ИЗО Радуга

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительная особенность программа, новизна
Адресат программы
Форма обучения
Формы организации образовательного процесса
Общее количество часов в год
Уровень программы
Особенности организации образовательного процесса
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Объем и сроки освоения программы
1.4 Учебный план:
- учебный план 1-го года обучения
- учебный план 2-го года обучения
- учебный план 3-го года обучения
- учебный план -го года обучения
1.5 Содержание учебного плана:
- содержание учебного плана 1-го года обучения
- содержание учебного плана 2-го года обучения
- содержание учебного плана 3-го года обучения
- содержание учебного плана 4-го года обучения
1.6 Планируемые результаты:
- планируемые результаты 1-го года обучения
- планируемые результаты 2-го года обучения
- планируемые результаты 3-го года обучения
- планируемые результаты 4-го года обучения
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы.
Учебно-тематический план
- учебно-тематический план 1-го года обучения
- учебно-тематический план 2-го года обучения
- учебно-тематический план 1-го года обучения
- учебно-тематический план 2-го года обучения
2.2 Календарный учебный график
- календарный учебный график 1-го года обучения
- календарный учебный график 2-го года обучения
- календарный учебный график 3-го года обучения
- календарный учебный график 4-го года обучения

2.3 Методическое обеспечение программы
2.4 Материально-техническое обеспечение программы
2.5 Информационное обеспечение
2.6 Материально-техническая база
- материально-техническая база 1-го года обучения
- материально-техническая база 2-го года обучения
- материально-техническая база 3-го года обучения
- материально-техническая база 4-го года обучения
2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации
2.8 Оценочные материалы
2.9 Контроль результативности обучения базового уровня
2.10 Методы выявления результатов развития
2.13 Формы подведения итогов реализации программы
2.14 Календарный план воспитательной работы
Список литературы для педагога
Список литературы для детей и родителей
Приложение

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
ояснительная записка.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых актов:
Нормативно-правовая база
 Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с изменениями)
 Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 4 сентября 2014г.
№ 1726-р
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
 Приказ Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2019 г. N 470 "О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196".
 Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ МП
№ 470 от 5. 09. 2019г. и Приказ МП № 533 от 30. 09. 2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Локальные акты
 Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования МБУДО
«Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского муниципального
района»
Все дети любят рисовать, ведь это чудесная возможность выразить языком
красок свой восторг перед окружающим миром. Детский рисунок – это
связующее звено между детской душой и миром взрослых, доверительный
разговор со зрителем. Каждый рисунок открывает перед нами мир детских
впечатлений и фантазий. Дети вкладывают в рисунки собственные чувства и
мысли обо всем, что с ними происходит.
Программа «Радуга» постепенно, шаг за шагом, открывает детям основы
изобразительной грамоты, секреты изобразительного искусства
Направленность программы Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное
искусство»
имеет
художественную направленность.

3

Актуальность программы - Программа актуальна, поскольку предполагает
формирование у обучающихся ценностных эстетических ориентиров,
художественной оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт
возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир
изобразительного искусства, проявить и реализовать свои творческие
способности.
Отличительная особенность программы в том, что практически все работы
построены на поэтапном рисовании и поэтому она ориентирована на
обучающихся со средними способностями, но также позволяет в полной мере
раскрыть внутренние резервы и талантливых детей. Новизна
программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о
простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной
перспективе, цветоведение и композиции, а также о красоте природы и
человеческих чувств. Учебный материал представлен по разделам: «Пейзаж»,
«Натюрморт», «Декоративно-прикладное искусство», «Портрет», «Дизайн»,
«Книжная графика», «Композиция». Методика проведения работы в объединении
строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой
темы. Работы выполняются под руководством педагога и по собственному
замыслу детей. Организация процесса обучения строится таким образом, чтобы
деятельность была детям интересна и продуктивна. Много внимания уделяется
освоению основ изобразительной грамоты. На занятиях дети приобретают опыт
грамотного общения с произведениями профессионального искусства, соотносят
свой творческий труд с результатом труда художников, познают искусство на
Адресат программы – учащиеся в возрасте от 6 до 18 лет.
Форма обучения- очная, дистанционная
Формы организации образовательного процесса-групповые,
индивидуально- групповые.
Общее количество часов в год- 576
Уровень программы-базовый
Особенности организации образовательного процесса
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра,
учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми,
направлены на реализацию личных интересов членов группы;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей,
рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности:
разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы обучения:
- воспитывающего характера обучения;
- научности.
- связи теории с практикой;
4

