Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….4 Нормативно-правовая база. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….4 Направленность программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 5 Актуальность программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..5 Отличительная особенность программа, новизна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..5 Адресат программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..5 Форма обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..5 Формы организации образовательного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. .5 Общее количество часов в год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...6 Уровень программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...6 Особенности организации образовательного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..6 1.2 Цели и задачи программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 6 1.3 Объем и сроки освоения программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 7 1.4 Учебный план: - учебный план 1-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …8 - учебный план 2-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …10 1.5 Содержание учебного плана: - содержание учебного плана 1-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..11 - содержание учебного плана 2-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..13 1.6 Планируемые результаты: - планируемые результаты 1-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 - планируемые результаты 2-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации программы. Учебно-тематический план - учебно-тематический план 1-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 - учебно-тематический план 2-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 2.2 Календарный учебный график - календарный учебный график 1-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 - календарный учебный график 2-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 2.3 Методическое обеспечение программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 2.4 Материально-техническое обеспечение программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..20 2.5 Информационное обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .20 2.6 Материально-техническая база - материально-техническая база 1-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 - материально-техническая база 2-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации . . . . . . .21 2.8 Оценочные материалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22 2.9 Контроль результативности обучения базового уровня. . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 2.10 Методы выявления результатов развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..23 2.13 Формы подведения итогов реализации программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . ....23 2.14 Календарный план воспитательной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..24 Список литературы для педагога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 Список литературы для детей и родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1 Пояснительная записка Настоящая программа ориентирована на приобщение детей к искусству войлоковаляния – древнейшему виду текстильного искусства, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения, реализуемая программа имеет художественно-эстетическую направленность. В современном мире валяние - это несложный вид рукоделия, с помощью которого можно делать замечательные вещи: одежду, поделки для дома или аксессуары; которые могут иметь плоскую форму, или объемную. Программа по дополнительному образованию детей «Художественный войлок», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, создавать изделия декоративно-прикладного характера. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства обучающихся с основными вопросами теории войлоковаляния, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды. Нормативно-правовая база Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с изменениями) Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2019 г. N 470 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196". Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ МП № 470 от 5. 09. 2019г. и Приказ МП № 533 от 30. 09. 2020г.) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 3 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Локальные акты Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования МБУДО «Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского муниципального района» Направленность программы – художественная. Актуальность программы в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области современного декоративно-прикладного искусства. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, войлоковаляние всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры. В наши дни сохранилась преемственность обучения детей рукоделию. Программа «Художественный войлок» приобретает актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления. Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы, формируется представление о гармонии, приобретает очертания склад личности. Отличительная особенность программа, новизна. Интеграция ИЗО и декоративно-прикладного искусства. Дополнительная общеобразовательная программа по декоративно-прикладному искусству ориентирована на поиск новых творческих идей, новых форм взаимодействия с детьми; организацию досуга учащихся. В процессе творческой деятельности формируются важные качества личности учащегося: выдержка, терпимость, усидчивость, аккуратность, а также вырабатываются универсальные учебные действия: умение планировать, представлять результат, осуществлять контроль, доводить начатое дело до конца, вести совместную деятельность; диалог с педагогом. Учащиеся учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, фелтингу, вязанию, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания изделия практически из любого материала. Занятия в объединении имеют и культурнопсихологическое 6 значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения. Адресат программы – обучающиеся в возрасте от 10 до 18 лет. Форма обучения – очная, дистанционная. Формы организации образовательного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество детей по годам обучения: наполняемость –1 год обучения-10-12человек, 2 год и последующие года -8-10 человек. Занятия проводятся по группам, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей. 4 Общее количество часов в год I год обучения – 2 раза в неделю по 2 академического часа (144 часа); II год обучения – 2 раза в неделю по 2 академического часа (144 часа); Уровень программы - базовый. Особенности организации образовательного процесса особенностью реализации программы является информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого наглядного материала, использовании ИКТ при проведении практических работ. Программа составлена с учётом дидактических принципов: принцип индивидуального подхода, принципов наглядности и доступности, сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребёнок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Основные приёмы работы изучаются с нарастающей сложностью и многократно повторяются в течение учебного года. Наряду работы с группами обучающихся, программа предусматривает широкое использование методов индивидуальной работы с ребёнком. Право выбора наиболее комфортного темпа и полноты объёма принадлежит ребёнку. Программа предполагает применение щадящих приёмов и методов. Чтобы не повредить зрению, на каждом занятии проводится гимнастика для глаз. Во время занятий практикуются физкультминутки, а также физкультурные паузы, главная задача которых снять напряжение с мышц спины, шеи и кистей рук. 1.2 Цели создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся и развития их эстетического вкуса через овладение основами войлоковаляния, самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления. Задачи программы • познакомить обучающихся со сферой деятельности дизайнера одежды • научить владеть основными приемами и методами работы с войлоком; • научить основам композиции; • познакомить с этапами процесса моделирования одежды • сформировать знания необходимые для создания оригинальных моделей • познакомить с формами деталей и отделкой и их использованием в дизайне одежды • сформировать знания, умения и навыки проектирования, моделирования и конструирования одежды • обучить технологии пошива некоторых видов одежды • сформировать навыки работы на швейном оборудовании 2. Развивающие: • формировать интерес к различным видам декоративной отделки • побуждать желание совершенствоваться в данном направлении 5 декоративно-прикладного искусства. • развивать способности детей к творчеству самовыражению и самореализации • воспитание способности мыслить, моделировать и создавать оригинальные изделия. 