ИЗО Рыжий кот

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительная особенность программа, новизна
Адресат программы
Форма обучения
Формы организации образовательного процесса
Общее количество часов в год
Уровень программы
Особенности организации образовательного процесса
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Объем и сроки освоения программы
1.4 Учебный план:
- учебный план 1-го года обучения
- учебный план 2-го года обучения
- учебный план 2-го года обучения
1.5 Содержание учебного плана:
- содержание учебного плана 1-го года обучения
- содержание учебного плана 2-го года обучения
- содержание учебного плана 2-го года обучения
1.6 Планируемые результаты:
- планируемые результаты 1-го года обучения
- планируемые результаты 2-го года обучения
- планируемые результаты 2-го года обучения
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы.
Учебно-тематический план
- учебно-тематический план 1-го года обучения
- учебно-тематический план 2-го года обучения.
- учебно-тематический план 2-го года обучения
2.2 Календарный учебный график
- календарный учебный график 1-го года обучения
- календарный учебный график 2-го года обучения
- календарный учебный график 2-го года обучения
2.3 Методическое обеспечение программы
2.4 Материально-техническое обеспечение программы
2.5 Информационное обеспечение
2.6 Материально-техническая база
- материально-техническая база 1-го года обучения
- материально-техническая база 2-го года обучения

- материально-техническая база 1-го года обучения
2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации
2.8 Оценочные материалы
2.9 Контроль результативности обучения базового уровня
2.10 Методы выявления результатов развития
2.13 Формы подведения итогов реализации программы
2.14 Календарный план воспитательной работы
Список литературы для педагога
Список литературы для детей и родителей
Приложение

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
Изобразительное творчество является одним из
древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником.
Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его
сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом
прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является
воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без
реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное
творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств,
чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные
материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном
этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с
дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой
активности. Становление художественного образа у дошкольников происходит на
основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия по программе «Рыжий кот» направлены на реализацию базисных задач
художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами,
оригинальными
техниками
позволяет
детям
ощутить
незабываемые
положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество
положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо
знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша
расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог
должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности,
индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить
добро и красоту, приносить людям радость.
Нормативно-правовая база
 Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с изменениями)
 Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 4 сентября 2014г.
№ 1726-р
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
 Приказ Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2019 г. N 470 "О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
3

по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196".
 Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ МП
№ 470 от 5. 09. 2019г. и Приказ МП № 533 от 30. 09. 2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Локальные акты
 Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования
МБУДО «Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского
муниципального района»
Направленность программы: художественная
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким
образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и
умения в различных ситуациях.
Отличительная особенность, новизна программы «Рыжий кот» по
нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный
характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы
развития детского художественного творчества. Используются самодельные
инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов
в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью.
Адресат программы
4

Тип программы
Обучающая,
модифицированная

Возраст воспитанников
6-12 лет

Срок реализации
3 года:
1год обучения (2 занятия в
неделю по 2 часа);
2 и 3 год обучения (2 занятия
в неделю по 2 часа)

Форма обучения очная, дистанционная.
Формы организации образовательного процесса
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество детей по годам обучения:
наполняемость –1 год обучения-10-12человек, 2 год и последующие года -8-10
человек. Занятия проводятся по группам, что позволяет продуктивно вести как
групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы с
детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным
нормам детей.
Общее количество часов в год 1 год-144 часа, 2 год -144 часа, 3год -144 часов.
Уровень программы модифицированная программа.
Особенности организации образовательного процесса Работа ведется с детьми,
желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше,
чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной
повседневной изобразительной деятельности и диагностики.
1.2 Цели и задачи программы – развитие художественно-творческих
способностей детей 6-12 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и
фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и
любознательность
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства:
удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Образовательные:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с
использованием различных материалов. Знакомить детей с изобразительным
искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и
жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве,
- радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
5

- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов
и явлений окружающей деятельности.
- формировать умение оценивать созданные изображения.
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
- обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание
цветов.
- развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей интерес к
изобразительной деятельности. Воспитывать культуру деятельности, формировать
навыки сотрудничества:
1.3 Объем и сроки освоения программы Данная образовательная программа
рассчитана на три учебных года.

6

1.4 Учебный план
Первый год обучения

Кол-во часов
теория практика

№

Раздел

1.

Инструктаж по
технике
безопасности,
пожарной
безопасности,
правилам
дорожного
движения и
поведении при
опасности
террористического
акта. Осенний
пейзаж. Гуашь
Осеннее дерево.
Акварель,
аппликация.

4

2

2

-собеседование
- рекомендации
- просмотр и анализ рабочих
материалов
- анализ информации

4

1

3

Иллюстрация к
сказке. Гуашь.

4

1

3

- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- анализ работ
- выставка
- самооценка и взаимооценка

2.

3.

всего

4.

Цветы.
Аппликация.

4

1

3

5

Геометрический
орнамент в полосе.
Тушь, перо
Растительный
орнамент в круге.
Гуашь.
Ночной городской
пейзаж. Цветные
карандаши, тушь.

4

2

2

4

2

2

4

1

3

6

7

Форма контроля

7

8
9
10
11
12

13
14

15
16

17
18
19
20

21
22
23
24

25

Украшаем
тарелочку. Гуашь.
Летний полдень.
Аппликация
Досуговое
мероприятие
Сказочное дерево.
Тушь, перо.
Овощи, фрукты.
Натюрморт.
Пастель
Портрет. Гуашь
Растительный
орнамент в
квадрате. Гуашь.
Ассиметричный
орнамент. Гуашь.
Комнатное
растение.
Рисование с
натуры. Акварель.
Домик в деревне.
Аппликация.
Зимний пейзаж.
Гуашь.
Новогоднее чудо.
Аппликация.
Новогодняя
открытка. Гуашь
(монохром).
Досуговое
мероприятие
Зима. Городской
пейзаж. Гуашь.
Натюрморт.
Аппликация
Кем я хочу быть.
Гуашь.

2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

1

1

4

2

2

4
4

2
1

2
3

4

2

2

2

1

1

2

-

2

4

-

4

4

-

4

2

-

2

2

-

2

4

-

4

4

-

4

4

-

4

Графический
пейзаж. Тушь,
перо.

4

-

4

8

26
27

28
29

30
31

32
33
34
35
36
37
38
39

40
41

Досуговое
мероприятие
Поздравительная
открытка «23
февраля». Гуашь.