- систематичности и последовательности;
- учёта возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями.
1.2 Цели и задачи программы
Цель образовательной программы - раскрытие и развитие способностей к
изобразительному искусству, формирование устойчивого интереса к
художественной деятельности, развитие чувства прекрасного, обогащение
индивидуального опыта детей через их знакомство с произведениями
декоративно-прикладного искусства.
Задачи образовательной программы:
Обучающие:
 формирование базовых компетенций в области изобразительной
деятельности;
 расширение знания воспитанников об изобразительной грамоте и
изобразительном искусстве.
Развивающие:
 развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведения изобразительного искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру;
 развитие потребности активного участия воспитанников в культурной
жизни.
 Воспитывающие:
 воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия
произведений изобразительного искусства;
 воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе,
своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
1.3 Объем и сроки освоения программы
Программа ИЗО «Радуга» рассчитана на 4 года. На весь период обучения
запланировано 576 часов.
Программа занятий рассчитана на различные возрастные категории
учащихся: младшие школьники, учащиеся среднего школьного возраста,
старшеклассники. Группы обучающихся могут быть разновозрастными.
Количество обучающихся 10-12 человек, в первый год обучения; 8-10
человек в последующие годы обучения, при учебной нагрузке 4 часа в неделю
(два раза в неделю по 2 часа) - всего 144 часа. Набор в группу производится на
свободной основе в начале учебного года. Возможно изменение состава группы в
течение учебного года. Объем и степень сложности материала рассчитан на
обучающихся разного уровня подготовки.

5

1.4 Учебный план
Первый год обучения
№
п/п

Наименование
раздела, темы
занятия
Инструктаж.
Вводное занятие
Пейзаж
Натюрморт
Декоративноприкладное творчество
Портрет
Дизайн
Книжная графика
Композиция
В каждом рисунке
Солнце!
Итого

Количество часов
всего
теория
практика

Форма
аттестации
(контроля)
Входной
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Выставка
творческих работ.

Второй год обучения
№
п/п

Наименование
раздела, темы
занятия
Инструктаж.
Вводное занятие
Пейзаж
Натюрморт
Декоративноприкладное
творчество
Дизайн
Композиция
Графика

Количество часов
всего
теория
практика

Форма
аттестации
(контроля)
Входной
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Выставка
творческих
работ.

Итого

6

Третий год обучения
№
п/п

Наименование
раздела, темы занятия

Количество часов
всего
теория

практика

Инструктаж.
Вводное занятие
Пейзаж
3

Творческая
работа
Творческая
работа

Натюрморт
Портрет
Дизайн

6

Композиция

7

Графика

Форма
аттестации
(контроля)
Входной

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Выставка
творческих
работ

Оформление творческих
работ. Выставка.

Четвертый год обучения
№
п/п

Наименование
раздела, темы занятия
Инструктаж.
Вводное занятие
Натюрморт
Декоративная работа
Композиция
Оформительская работа

Количество часов
всего
теория

практика

Форма
аттестации
(контроля)
Входной
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Выставка
творческих
работ