3. Воспитывающие: • воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения планировать свою деятельность. • формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. • развитие ответственности и самостоятельности, индивидуальности. • формирование у детей уверенности в себе, стремление преодолевать собственную скованность и закомплексованность. • формирование у воспитанников чувства уважения к традициям своего народа, своим историческим корням. 1.3 Объем и сроки освоения программы Образовательная программа «Художественный войлок» предназначена для детей 10-18 летнего возраста и рассчитана на 2 года обучения по 144 ч. (288 учебных часов). Занятия проводятся во внеурочное время в хорошо проветриваемом и освещенном помещении. 6 1.4 Учебный план I год обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Наименование раздела, темы занятия Введение в предмет. Все дети любят творить. Знакомство с шерстью и ее особенностями. Основы цветовой грамотности Композиция. Орнамент. Составление, построение узора. Орнамент кавказских народов. Карачаевский орнамент. Эскиз. Карачаевский орнамент Количество часов всего теория практика Форма аттестации (контроля) 2 0,5 1.5 Беседа 4 1 3 Беседа опрос 6 2 4 Беседа опрос 6 2 4 4 1 3 Беседа опрос Выполнение образцов по заданию педагога. Беседа, Зарисовка 4 1 3 2 1 2 4 4 2 2 4 4 Черкеский орнамент. Эскиз Выполнение работы. 2 2 4 4 Казачий орнамент. Эскиз. Выполнение работы. 2 2 4 4 Ногайский орнамент. Эскиз. Выполнение работы. 2 2 4 4 Упражнения. Изготовление эскизов. Техника сухого валяния Упражнения в 4 4 6 6 6 6 Выполнение работы. Абазинский орнамент. Эскиз. Выполнение работы. Беседа, Зарисовка Беседа, Зарисовка Беседа, Практическая работа Беседа, Зарисовка Беседа, Практическая работа Беседа, Зарисовка Беседа, Практическая работа Беседа, Зарисовка Беседа, Практическая работа Беседа, Зарисовка Беседа, Практическая работа Беседа, Зарисовка Беседа, Практическая работа Беседа, 7 технике сухое валяние Техника сухого валяния. Нетканый гобелен. Упражнения. Пейзаж, смешанная техника. 6 6 6 6 Техника мокрое валяние Виды войлока в технике мокрого валяния Аппликативный войлок, упражнения. Мозаичный войлок, упражнения. Валяный войлок, упражнения. 4 4 4 4 6 6 6 6 6 6 Упражнения в технике мокрое валяние. Панно «Подсолнухи», техника мокрое валяние. Панно «Лилии» смешанная техника 4 4 4 4 4 4 30 Панно «Маки» мокрое валяние. 4 4 31 Панно «Ромашки», аппликативный войлок. Орнамент. Мозаичный войлок. 4 4 4 4 33 Панно «Ирисы» валяный войлок 4 4 34 Панно «Бабочки». 4 4 35 Итоговое занятие. Оформление работ. 2 2 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 32 ИТОГО: Практическая работа Беседа, Зарисовка Беседа, Практическая работа Зарисовка Беседа, Зарисовка Беседа, Зарисовка Беседа, Практическая работа. Беседа, Зарисовка Беседа, Практическая работа Зарисовка Беседа, Практическая работа Зарисовка Беседа, Практическая работа Зарисовка Беседа, Практическая работа Зарисовка Беседа, Практическая работа Зарисовка Беседа, Практическая работа Зарисовка Беседа, Практическая работа Зарисовка Беседа, Практическая работа Зарисовка Беседа, Практическая работа Зарисовка Беседа, Практическая работа 144 8 II год обучения № п./п. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Наименование раздела, темы занятия Вводное занятие. Все дети любят творить. Шарф. Мокрое валяние. Моделирование одежды. Количество часов всего теория практика Форма аттестации (контроля) 2 Беседа, Зарисовка. 4 Практическая работа. Зарисовка Беседа, Практическая работа. 23 Конструирование одежды. Декорирование одежды войлоком. 