2

-

2

4

-

4

Натюрморт.
Акварель.
Открытка «8
Марта».
Аппликация.
Акварель
Досуговое
мероприятие
Сказочный дворец.
Купола, башни.
Тушь, перо.
Геометрия города.
Аппликация.
Иллюстрация к
сказке. Пастель.
Космос. Гуашь.
Натюрморт.
Гуашь.
Натюрморт.
Гуашь.
Весенний пейзаж.
Закат. Пастель.
Пейзаж. Тушь,
перо.
Морское
путешествие.
Аппликация,
акварель.
Портрет. Уголь.
Как я буду
отдыхать. Гуашь.
ИТОГО:

4

-

4

4

-

4

4

-

4

4

-

4

4

-

4

4

-

4

4
2

-

4
2

4

-

4

4

-

4

4

-

4

4

-

4

4
4

-

4
4

144

12

132

9

Второй год обучения
Раздел

№

Кол-во часов
всего
теория
практика

Инструктаж по технике
безопасности, пожарной
безопасности, правилам
дорожного движения и
поведении при опасности
террористического акта.
Как я провел лето.
Гуашь.
Цветовой круг. Теплые и
холодные цвета.
Основные и
дополнительные цвета.
Рисование с натуры.
Листья деревьев, цветы.
Акварель.
Овощи, фрукты.
Акварель.

4

4.

1.

2.

4

- собеседование
- рекомендации
- просмотр и анализ
рабочих материалов
- анализ информации

- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
- проверка
практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
- проверка
практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
- проверка
практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
- проверка
практического
выполнения заданий
- анализ работ
- выставка
- самооценка и
взаимооценка

6

1

5

4

-

4

Колорит. Золотая осень.
Осенний пейзаж. Гуашь.

6

1

5

5.

Цветы: тюльпаны,
нарциссы, подсолнухи,
колокольчики, астры.
Форма цветка,
расположение стебля,
цвет. Гуашь.

6

1

5

6.

Составление букета
цветов. Гуашь.

6

1

5

3.

Форма контроля

10

7

8

9

10

11
12
13

14

15

16

17

18
19

Букет цветов.
Аппликация. Цветная
бумага.
Золотая осень.
Аппликация. Цветная
бумага.
Композиция.
Композиционный центр.
Рыбы. Подводный мир.
Гуашь.
Подводный мир.
Тропические рыбки.
Аппликация. Цветная
бумага.
Рисование птиц. Гуашь.
Дары осени. Натюрморт.
Гуашь.
Дары осени.
Аппликация. Цветная
бумага.
Красота орнаментов из
геометрических фигур.
Коврик. Ритм. Гуашь.
Красота орнаментов из
растительных форм.
Цветы, лепестки, ягоды,
стебельки. Орнамент в
круге. Гуашь.
Художники-сказочники.
Виктор Васнецов, Иван
Билибин. В гостях у
сказки. Иллюстрация к
сказке. Гуашь.
Виды изобразительного
искусства. Моя семья.
Портрет. Гуашь.
Первый снег. Сюжетная
композиция. Гуашь.
Создание пятна
графическими
средствами. Тушь, перо,
черная гелиевая ручка.

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6
6

1
-

5
6

6

1

5

4

1

3

6

1

5

6

1

5

6

1

5

4

-

4

6

1

5

11

20

21

22
23

24
25

26
27

28

Графические элементы
для рисования сказочной
бабочки. Пятно, точка,
линия. Тушь, перо,
черная гелиевая ручка.
Жанры изобразительного
искусства. Цветок.
Аппликация. Цветная
бумага.
Основы перспективы.
Натюрморт. Акварель.
Как мы дружим с
животными. Человек и
животное. Сюжетная
композиция. Гуашь.
Портрет в профиль.
Гуашь.
Силуэт в
изобразительном
искусстве. Портрет в
профиль. Аппликация.
Черная бумага.
Город, в котором я живу.
Гуашь.
Итоговая работа по
теории. Беседа. Тест /
кроссворд.
Итого

4

1

3

6

1

5

6

1

5

4

-

4

6

1

5

6

1

5

4

-

4

2

1

1

144

21

123

12

Третий год обучения
Кол-во часов
всего
теория практика

№

Раздел

5.

Инструктаж по
технике
безопасности,
пожарной
безопасности,
правилам дорожного
движения и
поведении при
опасности
террористического
акта. Как я провел
лето. Гуашь.
Цветовой круг.
Теплые и холодные
цвета. Основные и
дополнительные
цвета. Городской
пейзаж. Черная
гелиевая ручка.
Колорит. Контраст,
нюанс. Осенний
пейзаж с человеком.
Гуашь.

4

1

3

-собеседование
- рекомендации
- просмотр и анализ рабочих
материалов
- анализ информации

6

1

5

- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий

4

1

3

Композиция.
Композиционный
центр. Натюрморт.
Гуашь.
Виды
изобразительного
искусства. Элементы
хохломской росписи.
Кувшин. Гуашь.
Цирк. Сюжетная
композиция. Гуашь.
Моя семья. Фигурная
композиция. Гуашь.
Основы перспективы.
Натюрморт из

6

1

5

- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- анализ работ
- выставка
- самооценка и взаимооценка

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6.

7.

8.

9

10
11
12

Форма контроля

13

13

14

15

16

17

18

19
20
21

22

геометрических
фигур. Карандаш.
Силуэт в
изобразительном
искусстве.
Композиция в
полосе. Девочка,
мальчик, женщина,
мужчина 17-18 веков.
Аппликация. Черная
бумага.
Искусство Древнего
Египта. Древний
Египет. Пейзаж.
Гуашь.
Графические
элементы для
рисования бабочек.
Точка, линия, пятно.
Тушь, перо, гелиевая
ручка.
Зимний пейзаж.
Сюжетная
композиция,
многофигурная.
Гуашь.
Новогодняя
открытка.
Аппликация. Цветная
бумага.
Искусство Древней
Греции.
Декоративные
элементы для
рисования сказочных
птиц. Гуашь.
Натюрморт. Гуашь.
Космос. Гуашь.
Выдающиеся
художники конца 19
века. Илья Репин.
Портрет. Уголь.
Иллюстрация к
сказкам

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

4

1

3

6
6
6

1
1
1

5
5
5

4

1

3
14

23

24

25

26
27
28

29
30
31

А.С.Пушкина.
Гуашь.
Выдающиеся
художники конца 19
века. Василий
Суриков. Лес.
Пейзаж. Гуашь.
Основы перспективы.
Натюрморт.
Карандаш.
Выдающиеся
художники конца 19
века. Иван Шишкин.
Весенняя капель.
Пейзаж. Акварель.
Моя Родина. Пейзаж.
Гуашь.
Моя будущая
профессия. Гуашь.
Выдающиеся
художники конца 19
века. Исаак Левитан.
Березовая роща.
Пейзаж. Гуашь.
Декоративный
натюрморт. Гуашь.
Лето. Жара. Пейзаж.
Гуашь.
Итоговая работа по
теории. Беседа. Тест /
кроссворд.
Итого