7

1.5 Содержание учебного плана:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.
Инструктаж. Вводное занятие (2).
Теоретическая часть. Инструктажи по правилам пожарной безопасности,
дорожного движения, безопасным обращением с инструментами и материалами.
Первое задание носит диагностическую направленность с целью выявления
уровня и характера изобразительного творчества.
Практическая часть. Отражение в рисунках летних впечатлений «Все
краски лета».
2. Пейзаж (12).
2.1. Пейзаж родного края. Графика (4).
Теоретическая часть. Знакомство с основными правилами композиционного
построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).
Просмотр произведений художников. Учить располагать изображение по всему
листу: выше, ниже, правее, левее.
Практическая часть. Выполнение работы графическими материалами.
2.2. Пейзаж родного края. Живопись (4).
Теоретическая часть. Знакомство детей с цветовым кругом. Просмотр
произведений художников. Учить детей отражать в рисунке красоту родной
природы, передавать ее колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные
деревья, используя разные цвета для стволов тёмно-коричневый, тёмно-серый,
зеленовато-серый) и приёмы работы кистью (всем ворсом и концом).
Изображение пейзажа с двумя планами гуашью. Познакомить с понятиями ближедальше, больше-меньше. Закрепление темы: «Основные цвета и их смешивание».
Практическая часть. Изображение пейзажа с двумя планами.
2.3. Любуемся красотой осеннего парка (4).
Теоретическая часть. Знакомство с особенностями форм осенней листвы.
Знакомство с гуашевыми красками. Обучение использованию палитры осенних
красок.
Практическая часть. Выполнение зарисовок осенней листвы.
3. Натюрморт (16).
3.1. Овощи и фрукты с моей грядки (4)
Теоретическая часть. Знакомство с акварельными красками. Проба всех
цветов на палитре. Учить передавать цвет овощей. Отработка навыков работы
кистью. Равномерное заполнение листа. Организация рабочего места.
Практическая часть. Изображение овощей и фруктов.
3.2. Изображение осенней листвы (4).
Теоретическая часть. Обучение использованию палитры осенних красок.
Дальнейшее знакомство с гуашевыми красками.
Практическая часть. Изображение осенней листвы.
3.3. Тематический натюрморт (4).
Теоретическая часть. Учить учащихся выполнению с натуры этюда осенних
цветов в букете; воспитывать интерес к живому, бережное отношение к цветам.
8

Оборудование:1.постановочный натюрморт;2. таблицы и пособия «Этапы
рисования с натуры натюрморта»;3. работы учащихся;4. репродукции картин.
Практическая часть. Выполнение натюрморта.
3.4. Изображение ветки сосны (4).
Теоретическая часть Отработка навыков работы тонкой кистью при
изображении мелких деталей (сосновые иголочки). Использование различных
оттенков зеленого цвета. Отработка навыков работы тонкой кистью при
изображении мелких деталей (сосновые шишки). Использование различных
оттенков коричневого цвета.
Практическая часть. Изображение ветки сосны.
4. Декоративно-прикладное творчество (16).
4.1. Чудо-цветок (4).
Теоретическая часть. Что такое узор. Учить детей использовать для
украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, ягоды, дуги, мелкие
завитки). Развивать разнонаправленные движения, пространственную
ориентировку на листе (украшение ветки слева и справа).
Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (типичным
главным элементом росписи декоративных изделий). Развивать чувство
композиции. Продолжать учить анализировать рисунки.
Практическая часть. Изображение чудо – цветка (Полхов-Майдан).
4.2. Орнамент (4).
Теоретическая часть. Учить проводить одинаковую по толщине линию,
волнистая линия рисуется с одинаковыми по высоте и ширине волнами. Учиться
разбивать круг на одинаковые части-модули.
Практическая часть. Выполнение орнамента «Мезенское солнце». Развивать
навыки работы гуашевыми красками.
4.3. Сказочная птичка (4).
Теоретическая часть. Развивать навыки кистевой росписи. Выполнять птицу
по мотивам городецкой росписи.
Практическая часть. Сказочная птичка.
4.4. Матрешка (4).
Теоретическая часть. Учить приёму кистевой росписи, растяжка одного
цвета. Выполнение элемента гжельской росписи-розана, листочков различной
формы, веточек.
Практическая часть. Расписываем матрешек с использованием мотивов
гжельской росписи.
5. Портрет (10).
5.1. Рисуем маму (4).
Теоретическая часть.
Познакомить детей с этапами работы над портретом. Учить рисовать
портрет, соблюдая пропорции, выделяя индивидуальные черты лица. Учить
использовать различные оттенки цвета.
Практическая часть. Изображение женского портрета.
5.2. Дед Мороз и Снегурочка (6).
9

