Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1 Пояснительная записка Нормативно-правовая база Направленность программы Актуальность программы Отличительная особенность программа, новизна Адресат программы Форма обучения Формы организации образовательного процесса Общее количество часов в год Уровень программы Особенности организации образовательного процесса 1.2 Цели и задачи программы 1.3 Объем и сроки освоения программы 1.4 Учебный план: - учебный план 1-го года обучения - учебный план 2-го года обучения 1.5 Содержание учебного плана: - содержание учебного плана 1-го года обучения - содержание учебного плана 2-го года обучения 1.6 Планируемые результаты: - планируемые результаты 1-го года обучения - планируемые результаты 2-го года обучения Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации программы. Учебно-тематический план - учебно-тематический план 1-го года обучения - учебно-тематический план 2-го года обучения 2.2 Календарный учебный график 2.3 Методическое обеспечение программы 2.4 Материально-техническое обеспечение программы 2.5 Информационное обеспечение 2.6 Материально-техническая база - материально-техническая база 1-го года обучения - материально-техническая база 2-го года обучения 2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации 2.8 Оценочные материалы 2.9 Контроль результативности обучения базового уровня 2.10 Методы выявления результатов развития 2.11 Формы подведения итогов реализации программы 2.12 Календарный план воспитательной работы Список литературы для педагога 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6,7 7 7 7,8 8,9 9 9,10 11,12 12 12,13 13 13 13 13 13,14,15 15,16, 16 17 17 17 17 17 17 17 17 17 18 18 18 19 Список литературы для детей и родителей Приложение 19 20-22 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1 Пояснительная записка. Образовательная программа «Вышивка бисером» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественноэстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия. Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту, и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания. Нормативно-правовая база Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с изменениями) Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2019 г. N 470 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196". Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ МП № 470 от 5. 09. 2019г. и Приказ МП № 533 от 30. 09. 2020г.) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Локальные акты 3 Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования МБУДО «Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского муниципального района» Направленность программы – художественная. Актуальность программы заключается в том, чтобы создать условия развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству. Приобщение к общечеловеческим ценностям. Для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепление психологического и физического здоровья детей, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Отличительная особенность программа, новизна Отличительная особенность составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с обучающимися строиться на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного отношения к личности ребенка. Новизна программы заключается в развитии у учащихся творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления изделий и т.п.. Адресат программы: Возраст учащихся 7 – 15 лет – дети младшего, среднего и старшего школьного возраста. При построении учебного процесса учитываются индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся каждой из этих возрастных категорий. Форма обучения: групповые, индивидуальные и коллективные. Формы организации образовательного процесса: 1. Тестирование. 2. Занятие контроля знаний. 3.Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее). 4. Дискуссия. 