23 Зарисовка 20 Беседа, Практическая работа. Зарисовка Техника мокрого валяния. Объемные цветы. Техника мокрого валяния. Клатчи и сумки. Техника мокрого валяния. Аксессуары. Техника мокрого валяния. Жилет. Подготовка к показу. Заключительное занятие. Показ коллекции. ИТОГО: 12 Зарисовка Беседа, Зарисовка 18 Зарисовка 10 20 Беседа, Зарисовка 8 4 Беседа. Зарисовка Беседа, Зарисовка 144 20 124 9 1.5 Содержание учебного плана - содержание учебного плана I года обучения Тема №1 «Вводное занятие» (2ч.) Теоретическое занятие -определение целей и задач курса; -просмотр работ учащихся; -основы ТБ работы с инструментами, инструктаж безопасной работы; - просмотр видеофильма «История войлока»; -посещение выставки ДПИ. Тема №2 «Знакомство с основами цветовой грамотности и законами композиции» (2 ч.) Теоретическое занятие: (1ч) - о понятиях «композиция», «цвет», «тон», «колорит», «пропорции», «светотень», «объем», «ритм», «перспектива», «пространство»; Практическое занятие (1 ч.) Выполнение рисунка с учетом теоретического материала. Тема № 3 «Техника живопись шерстью»(44 ч.) Теоретическое занятие (2 ч.) -свойства шерсти; - разновидности шерсти и волокон; -основные приемы работы при вытягивании шерсти: вытягивание, щипание, настригание, смешение цветов. -советы для начинающих. Практические занятия (42 ч.) Панно «Лилии» панно «Мак», панно «Ромашки», панно «Подсолнухи»,панно «Ирисы»,панно «Полевые цветы», панно«Розы» и т.д. Панно пейзаж - «Времена года» Тема № 4 «Техника сухого валяния. Игрушки.»(44 ч.) Теоретическое занятие (2 ч.) - Ознакомление с приспособлениями и инструментами для сухого валяния (классификация игл для сухого валяния). - оформления носа у валяных игрушек; - оформление глаз; - вшивание глазок, приваливание век, приклеивание ресниц, -основы сухого валяния (работа с формой, наращивание объемов); - жесткое и шарнирное крепление лапок; -выглаживание, шлифовка поверхности; -тонирование валяных изделий. Практические занятия (42 ч.) Изготовление игрушки «Любимые мультгерои», «Новогодний подарок», «Смешарики» 10 - Формирования частей тела (голова, ноги, руки) - Проработка мелких деталей головы, проработка мимики (глаза, нос, уши) - Прикрепление частей тела к туловищу. -Шлифовка изделия и придание окончательного вида игрушки. Тема № 5 «Техника сухого валяния. Нетканый гобелен»(44 ч.) Теоретическое занятие (2 ч.) -история гобелена; -история вышивки лентами; -основные швы в вышивке лентами: узелок, вытянутый стежок, петля с прекрепком, петля с глазком и т.д. - подбор материала и инструмента для работы; -классификация игл для валяния; -строение игл; -основные приемы работы в технике фелтинг. Практические занятия (42 ч.) Изготовление коллективной работы в смешанной технике «Цветочный сад» Тема № 6 «Оформление работ» (4 ч.) Практические занятия (4 ч.) Оформление работ в паспарту и в рамки. Оформление пояснительной записки к творческим проектам. Тема № 6 «Заключительное занятие» (4 ч.) Практические занятия (4 ч.) Выставка работ обучающихся. Защита проектов. 11 - содержание учебного плана II года обучения Тема №1 «Вводное занятие» (2ч.) Теоретическое занятие -определение целей и задач курса; -просмотр работ учащихся; -основы ТБ работы с инструментами и швейной машинкой, инструктаж безопасной работы; - просмотр презентации «Детский театр моды»; - просмотр творческих проектов по технологии; -посещение выставки ДПИ. Тема №2 « Дизайн одежды» (4ч.) Теоретические занятия: (3ч) - художественное моделирование одежды; - фигура человека и ее пропорции; - композиция костюма; - художественное оформление одежды; - мозговой штурм «Создание коллекции одежды». Практическое занятие (1 ч.) Выполнение эскиза своей будущей модели по заданной тематике. Тема № 3 «Конструирование, моделирование и изготовление одежды.» (46 ч.) Теоретические занятия (8 ч.) -снятие мерок; -конструирование плечевого изделия; -моделирование плечевого изделия; -раскрой изделия; -поузловая обработка; -машинные швы; -работа на машине. Практические занятия (38 ч.) Изготовление плечевого изделия на себя. Тема № 4 «Декорирование одежды войлоком» (20 ч.) Теоретическое занятие (2 ч.) -способы декорирования войлоком одежды; -просмотр фотографий и эскизов одежды, декорированной шерстью; -основные швы в вышивке. Практические занятия (18 ч.) Декорирование одежды войлоком. Тема № 5 «Техника мокрого валяния. Объемные цветы» (12 ч.) Теоретическое занятие (2 ч.) -раскладка шерсти; - инструменты и материалы для работы; -основные приемы создания цветов и листьев; -декорирование цветов бисером и ирисом; 12 Практические занятия (10 ч.) Изготовление объемных цветов: маки, васильки, ромашки, лилии, подсолнухи и т. д. Тема № 6 «Техника мокрого валяния. Клатч и сумки» (18 ч.) Теоретическое занятие (1 ч.) -основные техники мокрого валяния; - инструменты и материалы; -этапы работы в технике мокрое валяние; -технология раскладки шерсти: прямая классическая раскладка, ровный край; -капустная" раскладка - края-воланы; -края с фантазийными элементами (шнурочки, лепестки и т.