Теоретическая часть. Из истории появления Деда Мороза и Снегурочки.
Продолжить изучать правила рисования портрета, соблюдая пропорции, выделяя
индивидуальные черты сказочных персонажей. Учить использовать различные
оттенки цвета.
Практическая часть. Выполнение новогодних открыток с изображением
новогодних персонажей.
6. Дизайн (20).
6.1. Ёлкины игрушки, шишки, мишки и хлопушки (4).
Теоретическая часть. Рисование с натуры новогодних игрушек простых по
форме. Развивать чувство композиции. Учить детей вырезать силуэты простых
предметов. Развивать координацию движений руки и глаза. Формировать навыки
изображения в технике аппликации.
Практическая часть. Изображение и изготовление новогодних игрушек.
6.2. Танец снежинок (4).
Теоретическая часть Снежинка - рисунок для детей не только интересный,
но и познавательный. Дети узнают о том, как образуется снег и почему снежинки
имеют такую форму. В процессе рисования необходимо соблюдать пропорции и
симметрию.
Практическая часть. Изображение снежинок (цветные карандаши, белая и
синяя гуашь).
6.3. Зимние узоры (4).
Теоретическая часть. Закрепить знание об узоре. Выполнение серии работ в
технике монотипия. Закрепление приемов создания композиции, гармоничного
подбора и сочетания цветов.
Практическая часть. Изображение зимних узоров.
6.4. Рисуем и лепим дымковских птиц (4).
Теоретическая часть. Расширять представления детей о народной игрушке.
Формировать эстетическое отношение к предметам. Знакомство с работами
мастеров народной глиняной игрушки. Формирование умения рисовать элементы
дымковской росписи с помощью печатки-тычка и кисти. Развивать чувство цвета
при составлении узора из нескольких элементов. Освоение элементов дымковских
узоров.
Практическая часть. Изображение дымковских узоров.
7. Книжная графика (28).
7.1. Дремлет лес под сказку сна (4).
Теоретическая часть. Выполнение композиции. Учить составлять цветовую
палитру зимнего леса.
Практическая часть. Выполнение упражнений «Рисуем елочку, домик,
деревья кистью».
7.2. Мы рисуем зимние деревья (4).
Теоретическая часть. Формирование навыков изображения деревьев
графическими материалами (тушь, палочка). Наблюдение за отчётливой графикой
ветвей деревьев. Формировать навыки изображения деревьев в технике
«Акварель».
10