5. Отчетная выставка. Общее количество часов в год - 144 Уровень программы: базовый. Особенности организации образовательного процесса состоят в том, что ставит и решает традиционную задачу обучения обучающихся основам вышивки бисером в широком культурологическом контексте с использованием приёмов художественного творчества, с ориентацией на проектную деятельность обучающегося (от небольших технологических проектов до сложных комплексных технологических разработок). Подготавливает обучающегося к дальнейшему освоению разных типов культуры: своей национальной и других национальных форм культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса, показав сущностное сходство, единство человеческой духовной природы, несмотря 4 на различия языков, обычаев, обрядов. Заключается в дифференцированном подходе к обучению и развитию творческого потенциала с учётом возрастных и психофизических возможностей обучающегося, где используется авторский подход при создании каждой модели с включением обучающегося в процесс активного, творческого создания своего изделия. 1.2 Цели и задачи программы Цель программы является расширение знаний и приобретение практических навыков в области древнего вида рукоделия – вышивки бисером, развитии у учащихся творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления изделий. Формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством вышивки бисером. Нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вышивания бисером. Задачи: Образовательные: - овладеть основами вышивки бисером; - овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий из бисера; - расширить знания об истории возникновения и развития бисероплетения; - обучиться различным техникам вышивания бисером; - сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения. Развивающие: - развивать моторные навыки; - сформировать эстетический и художественный вкус; - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание; - повышать общий интеллектуальный уровень; - способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности; - способствовать расширению кругозора; - содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе. Воспитательные: - привить интерес к культуре, истокам народного творчества; - обеспечить доведение начатого дела до конца; - способствовать взаимопомощи при выполнении работы; - воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность; - формировать общую культуру обучающихся; - содействовать организации содержательного досуга; - формирование навыков здорового образа жизни; 5 - воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся. 1.3 Объем и сроки освоения программы Срок реализации программы – 2 года. Режим занятий: 1год обучения - 144 ч., по 2 часа 2 раза в неделю, с перерывом 5 минут между занятиями; 2 год обучения -144 ч., по 2 часа 2 раза в неделю, с перерывом 5 минут между занятиями. 1.4 Учебный план Первый год обучения № п/п 1 Количество часов Раздел Вводное занятия 2 Форма контроля всего теория практика 2 2 - 16 4 12 8 2 6 24 6 18 70 10 60 Способы вышивания 3 Моделирование узоров 4 Аппликации 5 Вышивка: «Сказочные герои»; «Родные просторы»; «Зимнем мотивы»; -собеседование - рекомендации - просмотр и анализ рабочих материалов - анализ информации - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - работа по образцу - анализ работ - самооценка 6 6 7 «Вышивка по выбору» Работа на свободную тему Итоговое занятие ИТОГО: 22 6 16 2 1 1 144 33 111 -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - анализ работ - выставка - самооценка и взаимооценка Второй год обучения № п/п Количество часов Раздела всего теория практика 1 Вводное занятия 2 1 1 2 Повторный курс 8 2 6 12 2 10 22 4 18 68 10 58 16 2 14 3 Моделирование узоров 4 Аппликации 5 Вышивка 6 Панно по мотивам сказок и сюжетам Форма контроля -собеседование - рекомендации - просмотр и анализ рабочих материалов - анализ информации - наблюдение - показ - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ 7 басен 7 Вышивка бисером на аксессуаре. 14 4 10 8 Итоговое занятие 2 1 1 144 26 118 ИТОГО: - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - наблюдение - показ - анализ работ - самооценка -проверка выполнения заданий - анализ работ - выставка - самооценка и взаимооценка 1.5 Содержание учебного плана: Содержание учебного плана 1 года обучения № 1 (2 часа) Введение Теория.Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развитиявышивки бисером. Использование бисера в народном костюме. Современные направления вышивания бисером. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Практика. Контрольные вопросы. №2 (16 часов) Способы вышивания Теория.Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 10-15 минут и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем. Правильная организация рабочего места. Соблюдение технике безопасности на занятии.Во время занятия проводится физминутка для рук и гимнастика для глаз. (Приложение№2) Практика.Вышивка в линию: - шов «вперед иголку» -шов «за иголку» -способ «стебельчатый» Цветочек: Чередование швов. Способы вышивки с бисером, стеклярусом и блестками. 8 № 3 (8 часов) Моделирование узоров Теория. Моделирование узоров предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельно выполнять. Правильная организация рабочего места. Соблюдение технике безопасности на занятии. Практика.Основные приёмы моделирование узоров. Мотив розетка. № 4 (24 часа)Аппликации Теория. Основные приёмы, используемые для изготовления аппликации. Правильная организация рабочего места. Соблюдение технике безопасности на занятии. Разбор последовательности работы со схемами. Практика.(выполнение изделий с использованием бисера): - Аппликации и вышитые мотивы; -Аппликации на резинки для волос; -Аппликация ко дню матери; -Аппликация к 23 февраля; - Аппликация к 8 марта; -Аппликация на аксессуаре по выбору; -Аппликация к 9 мая. № 5(70 часов) Вышивка Теория. Основные приёмы, используемые для изготовления работы. Способы вышивки. Правильная организация рабочего места. Соблюдение технике безопасности на занятии. Разбор последовательности работы. Практика. (выполнение изделий с использованием бисера, блесток, пайеток, стекляруса): «Сказочные герои»; 16 уч.часов «Родные просторы»; 16 уч.часов «Зимние мотивы»; 18 уч. часов «Вышивка по выбору». 20уч. часов № 6(22 часа) Вышивка композиции на выбор Теория.Основные приёмывышивки бисером, используемые для изготовления композиции. Правильная организация рабочего места. Соблюдение технике безопасности на занятии. Разбор последовательности работы. Практика. (выполнение изделий из бисера): Вышивка композиции на выбор. № 7 (2часа) Итоговое занятие Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. 9 Содержание учебного плана 2 года обучения № 1 (2 часа) Введение Теория.Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развитиявышивки бисером. Использование бисера в народном костюме. Современные направления вышивания бисером. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организациярабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Практика. Контрольные вопросы. № 2 (8часов) Повторный курс Теория. Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 10-15 минут и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем. Правильная организация рабочего места. Соблюдение технике безопасности на занятии. Практика Вышивка в линию: - шов «вперед иголку» -шов «за иголку» -способ «стебельчатый» Цветочек: Чередование швов. Способы вышивки с бисером, стеклярусом и блестками. № 3 (12 часов) Моделирование узоров Теория. Моделирование узоров предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельно выполнять. Правильная организация рабочего места. Соблюдение технике безопасности на занятии. Практика. Основные приёмымоделирование узоров. Мотив розетка. № 4 (22 часа) Аппликации Теория.Основные приёмы, используемые для изготовления аппликации. Правильная организация рабочего места. Соблюдение технике безопасности на занятии. Разбор последовательности работы со схемами. Практика .(выполнение изделий с использованием бисера): - Аппликации и вышитые мотивы; -Аппликации на резинки для волос; -Аппликация ко дню матери; 10 -Аппликация к 23 февраля; - Аппликация к 8 марта; -Аппликация на аксессуаре по выбору; -Аппликация к 9 мая. № 5(68 часов) Вышивка Теория.Основные приёмы, используемые для изготовления работы. Способы вышивки. Правильная организация рабочего места. Соблюдение технике безопасности на занятии. Разбор последовательности работы. Практика. (Выполнение изделий с использованием бисера, блесток, пайеток, стекляруса): «Вышивка по выбору»; 16 уч. ч «Родные просторы»; 16 уч. ч «Зимние мотивы»; 16 уч. ч «Весенние мотивы». 20 уч.ч № 6(16 часов) Панно по мотивам сказок Теория. Основные приёмы бисероплетения и вышивания бисером, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практика. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно. В течение занятий планируется изготовление композиций из плетеных фигурок сказочных героев. № 7(14 часов) Вышивка бисером на аксессуаре. Теория.