Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1 Пояснительная записка Нормативно-правовая база Направленность программы Актуальность программы Отличительная особенность программа, новизна Адресат программы Форма обучения Формы организации образовательного процесса Общее количество часов в год Уровень программы Особенности организации образовательного процесса 1.2 Цели и задачи программы 1.3 Объем и сроки освоения программы 1.4 Учебный план: - учебный план 1-го года обучения - учебный план 2-го года обучения - учебный план 3-го года обучения 1.5 Содержание учебного плана: - содержание учебного плана 1-го года обучения - содержание учебного плана 2-го года обучения - содержание учебного плана 3-го года обучения 1.6 Планируемые результаты: - планируемые результаты 1-го года обучения - планируемые результаты 2-го года обучения - планируемые результаты 3-го года обучения Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации программы. Учебно-тематический план - учебно-тематический план 1-го года обучения - учебно-тематический план 2-го года обучения - учебно-тематический план 3-го года обучения 2.2 Календарный учебный график 2.3 Методическое обеспечение программы 2.4 Материально-техническое обеспечение программы 2.5 Информационное обеспечение 2.6 Материально-техническая база - материально-техническая база 1-го года обучения - материально-техническая база 2-го года обучения - материально-техническая база 3-го года обучения 2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации 4 4 5 5 5 5 5 5,6 6 6 6 6 6 7 7 8,9 9,10 10 10,11 11,12,13 13,14 15 15 15 15 16 16 16 16,17,18 18,19,20 20,21,22 22 23 23 23 23 23 23 23 23 2.8 Оценочные материалы 2.9 Контроль результативности обучения базового уровня 2.10 Методы выявления результатов развития 2.11 Формы подведения итогов реализации программы 2.12 Календарный план воспитательной работы Список литературы для педагога Список литературы для детей и родителей Приложение 24 24 24 24 24 25 25 26-29 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 2 1.1 Пояснительная записка. Выжигание по дереву (пирография) – искусство, пришедшее к нам из глубины веков. С глубокой древности народные умельцы не только создавали из дерева необходимые предметы домашней утвари, но и стремились украсить их. В той или иной форме выжигание по дереву встречается в культуре всех народов и насчитывает не одну тысячу лет. Выжигание по дереву – техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. В настоящее время наблюдается некоторый всплеск интереса к выжиганию как виду декоративноприкладного искусства. Искусством выжигание является без сомнения. Возможности выжигания очень велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Гравюры, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным способом. Нормативно-правовая база Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с изменениями) Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2019 г. N 470 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196". Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ МП № 470 от 5. 09. 2019г. и Приказ МП № 533 от 30. 09. 2020г.) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Локальные акты Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования МБУДО «Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского муниципального района» 3 Направленность программы – техническая. «Обработка древесины методом пирографии (выжигание)». Приобщение детей к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического и нравственного воспитания средствами народного творчества. Актуальность программы заключается в том, чтобы создать условия развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству. Приобщение к общечеловеческим ценностям. Для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепление психологического и физического здоровья детей. Отличительная особенность программа, новизна Занятия в объединении открывают для детей широкий простор для творчества, возможности иметь уникальную вещь, сделанную своими руками, способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий. Новизна программы заключается в её вариативности. Все блоки программы являются вариативными, содержание тем внутри разделов программы и темп их усвоения могут варьироваться в зависимости от возможностей, желания и заинтересованности каждого ребёнка. Темы внутри разделов выстраиваются по принципу «от простого к сложному», это даёт возможность каждому ребёнку в ходе освоения раздела выбрать задание из предложенных вариантов по своему желанию и возможностям. Новизна проявляется в обосновании относительной изолированности пирографии от смежных видов декоративно-прикладного искусства. Адресат программы: Возраст учащихся 7 – 15 лет – дети младшего, среднего и старшего школьного возраста. При построении учебного процесса учитываются индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся каждой из этих возрастных категорий. Форма обучения: групповые занятия, совместная творческая деятельность – коллективные работы. Формы организации образовательного процесса:занятия организуются в учебных группах до 15 человек, сформированных с учетом уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Каждая группа состоит из девочек и мальчиков разного возраста, поэтому занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества. Занятие по данной программе состоит из теоретической и практической части, причем 80% учебного времени занимает практическая часть. Непосредственно само занятие делится на организационную, теоретическую и практическую часть. Организационная – обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и 4 иллюстраций. Теоретическая- максимально компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знаний. Общее количество часов в год - 144 Уровень программы: базовый. Особенности организации образовательного процесса Образовательная программа реализуется в традиционной форме. В случае возникновения необходимости дистанционногообучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагог оставляет за собой правовносить изменения в календарный учебный график. По организационной форме обучения выделяются индивидуальная и групповая формы обучения. 1.2 Цели и задачи программы Цель: сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом. Задачи: Образовательные: – познакомить обучающихся со способами выжигания по дереву; – обучить приёмам и технологиям выжигания при изготовлении сувениров, панно, картин. Развивающие: - развитие деловых качеств: самостоятельности, внимательности, наблюдательности, ответственности, активности, аккуратности, умения жить и работать в коллективе; - выявление, изучение и развитие мотивации познавательного интереса к техническому творчеству через пирографию. Воспитательные: – приобщить обучающиеся к традициям народного искусства и культуре родного края; – воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, ответственность. 1.3 Объем и сроки освоения программы. Срок реализации программы – 3 года. Режим занятий: 1год обучения - 144 ч., по 2 часа 2 раза в неделю, с перерывом 5 минут между занятиями; 2 год обучения -144 ч., по 2 часа 2 раза в неделю, с перерывом 5 минут между занятиями. 3год обучения -144 ч., по 2 часа 2 раза в неделю, с перерывом 5 минут между занятиями. 5 1.4 Учебный план Первый год обучения № п/п Количество часов Раздел Форма контроля всего теория практика 1 Вводное занятия 2 2 0 2 Материалы и инструменты для выжигания 2 1 1 3 Техника и последовательность выжигания. 20 6 14 4 Выжигание по дереву 84 20 64 5 Основы художественной росписи. 34 10 24 6 Итоговое занятие 2 1 1 144 40 104 ИТОГО: -собеседование - рекомендации - просмотр и анализ рабочих материалов - анализ информации - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - анализ работ - выставка - самооценка и взаимооценка 6 Второй год обучения № п/п Количество часов Раздел Форма контроля всего теория практика 1 Вводное занятия 2 2 0 2 Повторный курс 8 2 6 3 Выжигание по дереву 66 10 56 4 Разработка узора на деревянной основе 6 1 5 5 Понятие о композиции. Составление композиции. 10 2 8 6 Использование красок в выжигании.Техноло гия покрытия лаком. 10 1 9 7 Изготовление предметов на произвольную тему 40 8 32 -собеседование - рекомендации - просмотр и анализ рабочих материалов - анализ информации - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий 7 8 Итоговое занятие ИТОГО: 2 1 1 144 27 117 - анализ работ - выставка - самооценка и взаимооценка Третий год обучения № п/п Количество часов Раздел Форма контроля всего теория практика 1 Вводное занятия 2 2 0 2 Повторный курс 8 2 6 3 Выжигание по дереву 66 10 56 4 Виды орнаментов в выжигании. Понятие орнамента. 6 1 5 5 Выжигание на готовых изделиях. 20 2 18 6 Свободное творчество 30 4 26 -собеседование - рекомендации - просмотр и анализ рабочих материалов - анализ информации - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка 8 выполнения заданий 7 Использование красок в выжигании.Техноло гия покрытия лаком. 10 1 9 8 Итоговое занятие 2 1 1 144 27 117 ИТОГО: - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - анализ работ - выставка - самооценка и взаимооценка 1.5 Содержание учебного плана: Содержание учебного плана 1 года обучения № 1 Введение (2 часа) Теория. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития выжигания. История выжигания (пирография). Современные направления выжигание по дереву. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Практика.