2016г.
3. Слижен С.Г., Вязание крючком: самый полный и понятный самоучитель. – М.,
«Эксмо», 2013г.
4. Забелина С.В., Забавные прихватки. – М., «АСТ-Пресс», 2013г.
5. Гирич В.П. Вязание крючком – М., «Народное творчество», 2000г.
Интернет ресурсы:
https://vk.com/h.made
http://stranamasterov.ru
https://vk.com/amishemy
https://vk.com/amigurumi_best
https://ami.guru/forum/
С
п
Забелина
С.В., Вязаные игрушки. Более 26 авторских моделей. - Хоббитека, 2017.
и
Забелина
С.В., Прихватки-зверятки за 1 час. – АСТ-Пресс, 2016.
с
Аскарова
О., Амигуруми. Милые зверушки, связанные крючком. – АСТ, 2018.
о
Владимирова
С.Е., Игрушки амигуруми. – Рипол-Классик, 2020.
к
1.
2.
3.
4.
Интернет-ресурсы:
л
и
H т
https://vk.com/igruchkiotvaluchki
Y
P е
E р
R а
L т
I у
N р
K
ы
"
h
t
t
p
s
:
/
/
v
k
.
c
o
д
л
я
д
е
т
е
й
и
18
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы для оценки предметных результатов
обучения по программе
Фамилия, Имя________________________________________________
Группа_____________ Дата_________________
Теория.
Ответьте на вопросы и запишите или подчеркните правильные ответы:
1. Как называется приспособление для вязания;
________________________________________________
2. Шерстяные нитки (пряжа) используют для вязания.
А) салфеток;
б) теплых варежек, носков и свитеров;
в) летнего топа.
3. Вязаные вещи утюжат….
а) нельзя утюжить;
б) с изнаночной стороны и с паром;
в) с лицевой стороны без пара.
4. Пришивала ли ты пуговицы?
а) да;
б) плохо получается;
в) нет.
5. Для чего используются крючок?
а) для вышивки;
б) для шитья;
в) для вязания.
6. Какие нитки лучше подходят для вязания?
а) пряжа;
б) швейные катушечные;
в) мулине.
7. Что такое игольница?
а) инструмент медицинского работника;
б) приспособление для хранения игл;
в) хвойное дерево.
8. Умеешь ли ты вязать крючком?
а) хорошо;
б) пробовала, немного получается;
в) нет, но хочу научиться.
Практика.
Задание. Возьмите крючок и свяжите цепочку из воздушных петель в качестве
браслета на руку. Время: 10 минут.
19
Ответы:
1-крючок, 2-б, 3-б, 4-а, 5-в, 6-а, 7-б, 8-в;
Требования к выполненной работе (практика):
1. Ребенок правильно держит крючок
2. Работа выполнена аккуратно
3. Сделана закрепка в конце цепочки
4. Браслет выполнен нужной длины
5. Соблюдение ТБ при выполнении задания
6. Правильная организация рабочего места
7. Работа выполнена в рамках указанного времени.
Уровень подготовки учащихся определяется следующим образом: подсчитать
количество правильных ответов, 7-6 – базовый уровень подготовки; до 7 –
уровень подготовки ниже базового
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов
7-6 баллов – ребенок владеет умениями и навыками по вязанию в полной мере
(выше базового уровня)
5-4 балла - ребенок владеет умениями и навыками по вязанию достаточно, но
допускает ошибки (базовый уровень)
3-2 балла - ребенок владеет умениями и навыками по вязанию на минимально
допустимом уровне (ниже базового уровня)
0 баллов - ребенок не владеет умениями и навыками по вязанию - не освоение
программы
Оценочный лист входного контроля:
Группа Общее кол-во учащихся в группе Кол-во присутствующих Дата проведения –
№
ФИО
обучающегося
Показатели освоения учебного материала
Теория
Практика
КолНиже
Базовый
Выше
КолНиже
Базовый
во
базового
базового
во
базового
баллов
баллов
Выше
базового
1
2
3
20
Приложение 2
№1
Вопросы
для текущего контроля образовательного процесса обучающихся
первого года обучения
1. Назовите инструменты и материалы, используемые при вязании?