Демонстрация изделий. Основные приёмывышивки бисером, используемые для работы. Правильная организация рабочего места. Соблюдение технике безопасности на занятии. Разбор последовательности работы. Выбор аксессуара и подбор узора. Практика (выполнение изделий из бисера): Вышивка бисером на аксессуарепо выбору. № 8(2 часа) Итоговое занятие Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.Награждение воспитанников. 1.6 Планируемые результаты: Планируемые результаты 1 года обучения В процессе изучения программы учащиеся приобретают следующие знания: 11 - разные способы вышивания; - понимать и составлять схемы; - какие материалы нужно использовать в каждом конкретном случае. На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения: - правильно организовывать рабочее место; - работать с различными материалами; - бережно выполнять свою работу; -доводить дело до конца. Планируемые результаты 2 года обучения Данный курс позволяет научить учащихся гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы вышивки бисером, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вышиванию и составлять рабочие рисунки самостоятельно. Изготавливать композиции, аппликации, картины и т.д.Хранить изделия из бисера согласно правилам. ( Приложение №1) Способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации программы. Учебно-тематический план первого года обучения № Наименование темы Всего 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Вводное занятие Способы вышивания Способы вышивания Способы вышивания Способы вышивания Способы вышивания Способы вышивания Способы вышивания Способы вышивания Моделирование узоров Моделирование узоров Моделирование узоров Моделирование узоров Аппликации Аппликации Аппликации 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Количество часов Теория Практика 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 2 1 1 2 1 2 1 2 1 Дата проведения По По плану факту 15.09 12 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Вышивка: «Сказочные герои» Вышивка: «Сказочные герои» Вышивка: «Сказочные герои» Вышивка: «Сказочные герои» Вышивка: «Сказочные герои» Вышивка: «Сказочные герои» Вышивка: «Сказочные герои» Вышивка: «Сказочные герои» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Вышивка по выбору» Вышивка: «Вышивка по выбору» Вышивка: «Вышивка по выбору» Вышивка: «Вышивка по выбору» Вышивка: «Вышивка по выбору» Вышивка: «Вышивка по выбору» Вышивка: «Вышивка по выбору» Вышивка: «Вышивка по выбору» Вышивка: «Вышивка по выбору» Вышивка: «Вышивка по выбору» Работа на свободную тему Работа на свободную тему Работа на свободную тему Работа на свободную тему Работа на свободную тему Работа на свободную тему 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 1 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 13 67. 68. 69. 70. 71. 72. Работа на свободную тему Работа на свободную тему Работа на свободную тему Работа на свободную тему Работа на свободную тему Итоговое занятие 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 Учебно-тематический план второго года обучения № Наименование темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Вводное занятие Повторный курс Повторный курс Повторный курс Повторный курс Моделирование узоров Моделирование узоров Моделирование узоров Моделирование узоров Моделирование узоров Моделирование узоров Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Аппликации Вышивка:«Вышивка по выбору» Вышивка:«Вышивка по выбору» Вышивка:«Вышивка по выбору» Вышивка:«Вышивка по выбору» Вышивка:«Вышивка по выбору» Вышивка:«Вышивка по выбору» Вышивка:«Вышивка по выбору» Вышивка:«Вышивка по выбору» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Количество часов Всего Теория Практика 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 2 Дата проведения По По плану факту 15.09 14 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Родные просторы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Зимнем мотивы» Вышивка: «Весенние мотивы» Вышивка: «Весенние мотивы» Вышивка: «Весенние мотивы» Вышивка: «Весенние мотивы» Вышивка: «Весенние мотивы» Вышивка: «Весенние мотивы» Вышивка: «Весенние мотивы» Вышивка: «Весенние мотивы» Вышивка: «Весенние мотивы» Вышивка: «Весенние мотивы» Панно по мотивам сказок Панно по мотивам сказок Панно по мотивам сказок Панно по мотивам