Выжигание по контуру на пробных досках. №2 Материалы и инструменты для выжигания. Виды выжигателей. Породы древесин. (2 часа) Теория. Организация рабочего места при выжигании. Соблюдение технике безопасности на занятии. Устройство выжигательного аппарата. Древесина, породы древесины, фанера, ДВП. Технология декоративной отделки древесины и фанеры. Выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного рисунка. Практика. Подготовка для выжигания: обработка досок – шлифовка, зачистка. №3 Техника и последовательность выжигания.(20 часов) Теория. Организация рабочего места при выжигании. Соблюдение технике безопасности на занятии. Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Выжигание по внешнему контуру. Выжигание элементов рисунка. Рамочное выжигание. Оформление рамки.Технология выжигания. Выжигание элементов рисунка с использованием регулятора температур, его переключением. 9 Практика. Работа на пробных досках. Оформление рамочки. Регуляция нажима, интервалов времени при выжигании. №4 Выжигание по дереву. (84 часа) Теория. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Выбор шаблона по теме. Правила техники безопасности электровыжигателем. Практика.Перенесение выбранного рисунка с помощью копировальной бумаги на деревянную поверхность заранее подготовленную (отшлифованную наждачной бумагой). Выжигание по линиям рисунка. Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок. №5 Основы художественной росписи.(34 часа) Теория. Основы материаловедения по художественной росписи. Свойства дерева, бумаги, красок используемых в работе. Краткая технология художественной росписи. Зарисовки с репродукции, работа над композицией: « Цветы, звери и птицы», «Человек и природа». Практика.Отбор материала для разработки эскиза. Разработка эскизов. Обработка древесины. Работа над росписью. Исполнение росписи. №6 Итоговое занятие(2 часа) Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. Содержание учебного плана 2 года обучения № 1 Введение (2 часа) Теория. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития выжигания. История выжигания (пирография). Современные направления выжигание по дереву. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Практика.Выжигание по контуру на пробных досках. № 2. Повторный курс(8 часов) Теория. Организация рабочего места при выжигании. Соблюдение технике безопасности на занятии. Устройство выжигательного аппарата. Выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного рисунка. Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Выжигание по внешнему контуру. Выжигание элементов рисунка. Рамочное выжигание. Оформление рамки.Технология выжигания. Выжигание элементов рисунка с использованием регулятора температур, его переключением. 10 Практика. Работа на пробных досках. Оформление рамочки. Регуляция нажима, интервалов времени при выжигании. №3 Выжигание по дереву. (66 часов) Теория. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Выбор шаблона по теме. Правила техники безопасности электровыжигателем. Практика.Перенесение выбранного рисунка с помощью копировальной бумаги на деревянную поверхность заранее подготовленную (отшлифованную наждачной бумагой). Выжигание по линиям рисунка. Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок. №4Разработка узора на деревянной основе (6 часов) Теория. Составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных и несимметричных, выполненных по народным мотивам. Практика.Выжигание узора в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных и несимметричных, выполненных по народным мотивам.Оформление изделий в технике выжигания. №5 Понятие о композиции. Составление композиции. (10 часов) Теория. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Основы композиции: композиционное расположение отдельных фигур и серии фигур. Беседа о художественных жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет. Симметрия в композиции. Композиция на изделиях различной величины и формы. Составление симметричной композиции. Составление композиций для изделий разной величины и формы. Самостоятельное оформление изделий в разных художественных жанрах. Практика.Подготовка основы для выжигания. Наложение копировальной бумаги на основу для выжигания. Приёмы перевода рисунка. Выжигание по линиям рисунка. Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок. №6 Использование красок в выжигании. Технология покрытия лаком. (10 часов) Теория. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Хохлома: демонстрация образцов хохломской росписи, история развития, техника, характерные приёмы росписи, последовательность выполнения орнамента на бумаге. Городецкая роспись: история развития, образ животного, птицы. Цветовое решение, основные приёмы Городецкой росписи, кистевой мазок. Матрёшка: создание рисунка сувенира, роспись рисунка. Демонстрация изделий народных промыслов, открыток, образцов старших кружковцев. 11 Практика.Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком. №7Изготовление предметов на произвольную тему (40 часов) Теория. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Выбор рисунка. Составление своего рисунка. Перенесение выбранного рисунка с помощью копировальной бумаги на деревянную поверхность заранее подготовленную (отшлифованную наждачной бумагой).Правила техники безопасности электровыжигателем. Практика.Отработка приемов выжигания: точками, штрихами, параллельными линиями, сплошной линией. Способы накладывания различных видов штриховки. Способы объединения различных приемов выжигания и различных видов штриховки при выполнении работы. Учет фактуры материала при выполнении работы.Отделка картины (нанесение лака). Презентация работ. №8 Итоговое занятие(2 часа) Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. Содержание учебного плана 3 года обучения № 1 Вводное занятие. (2 часа) Теория. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития выжигания. История выжигания (пирография). Современные направления выжигание по дереву. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Практика.Выжигание по контуру на пробных досках. № 2. Повторный курс (8 часов) Теория. Организация рабочего места при выжигании. Соблюдение технике безопасности на занятии. Устройство выжигательного аппарата. Выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного рисунка. Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Выжигание по внешнему контуру. Выжигание элементов рисунка. Рамочное выжигание. Оформление рамки.Технология выжигания. Выжигание элементов рисунка с использованием регулятора температур, его переключением. Практика. Работа на пробных досках. Оформление рамочки. Регуляция нажима, интервалов времени при выжигании. №3 Выжигание по дереву. (66 часов) Теория. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Выбор шаблона по теме. Правила техники безопасности электровыжигателем. 12 Практика.Перенесение выбранного рисунка с помощью копировальной бумаги на деревянную поверхность заранее подготовленную (отшлифованную наждачной бумагой). Выжигание по линиям рисунка. Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок. №4 Виды орнаментов в выжигании. Понятие орнамента. (6 часов) Теория. Понятие орнамента. Различные виды орнамента. Способы нанесения орнамента. Связь орнамента с формой изделия. Орнамент в оформлении работ. Работа над эскизом творческого изделия. Правила техники безопасности. Практика.Выбор орнаментов. Отработка способов нанесения орнамента. Выполнение орнамента в оформлении работ. Выжигание орнамента по образцу и составление орнамента в полосе. Применение орнамента в оформлении рамок. Выбор тематики выполняемого изделия. Самостоятельное выполнение эскиза. Нанесение эскизов на доску. Самостоятельное выжигание по образцу отдельных фигур (выжигание контура, деталей). №5 Выжигание на готовых изделиях. (20 часов) Теория. Составление узора на брелках, магнитах, разделочных досках, подставках под горячее, деревянных ложках. Составление симметричного рисунка. Правила техники безопасности электровыжигателем. Практика. Выжигание узора на брелках, магнитах, разделочных досках, подставках под горячее, деревянных ложках. Использование разных насадок для электровыжигателя. №6 Свободное творчество (30 часов) Теория. Работа по замыслу с использованием различных приёмов, технике выжигания, насадок для электровыжигателя. Закреплением пройденного материала. Правила техники безопасности электровыжигателем. Практика.Выполнение выбранной работы. Подготовка работ к выставке. №7 Использование красок в выжигании. Технология покрытия лаком. (10 часов) Теория. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Хохлома: демонстрация образцов хохломской росписи. Городецкая роспись: образ животного, птицы. Цветовое решение, основные приёмы Городецкой росписи. Демонстрация изделий народных промыслов. Практика.Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком. №8 Итоговое занятие (2 часа) 13 Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. 1.6 Планируемые результаты: Планируемые результаты 1 года обучения. В процессе изучения программы обучающиеся приобретают следующие знания: -название и назначение материалов – фанера, клеи, лаки; -название и назначение ручных инструментов и приспособлений -правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами. - правила разметки и контроля по шаблонам, линейке; -способы обработки различных материалов. умение: выжигать по дереву выжигателем разными способами: по контуру, фоновым, штриховкой;14 соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; -анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); - самостоятельно выжигать картину по рисунку; выполнять работу, используя художественные материалы, уметь переводить рисунок через копировальную бумагу; -правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду. Планируемые результаты 2 года обучения.