2. Какие виды пряжи и ниток, вы знаете?
3. С чего начинается вязание любого изделия?
4. Назовите виды женского рукоделия?
5. На какие три главных элемента «опирается» вся техника вязания
крючком?
6. Зарисуйте основные условные обозначения, используемые при вязании
крючком?
7. Опишите строение крючка.
8. Как правильно подобрать крючок для вязания?
9. Как вы думаете, для чего нужны условные обозначения?
10. Какой крючок вы выберите для вязания ажурной салфетки, а какой - для
вязания теплого шарфа?
Ответы на вопросы:
1. Спицы, крючок, пряжа.
2. Натуральные и искусственные.
3. С набора петель.
4. Вязание, вышивка, макраме, шитье.
5. Воздушная петля, столбик, накид.
6. +,- .
7. Ручка, головка крючка.
8. Крючок должен соответствовать толщине нити.
9. Условные обозначения нужны для чтения схем.
10. Тонкий, толстый.
№2
Вопросы
для текущего контроля образовательного процесса обучающихся
первого года обучения
1. С чего начинается любое вязание?
2. Назовите три главных приема при вязании крючком.
3. Для чего нужна петля поворота или подъема?
4. Во сколько раз крючок должен быть толще пряжи?
5. Как производят убавление столбиков?
6. Как можно осуществить прибавление столбиков в ряду?
7. Что вызывает волнистость края круга?
21
8. Какая ошибка при вязании круга вызывает объемную форму в виде шляпки
гриба?
9. Как называются части петли основания?
10. Зарисуйте основные условные обозначения, используемые при вязании
крючком?
Ответы на вопросы:
1. С набора петель.
2. Воздушная петля, столбик, накид.
3. Для того, чтобы края изделия были ровными.
4. В 2 раза.
5. Убавление столбиков происходит за счет пропуска одной петли.
6. Для того, чтобы прибавить столбики, нужно из одной петли провязать два
столбика.
7. Волнистость края круга вызывает частое прибавление столбиков.
8. Недостаточное прибавление столбиков при вязании круга вызывает
объемную форму в виде шляпки гриба.
9. Передняя и задняя стенка петли.
10. +,- .
№3
Вопросы
для текущего контроля образовательного уровня обучающихся
второго года обучения
1.Когда человек научился вязать?
2. На какие три главных элемента «опирается» вся техника вязания крючком и
спицами?
3. Как правильно подобрать спицы для вязания?
4. Как можно прибавить петли при вязании спицами?
5. Как можно убавить петли при вязании спицами?
6. С помощью чего можно связать ажурные узоры?
7. Какие петли называют кромочными?
8. Что такое раппорт узора?
9. Какие виды петель, вы знаете?
10. Какие виды пряжи и ниток, вы знаете?
Ответы на вопросы:
1. Задолго до нашей эры.
2. Воздушная петля, столбик, накид.
Лицевая петля, изнаночная петля, накид.
3. По толщине нити.
4. Из одной петли вывязать две петли.
5. Провязать две петли вместе.
22
6. Ажурные узоры вяжутся с помощь накидов.
7. Кромочные петли – это крайние петли изделия.
8. В схемах некоторое количество петель постоянно повторяется. Таким
повторением создается общий вид рисунка. Эта основная часть называется
раппортом узора.
9. Лицевая, изнаночная, воздушная.
10. Натуральные и искусственные.
№4
Вопросы
для текущего контроля образовательного процесса обучающихся
второго года обучения
1. С чего начинается любое вязание?
2. Назовите три главных элемента при вязании спицами? Крючком?
3. Чему должны соответствовать спицы?