сказок Панно по мотивам сказок Панно по мотивам сказок Панно по мотивам сказок Панно по мотивам сказок Вышивка бисером на аксессуаре Вышивка бисером на аксессуаре Вышивка бисером на аксессуаре Вышивка бисером на аксессуаре Вышивка бисером на аксессуаре Вышивка бисером на аксессуаре Вышивка бисером на аксессуаре Итоговое занятие 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 1 1 2.2 Календарный учебный график Год обучения, Срок учебного года Кол-во занятий в наименование/номер (продолжительность неделю, группы обучения) продолжительность одного занятия (мин) 1 год, группа №1 с 15 сентября 2022г. 2 занятия по 31 мая 2023г. по 45 мин. (36 уч.нед.) Кол-во ак. часов в неделю Всего ак. часов в год 4 144 15 2 год, группа №2 с 15 сентября 2022г. по 31 мая 2023г. (36 уч.нед.) 2 занятия по 45 мин. 4 144 2.3 Методическое обеспечение программы Занятия по программе «Вышивка бисером» проводятся в кабинете, где имеется все необходимое оборудование: 1.Наглядные пособия; 2.Дидактический материал; 3.Методический материал; 4.Раздаточный материал. 2.4. Материально-техническое обеспечение программы 1. Мебель (парты, стулья) по количеству детей; 2. Учебная доска, мел; 3. Ножницы, подставки для бисера, игольницы; 4.Необходимый материал; 5. Шаблоны для составления схем низания. 2.5 Информационное обеспечение: компьютер, колонки, интернет. 2.6 Материально-техническая база Материально-техническая база для 1-го, 2-го года обучения: Бисер, стеклярус разных цветов; Бусины, пайетки разных цветов и форм; Иголка для бисера №10; Нитки; Однотонная салфетка для бисера (лён или х/б); Контейнеры для бисера и бусин; Тетрадь в клетку; Цветные карандаши; Проволока диаметр 0,3 мм. 2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации Формы контроля в промежуточной аттестации проходят в виде беседы, опроса. Порядок текущего контроля в промежуточной аттестации строится на оценке качества усвоения обучающимися учебного материала; отслеживание активности обучающихся по итогам учебного периода. 2.8 Оценочные материалы: наблюдение, опрос, практические задания. 2.9 Контроль результативности обучения базового уровня заключается в практической подготовке ребенка. Как ребенок овладел практическими 16 умениями и навыками, предусмотренными данной программой, применяет их под руководством педагога. 2.10 Методы выявления результатов развития Личные достижения учащихся (участие, победа в конкурсах). Накопительная система оценивания - сколько работ выполнено, какой сложности и т.д. 2.11 Формы подведения итогов реализации программы: конкурсы, выставки, подведение итогов, награждение. 2.12 Календарный план воспитательной работы: День хобби 22.09.2022 День отца 16.10.2022 День матери 27.11.2022 «Новогоднее настроение» выставка 28.12.2022 Подарок к 23 февраля 22.02.2023 Подарок к 8 марта 7.03.2023 «День бисера» 18.04.2023 «Нотки творчества» выставка23.05.2023 17 Список литературы для педагога: 1. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999. 2. Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996 3.Гринченко А.С. Вышивка бисером. Издательство: Эксмо., 2006 4.Жукова О.Г. Бисерное рукоделие. М., 2004. 5.Леви Стенли. Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры.Издательство: Мир книги., 2005 6.Маркман Л.А. Бисерная фантазия. /Издатель И.В.Балабанов. - М., 1999 7.Наниашвили И.Н., Соцкова А.Г. Стильные аксессуары своими руками. Издательство: ИФ Фактор.,2008 8.Образовательные программы по декоративно-прикладному искусству для УДОД. М.: ООО «ДОД», 2007. 9.Осадченко В.Э. Всё о бисере.-Ростов на Дону: Владис, 2010 10.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. 11.Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. – Н.Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2003. 12.Бисер в вышивке. Издательство: «Ниола-Пресс». Серия: Школа вышивки. Год:2007 13. Энн Бенсон. «Вышивка бисером. Методы и идеи» 14.Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. М., 2003.Издательство: М.: Ниола 21век. Год:2006 Список литературы для детей и родителей: 1.Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006 2.Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. 3.Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. 