6

1

5

4

1

3

6

1

5

4

1

3

4

1

3

6

1

5

6

1

5

4

1

3

2

1

1

144

27

117

1.5 Содержание учебного плана:
15

- содержание учебного плана 1-го года обучения
 Рисунок: понятие; виды и жанры рисунка; форма, объем, конструкция;
основы перспективы; пропорции и их значение в рисовании (пропорции
геометрических тел); рисование геометрических тел (куба, призмы, тел
вращения: цилиндра, конуса, шара); закон света и теней.
 Живопись: понятие; виды и жанры живописи; цветовой круг (теплые и
холодные цвета, основные и дополнительные); колорит (теплый и
холодный); контраст; нюанс; техника рисования гуашью и акварелью.
 Композиция: понятие; правила композиции (сюжетно-композиционный
центр, ритм, симметрия и асимметрия); средства композиции (линия,
штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива,
светотень, воздушная и цветовая перспективы).
История искусств: виды и жанры изобразительного искусства; искусство
Древнего Египта; искусство Древней Греции; выдающиеся художники конца 19
века (Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан); художникисказочники (Виктор Васнецов, Иван Билибин).
Основные методы работы: рисование с натуры; рисование на темы; обучение
декоративной работе; аппликация; беседы об изобразительном искусстве и красоте
вокруг нас.
«Рисование… такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь
есть свои незыблемые законы, стройные и прекрасные, которые необходимо
изучать…» - так писал выдающийся художник-педагог П.П.Чистяков.
Искусство рисования – это удивительный процесс создания иллюзии видимого
мира, основанный на реалистическом изображении. Важность рисунка как основы
изобразительного искусства не нуждается в дополнительном пояснении. Ему
отводится особая роль.
Искусство рисования представляет собой единый художественно-творческий и
учебно-познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность,
воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того приобрести особое
видение мира и утонченность восприятия, а также теоретические знания и
практические навыки в этой области. Трудно представить себе творческую
личность, не обладающую этими качествами.
Одним из методов обучения программы является рисование с натуры (рисунок и
живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению
объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми
красками, пером и кистью.
Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и
кратковременными (наброски и зарисовки выполняются в течение 7-15 минут).
Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в
зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти,
пространственных представлений у учащихся важно, как можно чаще давать им
задания рисовать по памяти и по представлению.
16

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками.
Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным
работам.
Особое значение уделяется таким понятиям, как форма, объем, конструкция,
перспектива, пропорция, композиция, цветоведение.
Рисование на темы – это рисование композиции на темы окружающей жизни,
иллюстрирование сюжетов литературных произведений (повестей, рассказов,
сказок, басен и др.), которое ведется по памяти, на основе предварительных
целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением
набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются
и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного
строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно
выполнять рисунки.
От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы,
передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения
учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов
оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета
реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д.
Аппликация – это составление изображения на основе склеивания его элементов
из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки
и т.п.
В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков
(аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека,
составление сюжетных композиций и декоративных работ. Большое значение
имеет подбор тематики композиций и заданий, широко отражающих различные
стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т.п.).
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе
произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь
к нему, расширяют представления об окружающем мире.
Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной
выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное
отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного
творчества. Занятия обогащаются использованием презентаций, показом
репродукций. Важно, чтобы дети хорошо знали искусство, народное творчество
своего края.

17

1.6 Планируемые результаты:
I год обучения
начало года

конец 2-го

конец года

полугодия
высокий очень хорошо умеют хорошо
уровень рисовать

умеют очень хорошо умеют

различные рисовать

предметы

различные рисовать различные

округлой, предметы

прямоугольной

округлой, предметы округлой,

и прямоугольной

сложной формы; не сложной

и прямоугольной

формы; сложной

очень хорошо умеют хорошо

формы;

умеют умеют пользоваться

пользоваться

пользоваться

инструментами

инструментами

инструментами

рисования;

рисования;

имеют рисования;

небольшое
работе

с

о работе

с

о работе

с

цветом: умеют

цветом: умеют

умеют

цвета; имеют среднее композиции

создавать
общие

о представления
листа композиции

о (правильно

(правильно

композиции листа (не размещают

размещают

правильно изображение

размещают

листе,

масштаб
зависимости

листа

него зависимости

масштаб

в зависимости

в
от

от основных пропорций

в основных пропорций объектов),
от объектов),

на

правильно листе, выбирают для

не всегда правильно масштаб
для

о

на изображение

изображение на листе, выбирают для него него
выбирают

цветом:

создавать новый цвет; имеют имеют

представление

о

создавать новый цвет; а также

новый цвет, но не все представление

всегда

имеют

имеют представление

представление

представление

и

об

об основных цветах, о

основных пропорций основных цветах, о дополнительных,
18

объектов),

об дополнительных,

основных цветах, о получаемых
дополнительных,
получаемых

получаемых

при

при смешении основных;

смешении основных;
при

смешении основных;
средний неплохо

умеют хорошо

уровень рисовать

умеют хорошо

различные рисовать

предметы

различные рисовать различные

округлой, предметы

прямоугольной

умеют

округлой, предметы округлой,

и прямоугольной

сложной формы; не сложной

и прямоугольной

формы; сложной

очень хорошо умеют неплохо

формы;

умеют умеют пользоваться

пользоваться

пользоваться

инструментами

инструментами

инструментами

рисования;

рисования;

имеют рисования;

небольшое
работе

с

умеют

о работе

с

цветом: (умеют

о работе

с

создавать

создавать новый цвет (иногда

создавать новый цвет, но иногда забывают,

цвета;
представление

смешения

путем смешения двух двух других); имеют
о других);

имеют общие

композиции листа (не представление
правильно композиции

размещают

о представления
листа композиции

(правильно

(правильно

изображение на листе, размещают

размещают

не всегда правильно изображение
выбирают
масштаб

для

как

как получить новый цвет

имеют получить новый цвет путем

поверхностное

о

цветом:

цветом умеют

новый цвет, но не все забывают,

всегда

имеют

имеют представление

представление

представление

и

него листе,

не

на изображение
всегда листе,

не

о
листа

на
всегда

в правильно выбирают правильно выбирают
19

зависимости

от для него масштаб в для него масштаб в

основных пропорций зависимости
объектов),

от зависимости

об основных пропорций основных пропорций

основных цветах, о объектов),
дополнительных,
получаемых

об объектов),

при дополнительных,
получаемых

дополнительных,
при получаемых

смешении основных;
не

умеют

об

основных цветах, о основных цветах, о

смешении основных;
низкий

от

при

смешении основных;