п.); -раскладка-паутинка; -плавные и четкие цветовые переходы; -декоративные волокна - эффекты; -декорирование сумочек. Практические занятия (17 ч.) Изготовление сумочек, клатчей, кошельков. Тема № 7 «Техника мокрого валяния. Аксессуары» (10 ч.) Теоретическое занятие (1 ч.) -Изготовление шарика из войлока. Варианты. Практические занятия (9 ч.) Изготовление бус, сережек, браслетов. Тема № 8 «Техника мокрого валяния. Жилет» (20 ч.) Теоретическое занятие (2 ч.) - работа с выкройками для жилета; -этапы работы в технике мокрое валяние; -технология раскладки шерсти: прямая классическая раскладка, ровный край; -капустная" раскладка - края-воланы; -края с фантазийными элементами (шнурки, лепестки и т.п.); -декорирование жилета; -плавные и четкие цветовые переходы; -декоративные волокна - эффекты; Практические занятия (18 ч.) Изготовление жилета в технике мокрого валяния. Тема № 9 «Подготовка к показу» (8 ч.) Практические занятия (8 ч.) Репетиция показа. Подбор музыкального сопровождения. Подбор причесок. Завершение образа. Тема № 10 «Заключительное занятие» (4 ч.) Практические занятия (4 ч.) Выступление коллектива с коллекцией одежды на школьных, районных и республиканских мероприятиях. . 13 1.6 Планируемые результаты I год обучения: К концу учебного года дети приобретут знания: - об особенностях работы с приспособлениями и инструментами для работы с шерстью; -основ цветовой грамоты; - законов и правил работы над композицией; - об особенностях работы над изделием в технике живопись шерстью; - об особенностях работы над изделием в технике сухого валяния; -об особенностях работы над изделием в технике нетканого гобелена. умения и навыки: - безопасного использования иглы в технике нетканого гобелена. - правильного положения корпуса и рук при работе шерстью; - правильного определения пропорций для изображения натюрмортов, пейзажей их цветовое решение; - соблюдение последовательности выполнения работы; - исполнения приемов в технике живопись шерстью. II год обучения: К концу учебного года дети приобретут знания: -правила работы на швейной машине; -свойства тканей; -порядок снятия мерок; -конструирование плечевых изделий; -моделирования и технологии изготовления плечевых изделий; - различные технологии обработки изделий; -об особенностях работы над изделием в технике мокрого валяния; умения и навыки: -устранения простейших неполадок в швейной машине; -снятия мерок с конкретной фигуры; -строения чертежа основы блузки (или платья); -производить простейшее моделирование; -кроить и шить изделия на себя; -исполнения приемов в технике мокрого валяния; -декорирования одежды войлоком; -демонстрировать изготовленные изделия. 14 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации программы. Учебно-тематический план первого года обучения № Наименование темы 1 Вводное занятие Введение в предмет. Все дети любят творить. Знакомство с шерстью и ее особенностями. Основы цветовой грамотности Основы цветовой грамотности Орнамент. Орнамент кавказских народов. Карачаевский орнамент. Эскиз. Выполнение работы. Абазинский орнамент. Эскиз. Выполнение работы. Черкесский орнамент эскиз Выполнение работы Казачий орнамент. Эскиз. Выполнение работы. Ногайский орнамент. Эскиз. Выполнение работы. Упражнения. Изготовление эскизов. Техника сухого валяния Упражнения в технике сухого валяния Техника сухого валяния. Нетканый гобелен. Упражнения. Пейзаж, смешанная техника. Техника мокрое валяние Виды войлока в технике мокрого валяния Аппликативный войлок, упражнения. Мозаичный войлок, упражнения. Валяный войлок, упражнения. Упражнения в технике мокрое валяние. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Количество часов Дата проведения Всего Теория Практика По факту По плану 2 0,5 1.5 15.09 4 1 3 6 3 3 6 3 3 4 4 1 2 3 2 2 0.5 1.5 4 2 4 2 2 4 2 4 2 4 0,5 0.5 4 1,5 4 1.5 2 1 4 6 6 6 6 4 4 6 6 6 15 28 29 30 31 32 33 34 35 Панно «Подсолнухи», техника мокрое валяние. Панно «Лилии» смешанная техника Панно «Маки» мокрое валяние. Панно «Ромашки», аппликативный войлок. Орнамент. Мозаичный войлок. Панно «Ирисы» валяный войлок Панно «Бабочки». Итоговое занятие. Оформление работ. ИТОГО: 4 4 4 4 4 4 4 4 144 16 Учебно-тематический план второго года обучения № Наименование темы 1 Вводное занятие Шарф. Мокрое валяние. Моделирование одежды. Конструирование одежды. Декорирование одежды войлоком. Техника мокрого валяния. Объемные цветы. Техника мокрого валяния. Клатчи и сумки. Техника мокрого валяния. Аксессуары. Техника мокрого валяния. Жилет. Подготовка к показу. Заключительное занятие. Показ коллекции. ИТОГО: Количество часов Всего Теория Практика 2 4 2 - Дата проведения По По факту плану 15.09 4 23 23 20 12 18 10 20 8 144 17 2.2 Календарный учебный график Год обучения, Срок учебного года Кол-во занятий в Кол-во наименование/номе (продолжительност неделю, ак. р группы ь обучения) продолжительност часов ь одного занятия в (мин) недел ю 1 год, группа №1 с 15 сентября 2022г. 2 занятия 4 по 31 мая 2023г. по 45 мин. (36 уч.