В процессе изучения программы учащиеся приобретают следующие знания: -правила безопасности работы с инструментами; - виды и свойства материалов и инструментов; - технологию выжигания; - основы композиции. На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения: - работать с материалами и инструментами для выжигания, соблюдая правила ТБ; - выбирать способы оформления и выжигания работы; - оформлять плоские изделия по образцу и замыслу; - контролировать качество работы, устранять дефекты. Данный курс позволяет научить учащихся приёмам и технике выжигания по дереву;Способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы. Планируемые результаты3 года обучения.Данный курс позволяет научить учащихся грамотно подбирать способвыжигания. Выполнять изделия более сложные по технике на основе изученных приёмов. В процессе изучения программы учащиеся приобретают следующие знания: 14 -правила безопасности работы с инструментами; - виды и свойства материалов и инструментов; - технологию выжигания; - основы композиции и цветоведения; - разновидности узоров. На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения: - работать с материалами и инструментами для выжигания, соблюдая правила ТБ; - выбирать способы оформления и выжигания работы; - оформлять изделия по образцу и замыслу; - контролировать качество работы, устранять дефекты. Данный курс позволяет научить учащихся приёмам и технике выжигания по дереву;Способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации программы. Учебно-тематический план первого года обучения № Наименование темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие Материалы и инструменты для выжигания Техника и последовательность выжигания. 2 2 Техника и последовательность выжигания. Техника и последовательность выжигания. Техника и последовательность выжигания. Техника и последовательность выжигания. 2 Материалы и инструменты для выжигания Техника и последовательность выжигания. 2 10. Техника и последовательность выжигания. 11. Техника и последовательность выжигания. 12. Техника и последовательность выжигания. 2 1 2 2 1 2 2 1 1 2 1 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 Дата проведения По По плану факту 15.09 1 1 2 15 Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Основы художественной росписи 56. Основы художественной росписи 57. Основы художественной росписи 58. Основы художественной росписи 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 2 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 16 59. Основы художественной росписи 60. Основы художественной росписи 61. Основы художественной росписи 62. Основы художественной росписи 63. Основы художественной росписи 64. Основы художественной росписи 65. Основы художественной росписи 66. Основы художественной росписи 67. Основы художественной росписи 68. Основы художественной росписи 69. Основы художественной росписи 70. Основы художественной росписи 71. Основы художественной росписи 72. Итоговое занятие 2 1 2 2 2 1 2 2 1 1 1 2 1 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 2 1 1 2 1 1 Учебно-тематический план второго года обучения № Наименование темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Вводное занятие Повторный курс Повторный курс Повторный курс Повторный курс Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Количество часов Всего Теория Практика 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 Дата проведения По По плану факту 15.09 17 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Разработка узора на деревянной основе Разработка узора на деревянной основе Разработка узора на деревянной основе Понятие о композиции. Составление композиции. Понятие о композиции. Составление композиции. Понятие о композиции. Составление композиции. Понятие о композиции. Составление композиции. Понятие о композиции. Составление композиции. Использование красок в выжигании.Технология покрытия лаком. Использование красок в выжигании.Технология покрытия лаком. Использование красок в выжигании.Технология покрытия лаком. Использование красок в выжигании.Технология покрытия лаком. Использование красок в 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 18 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. выжигании.Технология покрытия лаком. Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Изготовление предметов на произвольную тему Итоговое занятие 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 Учебно-тематический план третьего года обучения № Наименование темы 1. Вводное занятие Количество часов Всего Теори Практика я 2 2 - Дата проведения По По плану факту 15.09 19 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. Повторный курс Повторный курс Повторный курс Повторный курс Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание по дереву Виды орнаментов в выжигании. Понятие орнамента. Виды орнаментов в выжигании. Понятие орнамента. Виды орнаментов в выжигании. Понятие орнамента. Выжигание на готовых изделиях. Выжигание на готовых изделиях. Выжигание на готовых изделиях. Выжигание на готовых изделиях. Выжигание на готовых изделиях. Выжигание на готовых изделиях. Выжигание на готовых изделиях. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 2 1 20 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. Выжигание на готовых изделиях. Выжигание на готовых изделиях. Выжигание на готовых изделиях. Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Свободное творчество Использование красок в выжигании.Технология покрытия лаком. Использование красок в выжигании.Технология покрытия лаком. Использование красок в выжигании.Технология покрытия лаком. Использование красок в выжигании.Технология покрытия лаком. Использование красок в выжигании.Технология покрытия лаком. Итоговое занятие 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2.2 Календарный учебный график Год обучения, наименование/номер группы Срок учебного года (продолжительность обучения) 1 год, группа №1 с 15 сентября 2022г. по 31 мая 2023г. (36 уч.нед.) с 15 сентября 2022г. по 31 мая 2023г. (36 уч.нед.) 2 год, группа №2 Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия (мин) 2 занятия по 45 мин. Кол-во ак. часов в неделю Всего ак. часов в год 4 144 2 занятия по 45 мин. 4 144 21 3 год, группа №3 с 15 сентября 2022г. по 31 мая 2023г. (36 уч.нед.) 2 занятия по 45 мин. 4 144 2.3 Методическое обеспечение программы Занятия по программе «Выжигание по дереву» проводятся в кабинете, где имеется все необходимое оборудование: 1) 2) 3) 4) 5) 6) Наглядные пособия; Дидактический материал; Методический материал; Алгоритм учебного занятий; (Приложение №1) Раздаточный материал; Электровыжигатели. 2.4. Материально-техническое обеспечение программы 1. Мебель (парты, стулья) по количеству детей; 2. Учебная доска, мел; 3.Методическая литература; 4. Образцы изделия; 5. фото и видеоматериалы. 2.5 Информационное обеспечение: компьютер, колонки. 2.6 Материально-техническая база Материально-техническая база для 1-го, 2-го и 3-го года обучения: прибор по выжиганию на каждого ребёнка; готовые рисунки; шаблоны узоров; наждачная бумага; копировальная бумага; фанера; краски, кисточки; ножницы, резинка, карандаши; лак по дереву. 2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации Формы контроля в промежуточной аттестации проходят в виде беседы, опроса. Порядок текущего контроля в промежуточной аттестации строится на оценке качества усвоенного учебного материала; 2.8 Оценочные материалы 22 Средства, позволяющие оценить уровень освоения программы: участие в выставках; презентации; творческие отчеты; викторины, конкурсы; тесты, устный опрос (Приложение №2) 2.9 Контроль результативности обучения базового уровня заключается в практической подготовке ребенка. Как ребенок овладел практическими умениями и навыками, предусмотренными данной программой, применяет их под руководством педагога. 2.10 Методы выявления результатов развития Личные достижения учащихся (участие, победа в конкурсах). Накопительная система оценивания - сколько работ выполнено, какой сложности и т.д. 2.11 Формы подведения итогов реализации программы: конкурсы, выставки, подведение итогов, награждение. 2.12 Календарный план воспитательной работы: Посвящение в кружковцы 22.09.2022 День отца 16.10.2022 День матери 27.11.2022 «Новогоднее настроение» выставка 28.12.2022 Подарок к 23 февраля 22.02.2023 Подарок к 8 марта 7.03.2023 Викторина « Что я знаю о выжигании» 25.04.2023 «Нотки творчества» выставка 24.05.2023 23 Список литературы для педагога: 1. Белякова О.П. «Искусство выжигания », Ростов на Дону, 2012 г. 2. Демина И.Г. Чудеса из дерева.- М.:2001. 3. Дымковский И.П. «Художественная резьба и мозаика по дереву», Минск ,1999 год. 4.Матвеева Т.А. «Мозаика и резьба по дереву» М. Высшая школа, 1993 г. 5.Научно-методический журнал « Школа и производство» - М.: « Школа – Пресс 1», 2004, 2003. 6. Нехотина Т.М. Русские узоры.- М.:1987 7. Панченко В.В. Выжигание по дереву. Ростов на Дону «Феликс», 2005. 8.Подарки. Энциклопедия. М.:1999. 9. Расщупкина С.Ю. Выжигание по дереву. М.: «Риполклассик», 2011. 10.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и пси хология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. 11. Хворостов А.С. Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело. М. «Владос» 2002. Список литературы для детей и родителей: 1.Дымковский И.П. «Художественная резьба и мозаика по дереву»,Минск, 2013 год. 2.Ерлыкин Л.А. «Пионер-умелец»,М, 2008 год. 3.Леонтьев П. «Работы по дереву», Л, 2007 год. 4.Мольнар А.