рисовать плохо умеют рисовать плохо

уровень различные

умеют

предметы различные предметы рисовать различные

округлой,

округлой,

прямоугольной

предметы округлой,

и прямоугольной

и прямоугольной

сложной формы; не сложной

формы;

умеют

пользуются трудом

пользоваться трудом

инструментами

инструментами

рисования; не имеют рисования;
представления

с сложной формы; с
пользуются

инструментами
имеют рисования;

имеют

о слабое представление слабое

работе с цветом: не о работе с цветом: представление
умеют

создавать умеют

создавать работе

с

новый цвет; не имеют новый цвет (иногда умеют
представления
композиции

и

о забывают,

о

цветом:
создавать

как новый цвет (иногда

листа получить новый цвет забывают,

как

(неправильно

путем смешения двух получить новый цвет

размещают

других);

имеют путем

смешения

изображение на листе, слабые представления двух других); имеют
не умеют правильно о композиции листа слабые
выбирать

для

масштаб
зависимости

него (неправильно
в размещают
от изображение

представления
композиции

о
листа

на (неправильно
20

основных пропорций листе,

не

всегда размещают

объектов), не знают правильно выбирают изображение
основных

и для него масштаб в листе,

не

на
всегда

дополнительных

зависимости

цветов;

основных пропорций для него масштаб в
объектов),

от правильно выбирают
об зависимости

от

основных цветах, о основных пропорций
дополнительных,
получаемых

объектов),

об

при основных цветах, о

смешении основных;

дополнительных,
получаемых

при

смешении основных;
начало года

конец 2-го полугодия конец года

21

II год обучения
начало года

конец 2-го

конец года

полугодия
высокий очень хорошо умеют неплохо
уровень рисовать

различные свою

предметы

округлой, свои

прямоугольной

выражают богаче

фантазию
мысли

и свою

выражают
фантазию

при свои

мысли

и
при

и рисовании сюжетных рисовании сюжетных

сложной формы; умеют композиций; знают о композиций; знают о
пользоваться

цветовом

инструментами

теплых и холодных теплых и холодных

рисования;

имеют цветах;

круге,
знакомы

о цветовом

круге,

с цветах

и

о

более

представление о работе основами

осознано используют

с

цвет

цветом:

умеют декоративной

в

своих

создавать новый цвет; а работы;

композициях и при

также

рисовании

имеют

общие

представления

о

композиции

листа

натюрмортов;
хорошо

умеют

(правильно размещают

пользоваться

изображение на листе,

графическими

выбирают

художественными

для

него

масштаб в зависимости

средствами

от основных пропорций

элементами росписи;

объектов), об основных

знакомы с основами

цветах,

декоративной

о

дополнительных,
получаемых

работы;
при

смешении основных;

видах

и

знают
и

о

жанрах

изобразительного
искусства,

умеют

анализировать
22

произведение
искусства;
средний хорошо

умеют неплохо

уровень рисовать

различные свою

предметы

округлой, свои

прямоугольной

выражают неплохо

фантазию
мысли

и свою

выражают

фантазию

при свои

мысли

и
при

и рисовании сюжетных рисовании сюжетных

сложной формы; умеют композиций; знают о композиций; знают о
пользоваться

цветовом

инструментами

теплых и холодных теплых и холодных

рисования;

круге,

о цветовом

круге,

о

имеют цветах, но не всегда цветах, но не всегда

представление о работе осознано используют осознано используют
с

цветом:

умеют цвет

в

своих цвет

в

своих

создавать новый цвет композициях и при композициях и при
(иногда забывают, как рисовании

рисовании

получить новый цвет натюрмортов;

натюрмортов;

путем смешения двух знакомы с основами хорошо

умеют

других); имеют общие декоративной

пользоваться

представления

графическими

композиции

о работы;
листа

художественными

(правильно размещают

средствами

изображение на листе,

элементами росписи;

не

правильно

знакомы с основами

для

декоративной

всегда

выбирают

него

и

масштаб в зависимости

работы;

от основных пропорций

видах

объектов), об основных

изобразительного

цветах,

искусства,

дополнительных,

о

среднем

знают
и

о

жанрах
на
уровне

умеют анализировать
23

получаемых

при

произведение

смешении основных;
низкий

искусства;

плохо умеют рисовать плохо

уровень различные

предметы свою

округлой,

свои

выражают плохо
фантазию
мысли

и свою
при свои

выражают
фантазию
мысли

и
при

прямоугольной

и рисовании сюжетных рисовании сюжетных

сложной

формы;

с композиций;

трудом

пользуются понимают, что такое понимают, что такое

инструментами
рисования;

цветовой

плохо композиций;
круг, цветовой

плохо
круг,

имеют теплые и холодные теплые и холодные

слабое представление о цвета,

неосознанно цвета,

неосознанно

работе с цветом: умеют используют цвет в используют цвет в
создавать новый цвет своих композициях и своих композициях и
(иногда забывают, как при

рисовании при

получить новый цвет натюрмортов;

рисовании

натюрмортов; плохо

путем смешения двух знакомы с основами умеют пользоваться
других); имеют слабые декоративной

графическими

представления

художественными

композиции

о работы;
листа

средствами

и

(неправильно

элементами росписи;

размещают

знакомы с основами

изображение на листе,

декоративной

не

правильно

работы; путают виды

для

и

всегда

выбирают

него

жанры

масштаб в зависимости

изобразительного

от основных пропорций

искусства, не умеют

объектов), об основных

анализировать

цветах,

произведение

дополнительных,

о

искусства;
24

получаемых

при

смешении основных;
III год обучения
начало года

конец 2-го полугодия

конец года

высокий богаче выражают свою свободно

выражают свободно выражают

уровень фантазию

фантазию, свою

и

свои свою

мысли при рисовании реализовывают
сюжетных

фантазию,

свои реализовывают свои

мысли при помощи мысли при помощи

композиций; знают о художественных

и художественных

и

цветовом

круге,

теплых и

холодных таких как цвет, тон, таких как цвет, тон,

цветах

и

о графических средств, графических средств,

более контраст,

осознано используют линия,
цвет

в

своих композиция

композициях

и

при умеют

рисовании

и

точка, контраст,

точка,

пятно, линия,

пятно,

др.; композиция

и

свободно умеют

др.;