Практическая часть. Изображение деревьев зимой.
7.3. Рисуем животных и птиц (4).
Теоретическая часть. Учить, наиболее, выразительно отображать в рисунке
облик животного. Учить рисовать птиц при помощи мазка с поворотом. Учить
рисовать животных в технике «гуашь и поролон».
Практическая часть. Выполнение зарисовок животных.
7.4. Сказочный герой (4).
Теоретическая часть. Развитие образных представлений. Воспитывать
интерес к народному творчеству. Учить детей представлять в рисунке
характерные черты полюбившегося героя.
Практическая часть. Сказочный герой.
7.5. Мои любимые сказки (4).
Теоретическая часть. Развивать интерес к созданию иллюстраций к
литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который
хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна,
река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; сказочные звери).
Развивать чувство композиции.
Практическая часть. Мои любимые сказки.
7.6. Поздравляем наших пап (4).
Теоретическая часть Поздравительная открытка. Учить детей придумывать
содержание поздравительной открытки и осуществлять замысел, умения и
навыки. Развивать чувство цвета, творческие способности. Напомнить, что
картина должна быть подходящего размера и красиво расположена на открытке.
Практическая часть. Выполнение поздравительной открытки.
8. Композиция (40).
8.1. Покорители космоса (4).
Теоретическая часть. Пропорции фигуры человека. Рисование фигуры
человека мазками.
Практическая часть. Изображение космонавта.
8.2. Большое космическое путешествие (4).
Теоретическая часть Знакомство с особенностями разработки композиций.
Практическая часть. Разработка композиции. Композиционные поиски и
поиск цветового решения.
8.3. Рисуем цветы! (4).
Теоретическая часть. Передача в рисунке простейшей формы и основного
цвета предмета.
Практическая часть. Зарисовки весенних цветов.
8.4. Цветы нашей Родины (4).
Теоретическая часть. Составление композиции с учётом замысла.
Практическая часть. Цветы нашей Родины.
8.5. Разноцветные рыбки (4).
Теоретическая часть. Рассмотреть особенности строения тела рыбы.
Выделить голову, туловище, хвост, плавники. Составление композиции по
11

замыслу, развитие навыков изображения форм объектов, движущихся в среде
(вода, растения, камни).
Практическая часть. Разноцветные рыбки.
8.6. Мой пушистый друг (4).
Теоретическая часть. Анималистический жанр. Познакомить с
художниками-анималистами. Учить анализировать особенности конструктивноанатомического строения животных.
Практическая часть. Упр. Изображение линией. Упр. Изображение цветом.
Передача в рисунке характерных черт и настроения животных.
8.7 Праздничные огни Салюта (4).
Теоретическая часть. Закрепление навыков работы поролоном и тонкой
кистью, используя в работе гуашь.
Практическая часть. Составление композиции с учётом замысла (гуашь).
8.8 Мой друг автомобиль. В мире дорожных знаков (4).
Теоретическая часть. Развивать умения изображать отдельные виды
транспорта, передавать форму основных частей, деталей, их величину,
расположение на листе бумаги. Уточнять представление детей о правильном
поведении на улице.
Практическая часть. Выполнение творческой работы.
8.9. В гости к Дяде Степе (4).
Теоретическая часть Выполнение зарисовок человека. Разработка
композиции.
Практическая часть. Поиск и выполнение цветового решения.
9.0. В каждом рисунке Солнце! (4).
Диагностика уровня компетентности учащихся и уровня усвоения ЗУН.

12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Инструктаж. Вводное занятие. Художественные материалы (2 часа)
Теоретическая часть Правила гигиены и безопасности при работе с
художественными материалами. Организация рабочего места.
Практическая часть. Оборудование и художественные материалы,
необходимые для занятий.
2. Пейзаж (12 часов)
Теоретическая часть. Изучение особенностей ведения работы на пленэре.
Выполнение зарисовок с натуры деревьев. Особенности сельского пейзажа.
Закрепления перспективного построения в пейзаже.
Практическая часть. Родные места. Мой дивный край.
3. Натюрморт (16 часов)
Теоретическая часть. Правила составления букета. Правила составления
натюрморта. Выполнение рисунка карандашом. Выполнение рисунка в цвете
(акварель). Знакомство с особенностями сложной форм осенних листьев.
Выполнение в цвете осенних листьев. Выполнение подготовительного рисунка.
Определение локального цвета каждого предмета на палитре. Уточнить цветовые
и тоновые отношения, сравнимая при этом предметы между собой. Выполняя
работу в цвете (акварель), необходимо постоянно сравнивать полученные
результаты с натурой.
Практическая часть. «Рисуем осенние цветы». Составление композиций из
цветов и фруктов. Изображение фруктов и овощей. Осенние листья.
4. Декоративно-прикладное творчество (14 часов)
Теоретическая часть.
Теплые цвета. Искусство Хохломы. Изображение матрёшки, узоров (по
выбору детей).
Практическая часть.
«Золотая россыпь осени в сказочной Хохломе». Витраж «Осень». Сказочная
птица «Огненный петух». Дымковская игрушка (зарисовки и роспись).
5. Дизайн(22часа)
Теоретическая часть.
Современные открытки к различным праздникам (Рождество, Пасха, День
рождения и другие).
Практическая часть. разработка эскиза и выполнение макета
поздравительной открытки «С днём рождения!» (художественные материалы по
выбору детей).
Теоретическая часть. Рассматриваем применение перспективного
построения в пейзаже. Осваиваем навыки гармоничной организации
пространства листа. Развивать композиционные навыки, умение передавать образ
белой зимы, богатой оттенками разных цветов.
«Зимняя сказка». Зарисовки. Гуашь.
Теоретическая часть. Знакомство с особенностями разработки сложных
композиций. Композиционные поиски и поиск цветового решения.
13