4. Назовите виды пряжи, ниток
5. Как называют повторение определенного количества петель для создания
общего вида рисунка?
6. Назовите стили вязаных изделий.
7. Какие инструменты нужны для изготовления нетканого гобелена?
8. Что делают с первой петлей при вязании спицами?
9. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
10. Для чего нужны условные обозначения?
Ответы на вопросы:
1. С набора петель.
2. Лицевая петля, изнаночная петля, накид.
Воздушная петля, столбик, накид.
3. Спицы должны соответствовать толщине нити.
4. Натуральные и искусственные.
5. Повторение определенного количества петель для создания общего вида
рисунка называют раппортом.
6. Романтический, спортивный, молодежный, фольклорный.
7. Специальная игла, проволока для вдевания нитки в иглу, подрамник.
8. При вязании спицами первую петлю снимают не провязанной.
9. Для вязания носков, варежек нужно 5 спиц.
10. Условные обозначения нужны для чтения схемы.
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов по заданию – 10 баллов.
10-8 баллов – ребенок владеет умениями и навыками по вязанию в полной мере
(выше базового уровня)
23
7-6 балла - ребенок владеет умениями и навыками по вязанию достаточно, но
допускает ошибки (базовый уровень)
5-3 балла - ребенок владеет умениями и навыками по вязанию на минимально
допустимом уровне (ниже базового уровня)
0 баллов - ребенок не владеет умениями и навыками по вязанию - не освоение
программы
Оценочный лист текущего контроля:
Группа Общее кол-во учащихся в группе Кол-во присутствующих Дата проведения –
№
ФИО
обучающегося
Показатели освоения учебного материала
Теория
Практика
КолНиже
Базовый
Выше
КолНиже
Базовый
во
базового
базового
во
базового
баллов
баллов
Выше
базового
1
2
3
24
Приложение 3
Тест с выбором одного правильного ответа
и с требуемым текстовым заполнением для промежуточной аттестации
образовательного уровня обучающихся первого года обучения
1. С чего начинается любое вязание? Напишите.
______________________________________
2. Чему должен соответствовать крючок?
а) толщине пряжи;
б) длине нити;
в) качеству пряжи;
г) цвету пряжи.
3. Крючок должен быть толще нити:
а) в 2 раза;
б) в 3 раза;
в) в 4 раза;
г) в 0,5 раза.
4. Какие петли называются кромочными?
а) те, которые находятся в середине вязаного полотна;
б) те, которые образуют кромку, - первая и последняя петли;
в) те, которые образуют последний ряд;
г) те, которые убавляют или прибавляют в процессе работы.
5. Если вязать изделие из толстой пряжи или тонким крючком, то изделие
получится:
а) жестким;
б) мягким;
в) неэластичным;
г) рыхлым.
6. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют –
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными;
г) комбинированными.
7. Когда зародилось вязание?
а) в 20 веке;
б) в 18 веке;
в) в 16 веке;
г) задолго до нашей эры.
8. Повторение определенного количества петель для создания общего вида
рисунка называют:
а) пропорцией;
б) раппортом;
25
в) схемой;
г) приемом.
9. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их
ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера;
г) Сирена.
10. Напишите наиболее распространенный вид пряжи:
_________________________________________________
11. Каких видов ниток не существует?
а) растительного происхождения;
б) животного происхождения;
в) полученных химическим путем;
г) металлических.
12. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди
распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) шитые иглой;
в) плетенные челноком;
г) вязаные крючком.
13. Условные обозначения петель – это
а) рисунок;
б) схема;
в) описание;
г) образец.
14. Напишите, что является элементарной частицей, «кирпичиком» вязаного
изделия:
____________________________________________________
15. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля;
г) пышный столбик.
Ответы на вопросы теста с требуемым заполнением:
1. С набора петель.
10. Шерсть.
14. Петля.
Ключ к тесту:
2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 15
аабавгба г г б в
1 правильный ответ равняется 1 баллу.