свободно

пользоваться ими в пользоваться ими в

натюрмортов; хорошо своих работах; знают своих работах; знают
умеют

пользоваться об

архитектуре об

архитектуре

графическими

Древнего

Египта; Древнего

Египта,

художественными

хорошо

помнят Древней

Греции,

средствами
элементами

и теорию, изученную на архитектуре

Санкт-

росписи; втором году обучения; Петербурга; знакомы

знакомы с основами

с искусством эпохи

декоративной работы;

Возрождения,

знают

творчеством

таких

жанрах

художников,

как

изобразительного

Репин,

Шишкин,

искусства,

Левитан

и

о

видах

и

умеют

др.;
25

анализировать

хорошо

помнят

произведение

теорию,

изученную

искусства;

на

втором

году

обучения;
средний неплохо

выражают хорошо

уровень свою фантазию и свои свою

выражают хорошо

выражают

фантазию, свою

фантазию,

мысли при рисовании реализовывают
сюжетных

свои реализовывают свои

мысли при помощи мысли при помощи

композиций; знают о художественных

и художественных

и

цветовом

круге,

о графических средств, графических средств,

теплых и

холодных таких как цвет, тон, таких как цвет, тон,

цветах, но не всегда контраст,

точка, контраст,

точка,

осознано используют линия,

пятно, линия,

пятно,

цвет

в

своих композиция

композициях

и

при умеют

рисовании

др.; композиция

и

хорошо умеют

др.;

хорошо

пользоваться ими в пользоваться ими в

натюрмортов; хорошо своих
умеют

и

работах; своих

пользоваться неплохо

работах;

неплохо

графическими

ориентируются

художественными

архитектуре Древнего архитектуре

средствами

и Египта;

элементами

росписи; помнят

в ориентируются

в

неплохо Древнего

Египта,

теорию, Древней

Греции,

знакомы с основами изученную на втором архитектуре

Санкт-

декоративной работы; году обучения;

Петербурга; знакомы

знают

с искусством эпохи

о

видах

и

жанрах

Возрождения,

изобразительного

творчеством

таких

искусства, на среднем

художников,

как

уровне

Репин,

умеют

Шишкин,
26

анализировать

Левитан

произведение

неплохо

помнят

искусства;

теорию,

изученную

на

и

др.;

втором

году

обучения;
низкий

плохо выражают свою плохо выражают свою плохо

уровень фантазию

и

выражают

свои фантазию, не умеют свою фантазию, не

мысли при рисовании реализовывать
сюжетных

свои умеют

мысли при помощи реализовывать свои

композиций;

плохо художественных

и мысли при помощи

понимают, что такое графических средств, художественных

и

цветовой круг, теплые таких как цвет, тон, графических средств,
и

холодные

цвета, контраст,

неосознанно

линия,

используют

цвет

точка,
пятно,

пользоваться композиция и др.; не

рисовании ими в своих работах; умеют пользоваться

натюрмортов;
умеют

пятно, контраст,

в композиция и др.; не линия,

своих композициях и умеют
при

точка, таких как цвет, тон,

плохо плохо ориентируются ими в своих работах;

пользоваться в

архитектуре плохо

графическими

Древнего Египта; не ориентируются

художественными

помнят

средствами
элементами

в

теорию, архитектуре

и изученную на втором Древнего
росписи; году обучения;

Древней

Египта,
Греции,

знакомы с основами

архитектуре

Санкт-

декоративной работы;

Петербурга; знакомы

путают виды и жанры

с искусством эпохи

изобразительного

Возрождения,

искусства, не умеют

творчеством

таких

анализировать

художников,

как
27

произведение

Репин,

Шишкин,

искусства;

Левитан и др., но не
различают

их;

не

помнят

теорию,

изученную на втором
году обучения;
начало года

конец 2-го полугодия

конец года

28

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы.
Учебно-тематический план первого года обучения
№

Наименование темы

1

Инструктаж по технике
безопасности, пожарной
безопасности, правилам
дорожного движения и
поведении при опасности
террористического акта.
Осенний пейзаж. Гуашь
Осеннее дерево. Акварель,
аппликация.
Иллюстрация к сказке.
Гуашь.
Цветы. Аппликация.
Геометрический орнамент в
полосе. Тушь, перо
Растительный орнамент в
круге. Гуашь.
Ночной городской пейзаж.
Цветные карандаши, тушь.
Украшаем тарелочку. Гуашь.
Летний полдень.
Аппликация
Досуговое мероприятие
Сказочное дерево. Тушь,
перо.
Овощи, фрукты. Натюрморт.
Пастель
Портрет. Гуашь
Растительный орнамент в
квадрате. Гуашь.
Ассиметричный орнамент.
Гуашь.
Комнатное растение.
Рисование с натуры.
Акварель.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Количество часов
Всего Теория Практи
ка

4

2

2

4

1

3

4

1

3

4
4

1
2

3
2

4

2

2

4

1

3

2
2

1
1

1
1

2
2

1

2
1

4

2

2

4
4

2
1

2
3

4

2

2

2

1

1

Дата проведения
По
По плану
факту

29

17

2

-

2

4
4

-

4
4

2

-

2

2
4

-

2
4

4
4

-

4
4

Графический пейзаж. Тушь,
перо.
26 Досуговое мероприятие
27 Поздравительная открытка
«23 февраля». Гуашь.

4

-

4

2
4

-

2
4

28
29

4
4

-

4
4

4
4

-

4
4

4

-

4

4

-

4

4
2
4
4

-

4
2
4
4

4
4

-

4
4

4
4
144

12

4
4
132

18
19
20
21
22
23
24

Домик в деревне.
Аппликация.
Зимний пейзаж. Гуашь.
Новогоднее чудо.
Аппликация.
Новогодняя открытка. Гуашь
(монохром).
Досуговое мероприятие
Зима. Городской пейзаж.
Гуашь.
Натюрморт. Аппликация
Кем я хочу быть. Гуашь.