нед.) 2 год, группа №2 с 15 сентября 2022г. 2 занятия 4 по 31 мая 2023г. по 45 мин. (36 уч.нед.) 2 год, группа №3 с 15 сентября 2022г. 2 занятия 4 по 31 мая 2023г. по 45 мин. (36 уч.нед.) 2 год, группа №4 с 15 сентября 2022г. 2 занятия 4 по 31 мая 2023г. по 45 мин. (36 уч.нед.) 2 год, группа №5 с 15 сентября 2022г. 2 занятия 4 по 31 мая 2023г. по 45 мин. (36 уч.нед.) 2 год, группа №6 с 15 сентября 2022г. 2 занятия 4 по 31 мая 2023г. по 45 мин. (36 уч.нед.) Всег о ак. часо вв год 144 144 144 144 144 144 18 2.3 Методическое обеспечение программы Дидактический материал: тематические альбомы, поузловая обработка наглядные пособия: сочетание цвета (цветовой круг, дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура; образцы готовых изделий; раздаточный материал: технологические карточки; специальная и методическая литература по моделированию и конструированию одежды с различными иллюстрациями. электронные презентации по разделам программы 2.4 Материально-техническое обеспечение Работа кружкового объединения проводится в кабинете, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение. Люминесцентные лампы обеспечивают общее освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С. Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 12 человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место. Для выполнения машинных работ используются бытовые швейные машины с электрическим приводом, которые располагаются на рабочих столах таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны. Для утюжки изделий имеется гладильная доска и утюг с пароувлажнителем. Школьная доска используется для демонстрации схем, эскизов, рисунков. В учебном помещении имеются шкафы-витрины для размещения постоянно действующей выставки лучших работ кружковцев. Нижняя часть шкафов используется для хранения незаконченных работ кружковцев, материалов и приспособлений наличие большого магнитофона для проведения репетиций и занятий; специально систематизированная фонотека инструментальной музыки (для занятий дефиле, сценической пластикой, основами музыкальности и пением); 2.5 Информационное обеспечение Книги, дидактический материал, интернет ресурсы. Презентации. 2.6 Материально-техническая база Материалы, инструменты и приспособления. Лента гребенная для рукоделия. Волокно овечьей шерсти тонкое и полутонкое, пряжа шерстяная, вискоза. Москитная сетка или ткань (полиэстер) 40 х 40 см. 10 штук; Воздушно-пупырчатая плёнка 40 х 40 см. 10тук; Бамбуковый коврик; 19 Иглы для фильцевания 10 штук; Скалки 10 штук; Мыльный раствор (жидкость для мытья посуды); Полотенца для рук или салфетки хлопчатобумажные 10 штук; Рамы со стеклом: Флизелин; Клей-карандаш 10 шт.; Губки поролоновые 10 шт.; Ткани, материалы и нитки для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами; линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе; лекало закройщика, для раскроя изделий; сантиметровая лента; булавки портновские; ножницы; напёрсток для предохранения пальца от укола; пяльцы для выполнения вышивок; колышек металлический, для образования отверстий в ткани; игла швейная для выполнения швейных работ; игла для вышивки с удлиненным ушком; калька для перевода рисунка, изготовления выкроек; миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе тетради для записей 2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации Фронтальная форма предполагает работу со всей группой (при демонстрации основных приемов работы, показ электронных презентаций и т. д.) Индивидуальная форма предполагает постановку задач индивидуально каждому ребенку с учетом его способностей, желания, уровня подготовки. Анализ результатов выполнения задания также может проводиться индивидуально. В основе мелкогрупповых методов