4. Леви Стенли., Вышивка бисером и блестками Издательство: Мир книги., 2005 18 Приложение№1 Правильное хранение бисера и изделий из него. Украшения из бисера и вещи с декором из бисерной вышивки смотрятся потрясающе привлекательно и празднично, и каждой обладательнице изделий из бисера хотелось бы, чтобы эти украшения служили как можно дольше и радовали в течение многих лет. И это вполне возможно, достаточно только знать основные правила их хранения и ухода за ними и, конечно же, выполнять эти правила. Бисер на самом деле достаточно прочный и долговечный материал, однако срок его службы может быть разным, в зависимости от способов его хранения и грамотного ухода за бисерными изделиями. Но даже бисер самого высокого качества (например, чешский, японский или индийский) плохо переносит длительное пребывания на солнечном свету: в этом случае бисер начинает быстро терять свою окраску или, другими словами, выцветать. Также плохо влияет на состояние стекляруса и стеклянных бусинок перепад температур, слишком высокие или слишком низкие температуры. Очень важно максимально обеспечить целостность бисерных изделий, поскольку они бывают собраны из сотен, а порой и из тысяч мелких стеклянных бусинок. Кроме осторожности при обращении, носке бисерных украшений, важно изначально предусмотреть все факторы, влияющие на их качество. Для начала откажитесь от стремления сэкономить на материале: покупайте сразу качественный бисер. Поскольку сплетенные из бисера изделия постоянно подвергаются деформации при носке или хранении, нужно позаботиться о прочности основы плетения. Как правило, мастерицы пользуются бесцветным лаком для защиты лески: перед началом плетения украшений его наносят на нить или леску. Опыт показывает, что покрытая лаком основа плетения служит дольше. Также бисерные изделия плохо переносят намокание. Если украшение собрано на проволоке, она при контакте с водой рискует покрыться ржавчиной, что может безнадежно испортить внешнюю привлекательность изделия. А если украшение сплетено на капроновой нити, то после намокания нить с большой вероятностью может начать преть и гнить. Сам бисер также плохо переносит контакты с водой: под действием влаги он может начать крошиться. В соответствии с названными особенностями бисера и изделий, созданных из него или им украшенных, перечислим основные правила их хранения. Располагайте и храните их вне зоны попадания солнечных лучей, минимизируйте воздействие солнца на них. Храните их при комнатной температуре, но вдали от радиаторов или обогревателей. 19 Избегайте спутывания украшений между собой, чтобы они не порвались или не поцарапались. Для этого храните их отдельно одно от другого: складывайте на хранение в маленькие коробочки, шкатулки, контейнеры или пакетики. Не допускайте сминания, скручивания или загибания изделий из бисера. Украшение, сплетенное на леске, следует хранить расправленным, поскольку леска «запоминает» форму, в которой долго лежит и расправлять изделие бывает очень сложно и неполезно для него самого. Приложение№2 Физминутка для рук и гимнастика для глаз: Гимнастика для глаз.( В связи с особенностью материала (мелкие отверстия бусин), здоровьесберегающие технологии предусматривают 2 паузы во время практической работы) Упражнение 1. 1.Очень медленно вращать глазами. Смотреть вправо, вверх, влево, вниз. 2. Устремить взор вдаль. 3.Повторить в другую сторону. Выполнить по 4-5 раз. Упражнение 2. 1. Посмотреть на кончик носа. 2. Перевести взгляд в даль. Повторить 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению фокусировки глаз. Упражнение 3. 1.Резко закрыть глаза. 2. Резко открыть. Повторить 4-5 раз. Упражнение 4. 1.Не поворачивая головы, посмотреть влево, вправо. 2.Посмотреть вниз, вверх. Повторить 4 -5 раз. Перед началом работы разомнем пальчики: Покатаю я в руках Бусинки, горошки Станьте ловкими скорей Пальчики, ладошки Физминутка для рук:«Заготавливаем капусту». Руками имитируем соответствующие движения. 20 — Мы капусту рубим! (2 раза) прямыми напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх – вниз. — Мы капусту режем! (2 раза) энергичные движения прямыми ладонями вперёд назад. — Мы капусту солим! имитируем: «солим капусту». — Мы капусту жмём! (2 раза) пальцы энергично сжимаем в кулаки то одновременнона двух руках, то поочерёдно. — Мы морковку трём! (2 раза) пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх – вниз по ладоням другойруки. Затем меняем руки. 21