25

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Натюрморт. Акварель.
Открытка «8 Марта».
Аппликация. Акварель
Досуговое мероприятие
Сказочный дворец. Купола,
башни. Тушь, перо.
Геометрия города.
Аппликация.
Иллюстрация к сказке.
Пастель.
Космос. Гуашь.
Натюрморт. Гуашь.
Натюрморт. Гуашь.
Весенний пейзаж. Закат.
Пастель.
Пейзаж. Тушь, перо.
Морское путешествие.
Аппликация, акварель.
Портрет. Уголь.
Как я буду отдыхать. Гуашь.
ИТОГО:

Учебно-тематический план второго года обучения
№

Наименование темы

Количество часов

Дата проведения
30

Всего

Инструктаж по технике
безопасности,
пожарной
безопасности, правилам
дорожного движения и
поведении при
опасности
террористического
акта. Как я провел лето.
Гуашь.
2 Цветовой круг. Теплые
и холодные цвета.
Основные и
дополнительные цвета.
Рисование с натуры.
Листья деревьев, цветы.
Акварель.
3 Овощи, фрукты.
Акварель.
4 Колорит. Золотая осень.
Осенний пейзаж.
Гуашь.
5 Цветы: тюльпаны,
нарциссы, подсолнухи,
колокольчики, астры.
Форма цветка,
расположение стебля,
цвет. Гуашь.
6 Составление букета
цветов. Гуашь.
7 Букет цветов.
Аппликация. Цветная
бумага.
8 Золотая осень.
Аппликация. Цветная
бумага.
9 Композиция.
Композиционный
центр. Рыбы.
Подводный мир. Гуашь.
10 Подводный мир.
Тропические рыбки.
1

Теория

4

Практика

4

6

1

5

4

-

4

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

По факту

По плану
15.09

31

11
12
13

13

14

15

16

17
18

19

20

21

Аппликация. Цветная
бумага.
Рисование птиц. Гуашь.
Дары осени.
Натюрморт. Гуашь.
Дары осени.
Аппликация. Цветная
бумага.
Красота орнаментов из
геометрических фигур.
Коврик. Ритм. Гуашь.
Красота орнаментов из
растительных форм.
Цветы, лепестки, ягоды,
стебельки. Орнамент в
круге. Гуашь.
Художники-сказочники.
Виктор Васнецов, Иван
Билибин. В гостях у
сказки. Иллюстрация к
сказке. Гуашь.
Виды изобразительного
искусства. Моя семья.
Портрет. Гуашь.
Первый снег. Сюжетная
композиция. Гуашь.
Создание пятна
графическими
средствами. Тушь,
перо, черная гелиевая
ручка.
Графические элементы
для рисования
сказочной бабочки.
Пятно, точка, линия.
Тушь, перо, черная
гелиевая ручка.
Жанры
изобразительного
искусства. Цветок.
Аппликация. Цветная
бумага.
Основы перспективы.
Натюрморт. Акварель.

6
6

1
-

5
6

6

1

5

4

1

3

6

1

5

6

1

5

6

1

5

4

-

4

6

1

5

4

1

3

6

1

5

6

1

5
32

22

23
24

25
26

Как мы дружим с
животными. Человек и
животное. Сюжетная
композиция. Гуашь.
Портрет в профиль.
Гуашь.
Силуэт в
изобразительном
искусстве. Портрет в
профиль. Аппликация.
Черная бумага.
Город, в котором я
живу. Гуашь.
Итоговая работа по
теории. Беседа. Тест /
кроссворд.
Итого

4

-

4

6

1

5

6

1

5

4

-

4

2

1

1

144

21

123

33

Учебно-тематический план третьего года обучения
№

Наименование темы
Всего

1

2

3

4

5

6
7
8

9

Инструктаж по технике
безопасности,
пожарной
безопасности, правилам
дорожного движения и
поведении при
опасности
террористического
акта. Как я провел лето.
Гуашь.
Цветовой круг. Теплые
и холодные цвета.
Основные и
дополнительные цвета.
Городской пейзаж.
Черная гелиевая ручка.
Колорит. Контраст,
нюанс. Осенний пейзаж
с человеком. Гуашь.
Композиция.
Композиционный
центр. Натюрморт.
Гуашь.
Виды изобразительного
искусства. Элементы
хохломской росписи.
Кувшин. Гуашь.
Цирк. Сюжетная
композиция. Гуашь.
Моя семья. Фигурная
композиция. Гуашь.
Основы перспективы.
Натюрморт из
геометрических фигур.
Карандаш.
Силуэт в
изобразительном
искусстве. Композиция
в полосе. Девочка,

Количество часов
Теория
Практика

4

1

3

6

1

5

4

1

3

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

Дата проведения
По факту По плану
15.09

34

10

11

12

13

14

15
16
17

18
19

20
21

22

мальчик, женщина,
мужчина 17-18 веков.
Аппликация. Черная
бумага.
Искусство Древнего
Египта. Древний
Египет. Пейзаж. Гуашь.
Графические элементы
для рисования бабочек.
Точка, линия, пятно.
Тушь, перо, гелиевая
ручка.
Зимний пейзаж.
Сюжетная композиция,
многофигурная. Гуашь.
Новогодняя открытка.
Аппликация. Цветная
бумага.
Искусство Древней
Греции. Декоративные
элементы для
рисования сказочных
птиц. Гуашь.
Натюрморт. Гуашь.
Космос. Гуашь.
Выдающиеся
художники конца 19
века. Илья Репин.
Портрет. Уголь.
Иллюстрация к сказкам
А.С.Пушкина. Гуашь.
Выдающиеся
художники конца 19
века. Василий Суриков.
Лес. Пейзаж. Гуашь.
Основы перспективы.
Натюрморт. Карандаш.
Выдающиеся
художники конца 19
века. Иван Шишкин.
Весенняя капель.
Пейзаж. Акварель.
Моя Родина. Пейзаж.
Гуашь.

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

4

1

3

6
6
6

1
1
1

5
5
5

4

1

3

6

1

5

4

1

3

6

1

5

4

1

3
35

23
24

25
26
27

Моя будущая
профессия. Гуашь.
Выдающиеся
художники конца 19
века. Исаак Левитан.
Березовая роща.
Пейзаж. Гуашь.
Декоративный
натюрморт. Гуашь.
Лето. Жара. Пейзаж.
Гуашь.
Итоговая работа по
теории. Беседа. Тест /
кроссворд.
Итого

4

1

3

6

1

5

6

1

5

4

1

3

2

1

1

144

27

117

36

2.2 Календарный учебный график
Год обучения,
Срок учебного года Кол-во занятий в Кол-во Всег
наименование/номе (продолжительност
неделю,
ак.
о
р группы
ь обучения)
продолжительност часов
ак.
ь одного занятия
в
часо
(мин)
недел
вв
ю
год
1 год, группа №1
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
4
144
по 31 мая 2023г.
по 40 мин.
(36 уч.нед.)
1 год, группа №2
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
4
144
по 31 мая 2023г.
по 40 мин.
(36 уч.нед.)
2 год, группа №3
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
4
144
по 31 мая 2023г.
по 40 мин.
(36 уч.нед.)
2 год, группа №4
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
4
144
по 31 мая 2023г.
по 40 мин.
(36 уч.нед.)
3 год, группа №5
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
4
144
по 31 мая 2023г.
по 40 мин.
(36 уч.нед.)
1 год, группа №6
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
4
144
Ходоки.
по 31 мая 2023г.
по 40 мин.
(36 уч.нед.)