лежит работа в малых группах: совместно-индивидуальная форма При такой форме каждым ребенком выполняется определенная часть коллективной работы; совместно-последовательная форма В этом случае младшие дети выполняют наименее сложные элементы, старшие – дополняют их, или собирают в композиции, выполняют окончательное оформление изделий; совместно-взаимодействующая форма При такой форме одну работу делают двое, самостоятельно распределяя обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные или выставочные работы. При обучении по источнику информации: - словесные: 20 рассказом или беседой начинается, например разговор об истории одежды, о законах композиции костюма, и т.д.; объяснение особенностей выполнения тех или иных приёмов, способов, технологии изготовления изделий и др.; инструктаж по технике безопасности. - наглядные: демонстрация образцов изделий, рисунков, таблиц, приёмов выполнения работы и т.д. - практические: выполнение ребенком изделий, разработка дизайн проекта, эскизов, упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др. по уровню познавательной активности: - объяснительно – иллюстративный: ребенок получает и осваивает готовую информацию; - репродуктивный: ребенок воспроизводит те или иные действия педагога в соответствии с принципом «делай как я»; - частично-поисковый: ребенок вносит изменения в швейные изделия; - творческий: самостоятельная постановка задачи и самостоятельный поиск ее решения. При выполнении творческих заданий ребенок самостоятельно выбирает тему, разрабатывает эскиз, подбирает отделку, технологию изготовления, выполняет изделие и выбирает способ оформления. 2.8 Оценочные материалы Для отслеживания результативности образовательного процесса используется устный опрос и практические работы воспитанников. Обучающиеся должны знать: разнообразие возможных выразительных средств изображения; значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы; различные виды декоративного творчества: батик, флористика, войлоковаляние и т.д. основы дизайна; правила создания экспозиций, основы оформления работ. Виды войлока и первичную обработку шерсти. 2.9 Контроль результативности обучения базового уровня I год обучения: К концу учебного года дети приобретут знания: - об особенностях работы с приспособлениями и инструментами для работы с шерстью; -основ цветовой грамоты; - законов и правил работы над композицией; - об особенностях работы над изделием в технике живопись шерстью; 21 - об особенностях работы над изделием в технике сухого валяния; - об особенностях работы над изделием в технике нетканого гобелена. умения и навыки: - безопасного использования иглы в технике нетканого гобелена. - правильного положения корпуса и рук при работе шерстью; - соблюдение последовательности выполнения работы; - исполнения приемов в технике живопись шерстью. II год обучения: К концу учебного года дети приобретут знания: -правила работы на швейной машине; -свойства тканей; -порядок снятия мерок; -конструирование плечевых изделий; -моделирования и технологии изготовления плечевых изделий; - различные технологии обработки изделий; -об особенностях работы над изделием в технике мокрого валяния; умения и навыки: -устранения простейших неполадок в швейной машине; -снятия мерок с конкретной фигуры; -строения чертежа основы блузки (или платья); -производить простейшее моделирование; -кроить и шить изделия на себя; -декорирования одежды войлоком; -демонстрировать изготовленные изделия. 2.10 Методы выявления результатов развития Основной формой реализации образовательного процесса является учебное занятие, наряду с которым используются такие формы как конкурсы, праздники, выставки, экскурсии, открытые занятия, мастер-классы для педагогов и родителей и др. Во время проведения занятий педагог использует фронтальную, индивидуальную и мелкогрупповую формы работы. 2.13 Формы подведения итогов реализации программы. Итогами реализации образовательной программы являются результаты участия в фестивалях, конкурсах, выставках (звания Лауреат, дипломант, победитель.) Форма контроля -педагогическое наблюдение. -устный опрос -групповой и индивидуальный показ работ и эскизов. -просмотр итоговых работ. -участие в конкурсах, выставках, фестивалях. -итог каждого года и всей работы в группе - это выставка и конкурс-выставка работ воспитанников на базе Дома творчества. 