26
Протокол результатов
20____/20_____учебный год
промежуточной аттестации обучающихся
Название объединения______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога_____________________________________________
Дата проведения___________________________________________________________
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
12-15 баллов – высокий уровень знаний, умений и навыков, качественное
выполнение заданий;
7-11 баллов – средний уровень;
0-6 баллов – низкий уровень знаний и умений, несформированность навыков,
трудности в понимании заданий и учебного материала.
Оценочный лист промежуточного контроля:
Группа Общее кол-во учащихся в группе Кол-во присутствующих Дата проведения –
№
ФИО
обучающегося
Показатели освоения учебного материала
Теория
Практика
КолНиже
Базовый
Выше
КолНиже
Базовый
во
базового
базового
во
базового
баллов
баллов
Выше
базового
1
2
3
27
Приложение 4
Вопросы с требуемым текстовым заполнением для итоговой аттестации
образовательного уровня обучающихся первого года обучения
Фамилия, Имя________________________________________________
Группа_____________ Дата_________________
1. Назовите инструменты и материалы, используемые при вязании?
__________________________________________________________________________________
2. Какие виды пряжи и ниток, вы знаете? ______________________________________________
3. С чего начинается вязание любого изделия? __________________________________________
4.На какие три главных элемента «опирается» вся техника вязания крючком?
__________________________________________________________________________________
5. Запишите основные условные обозначения, используемые при вязании крючком?
__________________________________________________________________________________
6. Опишите строение крючка.
__________________________________________________________________________________
7. Как правильно подобрать крючок для вязания?
__________________________________________________________________________________
8. Как вы думаете, для чего нужны условные обозначения?
__________________________________________________________________________________
9. Что такое амигуруми?
__________________________________________________________________________________
10. Практика
Задание. Связать шарф для куклы столбиками без накида 3х 18см. Время: 20 минут.
Ответы на вопросы:
1.Крючок, пряжа.
2.Натуральные и искусственные.
3.С набора петель.
4.Воздушная петля, столбик, накид.
5.вп, сбн, ссн
6.Стержень, головка, бородка.
7. Крючок должен соответствовать толщине нити.
8. Условные обозначения нужны для чтения схем.
9. Японское искусство вязания игрушек крючком.
10.Практика
Требования к выполненной работе:
1. Ребенок правильно держит крючок
2. Работа выполнена аккуратно
3. Крючок соответствует толщине пряжи
4. Сделана закрепка последней петли
5. Соблюдение ТБ при выполнении задания
6. Правильная организация рабочего места
7. Работа выполнена в рамках указанного времени
28
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов
7-6 баллов – ребенок владеет умениями и навыками по вязанию в полной мере (выше базового
уровня)
5-4 балла - ребенок владеет умениями и навыками по вязанию достаточно, но допускает
ошибки
(базовый уровень)
3-2 балла - ребенок владеет умениями и навыками по вязанию на минимально допустимом
уровне
(ниже базового уровня)
0 баллов - ребенок не владеет умениями и навыками по вязанию - не освоение программы
Оценочный лист итогового контроля:
Группа Общее кол-во учащихся в группе Кол-во присутствующих Дата проведения –
№
ФИО
обучающегося
Показатели освоения учебного материала
Теория
Практика
КолНиже
Базовый
Выше
КолНиже
Базовый
во
базового
базового
во
базового
баллов
баллов
Выше
базового
1
2
3
29
Приложение 5
Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
«АМИГУРУМИ»
№ п/п
Фамилия, имя
Теоретическая подготовка
Теоретические
знания
Начало
уч. года
Конец
уч.
года
Практическая подготовка
Владение
специальной
терминологией
Практические
умения и
навыки
Начало
уч. года
Начало
уч. года
Конец
уч.
года
Конец
уч.
года
Творческие навыки
Владение
инструментом
Начало
уч. года
Конец Начало Конец уч. года
уч.
уч. года
года
30