А. «Художественная резьба по дереву», М, 2000 год. 5. Честмир Барта. «200 работ для умелых рук», М, 2015 год. 24 Приложение №1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Алгоритм занятия Выбор рисунка. Подготовка фанеры к работе – шлифовка. Перенос рисунка на фанеру с помощью копировальной бумаги. Выжигание рисунка на фанере с помощью электрического выжигателя. Обработка изделия наждачной бумагой. Оформление в цвете картину. Высушивание готовой работы. Лакирование готовой работы. Сушка работы. Приложение № 2 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Тема: Выжигание по дереву ФИО__________________________________________________________ Группа:________________________________________________________ Вопрос №1 Как по другому можно назвать «выжигание по дереву» ? Переграфия по дереву Пирография по дереву Политография по дереву Вопрос №2 Чем выжигали в старину рисунок на древесине? Палками разогретыми на костре Горелкой Металлическими стержнями разогретыми на огне Вопрос №3 Каким прибором выполняют выжигание по древесине? Электровыжигателем Электросжигателем Разогретыми металлическими стержнями Вопрос №4 При соприкосновении раскалённого наконечника выжигателя с древесиной…..: …ее поверхностный слой подгорает, принимая желто-коричневый оттенок. …. ее поверхностный слой сгорает, принимая коричневый оттенок. … ее внутренний слой подгорает, принимая черный оттенок. Вопрос №5 Древесина на которой выполняется выжигание: Гладкой и темного цвета Должна быть светлой и без сучков Должна быть хвойной и без сучков Вопрос №6 Электровыжигатель состоит из: 25 1. держатель, корпус, нагреватель, регулятор 2. рукоятка, корпус, регулятор нагрева наконечника, электрический шнур 3. рукоятка,наконечник, корпус , регулятор нагрева наконечника, электрический шнур. Вопрос №7 Чтобы выжечь тонкую линию наконечник электровыжигателя ..: 1. Быстро с нажимом наконечник электровыжигателя перемещают на поверхности. 2. Медленно не дотрагиваясь до древесины перемещают на поверхности. 3. Быстро и без сильного нажима перемещают на поверхности. Вопрос №8 Чтобы выжечь толстую линию наконечник электровыжигателя ..: 1. ведут линию медленно. 2. ведут линию быстро с нажимом. Вопрос №9 Завершающим этапом является отделка изделия...: 1. лакированием 2. шлифованием Вопрос №10 Рукоятку электровыжигателя держат в руке : 1. Строго вертикально поверхности древесины 2. Как карандаш при обычном рисовании Вопрос №11 Первоначально при выжигании поверхность фанеры шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой : 1. поперек волокон 2. вдоль волокон 3. круговыми движениями Ответы: 1. 2 2. 3 3. 1 4. 1 5. 2 6. 3 7. 3 8. 1 9. 1 10. 2 ФИО__________________________________________________________ Группа:________________________________________________________ 1. Выжигание – это: 26 А – один из видов столярных работ. Б – один из видов слесарных работ. В – один из видов декоративной отделки поверхности древесины. Г – один из видов укрепления поверхности древесины. 2. Наилучший материал для выжигания А – дсп Б – двп В – фанера Г – пластик 3. Перед выжиганием поверхность А – шлифуют напильником Б – шлифуют наждачной бумагой В – обрабатывают рубанком Г – полируют 4. Фанеру получают путём А – поперечного распиливания бревна Б – наклеивания друг на друга трёх (или более) листов шпона В – прессования и склеивания измельчённой древесины Г – прессования пропаренной и измельчённой древесной массы 5. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью А – кальки Б – ксероксных листов В – копировальной бумаги Г – прозрачной бумаги 6. Выжигают рисунок с помощью А – паяльника Б – электровыжигателя В – электронагревателя Г – электровыключателя 7. Тонкую линию получают при А – медленном движении пера Б – быстром движении пера В – плавном движении пера Г – движении пера рывками 8. Толстую линию получают при: А – плавном движении пера Б – медленном движении пера В – быстром движении пера Г – движении пера рывками 9. Рисунок сначала выжигают А – по внутренним линиям Б – по выпуклым поверхностям В – по внешнему контуру Г – по вогнутым поверхностям 27 10. Каким должен быть цвет пера при выжигании? А – красный Б – тёмно-красный В – тёмно-коричневый Г – светло-коричневый 11. По какой древесине можно выжигать? А – только по сухой Б – только по влажной В – без разницы Г- только что спиленной для усиления эффекта выжига 12. Как по другому называется Выжигание: А – Пирография Б – Аэрография В – Криптография Г – граффити 13. Какие виды выжигания Вы знаете? (Контурное, силуэтное, декоративное)______________________________________________________ __________________________________________________________ 14. чтобы рисунок выжигался легко нужно? А) сильно нагреть выжигатель Б) рисунок расположить так, чтобы волокна шли кверху В) Рисунок расположить так, чтобы волокна шли к низу Г) Нужна просто мягкая древесина. 15. Какие виды дерева можно отнести к мягкой древесине: А – Липа, Б – Дуб, В – береза, Г- Ясень, Д – Сосна, Е – Клен Ответы 1.В 2.В 3.Б 4.Б 5.А,В 6.Б 7.Б 8.Б 9.В 10.Б 11.А 12.А 13. Выжигание открытым пламенем,обработка горячим песком, увеличительным стеклом на солнце, трением на токарном станке, газовым резаком. 14.В 15.А,Г,Д,Е 28