2.3 Методическое обеспечение программы
Для реализации данной программы необходимо: освещение,
класс, оснащенный необходимой мебелью и материалами.
- столы,
- стулья,
-мольберты,
-натюрмортный фонд,
-проектор, компьютер.

37

2.4 Материально-техническое обеспечение программы Работа
кружкового объединения проводится в кабинете, отвечающем санитарногигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее
освещение. Люминесцентные лампы обеспечивают общее освещение, близкое
к естественному свету, что очень важно при подборе палитры для выполнения
творческих работ. В перерывах между занятиями помещение проветривается,
температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С.Площадь
кабинета достаточна для проведения занятий с группой 12 человек. Рабочие
места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга,
за каждым закреплено определённое место.
Школьная доска используется для демонстрации схем, эскизов, рисунков.
В учебном помещении имеются шкафы-витрины для размещения постоянно
действующей выставки лучших работ кружковцев. Нижняя часть шкафов
используется для хранения незаконченных работ кружковцев, материалов и
приспособлений
2.5 Информационное обеспечение
- Книги;
- дидактический материал;
- интернет ресурсы;
- презентации.
2.6 Материально-техническая база
материально-техническая база 1-го года.



















Клей-карандаш
Краски акварельные,
Альбомы для рисования
Пластилин
Цветная бумага
Клей ПВА
Картон цветной
Картон белый
Ножницы
Линейка
Сухие листья
Губка
Впитывающая тряпочка.
Ластик.
Простые карандаши.
Цветные карандаши.
Бумага для акварели.
баночка для воды,
38






тушь черная, набор перьев
Гуашь художественная
кисти «синтетика» и «белка» №1,2,3,4,5.
Черная гелиевая ручка

- материально-техническая база 2-го года обучения.























Клей-карандаш
Краски акварельные,
Альбомы для рисования
Пластилин
Цветная бумага
Клей ПВА
Картон цветной
Картон белый
Ножницы
Линейка
Сухие листья
Губка
Впитывающая тряпочка.
Ластик.
Простые карандаши.
Цветные карандаши.
Бумага для акварели.
баночка для воды,
тушь черная, набор перьев
Гуашь художественная
кисти «синтетика» и «белка» №1,2,3,4,5.
Черная гелиевая ручка

- материально-техническая база 3-го года обучения














Клей-карандаш
Краски акварельные,
Альбомы для рисования
Пластилин
Цветная бумага
Клей ПВА
Картон цветной
Картон белый
Ножницы
Линейка
Сухие листья
Губка
Впитывающая тряпочка.
39

Ластик.
 Простые карандаши.
 Цветные карандаши.
 Бумага для акварели.
 баночка для воды,
 тушь черная, набор перьев
 Гуашь художественная
 кисти «синтетика» и «белка» №1,2,3,4,5.
 Черная гелиевая ручка
2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации
Фронтальная форма предполагает работу со всей группой (при демонстрации
основных приемов работы, показ электронных презентаций и т. д.)
Индивидуальная форма предполагает постановку задач индивидуально каждому
ребенку с учетом его способностей, желания, уровня подготовки. Анализ
результатов выполнения задания также может проводиться индивидуально.
В основе мелкогрупповых методов лежит работа в малых группах:
 совместно-индивидуальная форма
При такой форме каждым ребенком выполняется определенная часть
коллективной работы;
 совместно-последовательная форма
В этом случае младшие дети выполняют наименее сложные элементы, старшие –
дополняют их, или собирают в композиции, выполняют окончательное
оформление работы;
 совместно-взаимодействующая форма
При такой форме одну работу делают двое, самостоятельно распределяя
обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные открытки или
выставочные работы.
При обучении
по источнику информации:
- словесные:
 рассказом или беседой начинается, например разговор об истории
искусств, о законах композиции, и т.д.;
 объяснение особенностей выполнения тех или иных приёмов,
способов, инструктаж по технике безопасности.
- наглядные:
 демонстрация рисунков, таблиц, приёмов выполнения работы и т.д.
- практические:
 выполнение ребенком рисунка, аппликаций, разработка проекта,
эскизов, упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др.
по уровню познавательной активности:
- объяснительно – иллюстративный:
 ребенок получает и осваивает готовую информацию;
 ребенок воспроизводит те или иные действия педагога в соответствии
с принципом «делай как я»;


40

- частично-поисковый:
 ребенок вносит изменения в работу;
- творческий:
 самостоятельная постановка задачи и самостоятельный поиск ее
решения. При выполнении творческих заданий ребенок самостоятельно
выбирает тему, разрабатывает эскиз, выполняет и оформляет работу.
2.8 Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательного процесса используется
устный опрос и практические работы воспитанников. Обучающиеся должны
знать:

разнообразие возможных выразительных средств изображения;

значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт,
линейная и воздушная перспективы;

различные виды декоративного творчества: батик,аппликация,
флористика, войлоковаляние и т.д.

основы дизайна;

правила создания экспозиций, основы оформления работ.
2.9 Контроль результативности обучения базового уровня
К концу первого учебного года дети приобретут
знания:
- работы с акварелью, кисточками.
-основ цветовой грамоты;
- законов и правил работы над композицией;
- работы с пластилином
- работы с цветной бумагой
-работы с картоном
-работы с ножницами.
умения и навыки:
- безопасного использования ножниц.
- правильного положения корпуса и рук при работе;
- правильного определения пропорций для изображения натюрмортов, пейзажей
их цветовое решение;
- соблюдение последовательности выполнения работы;
II год обучения:
- работы с акварелью, кисточками.
-основ цветовой грамоты;
- законов и правил работы над композицией;
- работы с пластилином
- работы с цветной бумагой
-работы с картоном
-работы с ножницами.
умения и навыки: умения и навыки:
41

- безопасного использования ножниц.
- правильного положения корпуса и рук при работе;
- правильного определения пропорций для изображения натюрмортов, пейзажей
их цветовое решение;
- соблюдение последовательности выполнения работы;
III год обучения:
- работы с акварелью, кисточками.
-основ цветовой грамоты;
- законов и правил работы над композицией;
- работы с пластилином
- работы с цветной бумагой
-работы с картоном
-работы с ножницами.
умения и навыки: умения и навыки:
- безопасного использования ножниц.
- правильного положения корпуса и рук при работе;
- правильного определения пропорций для изображения натюрмортов, пейзажей
их цветовое решение;
- соблюдение последовательности выполнения работы;
- обучающиеся будут оформлять работы самостоятельно.
2.10 Методы выявления результатов развития
-педагогическое наблюдение, устный опрос проведение практических работ и их
анализ. Просмотр итогового занятия в виде выставки на базе Дома творчества.
Итог каждого года в объединении в целом - это участие в конкурсах, фестивалях,
праздниках.
2.13 Формы подведения итогов реализации программы
-Итогом реализации программы являются результаты участия в
фестивалях, конкурсах, выставках (Лауреаты, дипломаты, призеры.)