22 2.14. Календарный план воспитательной работы № П./ п. 1 Название мероприятия Сроки Место проведения Ответственные Ярмарка осенняя Выставка творческих работ «Природы яркий сарафан». 27 сентября – День Моря «Со мной говорила морская волна». Выставка творческих работ. сентябрь Дом творчества Абазова.З.Т. 2 Выставка рисунков и сувениров на осеннюю тему «Брызги осени». Октябрь Дом творчества Абазова.З.Т. 3 4 День Матери оформление зала. Декабрь – Оформление зала к празднику, 8 декабря - День Художника выставка творческих работ 11 декабря – Международный День Гор выставка творческих работ Мастер - класс войлок «Рождественский ангел» конкурс-выставка между объединениями на тему «Новогодняя игрушка» (из любого материала). Конкурс - выставка «Шерстяная палитра» ноябрь декабрь Дом творчества Абазова.З.Т. Дом творчества Абазова.З.Т. 5 Урок-беседа с презентацией «Музеи мира» Выставка творческих работ и сувениров на тему «Масленица» Выставка творческих работ к 8-марта «Букет из самых нежных чувств» 22марта - День Воды «В капле воды отражается мир» выставка творческих работ. 22 апреля - Международный День Земли «Сердцу милые края» выставка творческих работ. 29 апреля-Мастер-класс «Игрушки из шерсти» «Теплые валяшки» 3-8мая Выставка творческих работ «Салют Победы» 25 мая-Конкурс-выставка «Войлочные фантазии» январь Дом творчества Абазова.З.Т. февраль Дом творчества Абазова.З.Т. март Дом творчества Абазова.З.Т. апрель Дом творчества Абазова.З.Т. май Дом творчества Абазова.З.Т. 6 7 8 9 23 Список литературы для педагога Нормативные документы. 1. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» - М., 2007 2. О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Об образовании». – Уфа, 2008 3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Сан Пин 2.4.2. 1178-02. М., 2003 (2011г.) 4. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005. • Одаренные дети; • Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные; • Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей. Рекомендуемая педагогическая литература. 1. Педагогика. /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007. 2. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008. 3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007. 4. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006. 5. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008. 6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006 7.«Дополнительное образование» журнал для педагогов 8.Андреева И.А.Популярная энциклопедия РУКОДЕЛИЕ М. 1982 9.Демидова И. Ваш гардероб – стиль – имидж - Минск: Миринда 2000 10. Дудникова Г. П. История костюма. Серия «Учебники XXI века»- Ростов н/Дону: Феникс, 2001 11.Ерзекова Н. В. Искусство красиво одеваться – Рига: Импакт , 1992 12.Егорова Р.И. Учись шить.— Москва просвещение 1988 13.Рене Берг «От стандарта к индивидуальности». Выкройки - «Ниола-Пресс» 1995 14.Саймон Треверс-Спенсер Справочник дизайнера - Москва 2008 15.Несонова О.А. Организация проектной деятельности – Волгоград 2009 Список литературы для детей и родителей 1.Чернякова В.И. Технология обработки ткани – Просвещение 1999 2.Яицких В. Шьем со звездами - Москва ЭКСМО- 2006 3.Современная энциклопедия Мода и стиль – Москва 2002 4. Журналы мод разных лет 5.РачицскаяЕ. И Моделирование и художественное 6.Оформление одежды. Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 7. «Шерстяные панно своими руками» Анна Пипер издательство НИОЛА-ПРЕСС 2007. 8. «Картины из шерсти» Петра Гофман АРТ-РОДНИК 2007. 9. «Войлок. Все способы валяния» Ксения Шинковская Москва АСТ-ПРЕСС 2011. 24 10. «Аппликация из ткани» ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2011. 11. «Художественный войлок» Екатерина Хошабова ПИТЕР 2011. 12. «Игрушки из войлока» Надежда Мичеева Москва «робинс» 2011. 13. «Фильц» валяные фигурки животных Екатерина Курчак, Людмила Заец Москва «эксмо» 2012. 14. «Фелтинг валяние из шерсти» Диброва А.А. Ростов-на- Дону «Феникс» 2012. 15. «Игрушки из шерсти» Елена Смирнова Питер 2012 Интернет- ресурсы: 1.Клуб любителей шитья «СЕЗОН»www.season.ru 2.Урок по шитью malahitovaya.ru 3.Сайты по шитью www.forum.softweb.ru 4.Кройка и шитье www.top1000.nnov.ru 5.Школа золотого шитья www.pravmir.ru 6.Стиль и имидж http://www.elitarium.ru 7.Школа кройки и шитья fashion-school.narod.ru Литература: История искусства зарубежных стран. Москва издательство «Изобразительное искусство»1981Сказки 25