42

2.14 Календарный план воспитательной работы
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
№
П./
п.
1

Сроки

Место
проведения

Ярмарка осенняя
Сентябрь
Выставка творческих
работ «Природы яркий
сарафан».
27 сентября – День
Моря «Со мной
говорила морская
волна». Выставка
творческих работ.

Дом творчества

Абазова.З.Т

2

Выставка рисунков и Октябрь
сувениров на осеннюю
тему «Брызги осени».

Дом творчества

Абазова.З.Т

3

День Матери
оформление зала.
Декабрь –
Оформление зала к
празднику,
8 декабря - День
Художника выставка
творческих работ
11 декабря –
Международный День
Гор выставка
творческих работ
Мастер - класс войлок
«Рождественский
ангел»
конкурс-выставка
между объединениями
на тему «Новогодняя
игрушка» (из любого
материала).

Ноябрь

Дом творчества

Абазова.З.Т

Декабрь

Дом творчества

Абазова.З.Т

4

Название
мероприятия

Ответственн
ые

43

Конкурс - выставка
«Шерстяная палитра»
Урок-беседа с
Январь
презентацией «Музеи
мира»
Выставка творческих
Февраль
работ и сувениров на
тему «Масленица»
Выставка творческих
Март
работ к 8-марта «Букет
из самых нежных
чувств»
22марта - День Воды
«В капле воды
отражается мир»
выставка творческих
работ.

Дом творчества

Абазова.З.Т

Дом творчества

Абазова.З.Т

Дом творчества

Абазова.З.Т

8

22 апреля Международный День
Земли «Сердцу милые
края» выставка
творческих работ.
29 апреля-Мастеркласс «Игрушки из
шерсти»
«Теплые валяшки»

Апрель

Дом творчества

Абазова.З.Т

9

3-8мая Выставка
творческих работ
«Салют Победы»
25 мая-Конкурсвыставка «Войлочные
фантазии»

Май

Дом творчества

Абазова.З.Т

5

6

7

44

Список литературы для педагога
1.
Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 59 кл./ Сост.: В.С.Кузин, И.В.Корнута. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001. – 224
с.;
2.
Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.
– М.: Дрофа, 2007. – 480 с.: ил.;
3.
Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа
на занятиях по рисунку: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. интов. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.;
4.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков / Ред.
Коллегия: М.Аксенова, Н.Майсурян и др. – М.: Аванта+, 2005. – 656 с.: ил.;
5.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до
эпохи Возрождения. – 2-е изд., испр. / Глав. ред. М.Аксенова; отв. ред. Н.Майсурян,
Д.Володихин. – М.: Аванта+, 2004. – 668 с.: ил.;
6.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: от древнейших
времен по XVI век. Очерки. – 5-е изд., стереотип. – М.: Искусство, 1985. – 319 с.:
ил.;
Список литературы для детей и родителей
1.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: Учеб. для
общеобразоват. учеб. заведений / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. 6-е изд., перераб. –
М. Дрофа, 2002. – 112 с.: ил.;
2.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для
начальной школы / Худ. Е.Савельев / - М.: Аквариум, 1998. – 88 с.: ил.;
3.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
– 32 с.: ил.;
4.
Шалаева Г.П. Учимся рисовать / Г.П.Шалаева. – М.: СЛОВО, Эксмо,
2007. – 224 с.: ил.;
5.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 кл.:
Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 240 с.: ил.;
6.
Миллард Э. В школе и дома. История. Древний мир. – М.: РОСМЭН,
1997. – 99 с.: ил.;
7.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков / Ред.
Коллегия: М.Аксенова, Н.Майсурян и др. – М.: Аванта+, 2005. – 656 с.: ил.;
8.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до
эпохи Возрождения. – 2-е изд., испр. / Глав. ред. М.Аксенова; отв. ред. Н.Майсурян,
Д.Володихин. – М.: Аванта+, 2004. – 668 с.: ил..
Сказки народов Кавказа. Москва-2011.Издвтельство «Эльбрусоид».
45

История искусства зарубежных стран. Москва. Издательство «Изобразительное
искусство» 1981
Ли Николай Генадьевич. Рисунок
Основы учебного академического рисунка
ООО «Издательство «Эксмо» Россия Москва

46

Приложение
Словарик терминов и понятий, используемых в программе
Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных
изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет также может
применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль.
При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме
основного черного), в редких случаях — два. Кроме контурной линии в
графическом

искусстве

широко

используются

штрих

и

пятно,

также

контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже —
фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.
Композиция – (лат.compositio — составление, связывание, сложение, соединение)
важнейший организующий компонент художественной формы, придающий
произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и
всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве
связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением
соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.
Перспектива – 1) явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их
визуальном

наблюдении.

Например,

два

параллельных

рельса

кажутся

сходящимися в точку на горизонте; 2) способ изображения объемных тел,
передающий их собственную пространственную структуру и расположение в
пространстве.
Силуэт - (франц. silhouette) очертание предмета, подобное его тени; вид
графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов.
Силуэты рисуются (тушью или белилами) или вырезаются из бумаги и
наклеиваются на фон.
Колорит – (от латин. color - краска, цвет) взаимное соотношение красок (на
картине) с точки зрения тона и насыщенности цвета. Яркий колорит.
Контраст – (фр. contraste) противоположность в каком-либо отношении.
47

Цветовой контраст - ощущение изменения цвета, вызываемое одновременным
или предварительным воздействием на глаз излучений другого цвета. Напр., серое
поле на белом фоне темнеет, а на черном светлеет.
Нюанс - в живописи: оттенок, тонкое различие, едва заметный переход цвета, тона,
насыщенности и др.
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с
помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись - важное
средство

художественного

отражения

и

истолкования

действительности,

воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений
живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью
композиции, рисунка и цвета (колорита). Используются монохромная живопись
(одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных
цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения
цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении
предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие
взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон
позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют
тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано
воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр).
Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой
красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с
линейной

и

воздушной

перспективой,

светотеневой

моделировкой,

использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и
холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и
многослойной,

имеющей

подмалевок

и

лессировки.

Жанры

живописи:

исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются
монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно),
станковая

живопись

(картина),

декорационная

живопись

(театральные

и

кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра
(иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама.
48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».