Практическая часть. «Новогодние чудеса». Роспись новогодних игрушек.
Оформление афиши «Снежные узоры». Оформление праздника. Изготовление
макета «Новогодняя открытка». Дизайн костюма. Изготовление сувениров
(роспись) – матрешка. Военная техника (бумага).
6. Композиция (30 часов)
Практическая часть Рисуем птиц и животных. «Веселая палитра».
Космические фантазии. Экскурсия в природу. Рисуем весенние цветы.
Праздничный салют..
7. Графика (40часов)
Практическая часть Сказочный лес. Оформление плаката «С праздником
Весны!». Выполнение эскизов к плакату «Сохраним живую природу».
Изготовление эмблем. Выполнение плаката «Мы за мир!». Рисуем веточку
сирени. Конкурс рисунков на асфальте. Оформление творческих работ. Выставка.
Обобщение. Задания для самостоятельной работы летом.

14

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Инструктаж (2 часа).
Теоретическая часть. Художественные материалы. Гигиена и безопасность
при работе с художественными материалами. Оптимальный подбор инструментов
и организация рабочего места. Характеристика свойств художественных
материалов и особенностей их использования. Выразительные свойства
различных художественных материалов и особенности техник их использования.
Практическая часть. Сравнение свойств красок, карандашей, мелков,
пастели и др. путем выполнения набросков и этюдов в различных техниках.
2. Пейзаж (12 часов).
Теоретическая часть. Наблюдение особенностей осеннего пейзажа. Поиск
колоритных цветовых решений, передающих настроение и характер осенних
эпизодов и ракурсов парка. (Путешествие с фотоаппаратом)
Изображение эпизодов городской жизни, зданий, улиц, фигур людей,
автомобилей и других атрибутов городской жизни. Продолжение работы по
созданию настроения, путем подбора нужных форм и цветовых решений. «Мой
город»
Знакомство с особенностями творческой разработки и выполнения
долгосрочной работы пейзажа. Закрепление навыков гармоничной организации
пространства работы. Поиск цветового решения. Сочетание различных вариаций
изученных техник. Углубление знаний по цветоведению. Понятия- насыщенность,
светлотность, цветовой тон, цветовые и тональные контрасты, локальный цвет.
Практическая часть «Осенние картинки».
3. Натюрморт (12 часов).
Теоретическая часть. Создание сочетаний и наборов из осенних плодов
деревьев, овощей, осенних листьев и других осенних атрибутов живой природы.
Натюрморт из овощей и фруктов. Познакомить учащихся с правилами
составления букетов из цветов.
Практическая часть. Дары родного края. Ваза с цветами.
4. Портрет (10 часов).
Теоретическая часть. Закрепление навыков изображения портрета.
Изучение особенностей рисования шаржа.
Практическая часть. Рисуем портрет. Женский портрет.
5. Дизайн (52 часа).
Теоретическая часть. Познакомить учащихся с правилами составления
композиций из цветов; научить составлять композиции из цветов. Знакомство
с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок. Из
истории новогоднего праздника. Мастер новогодних игрушек. Составление
эскизов новогодних игрушек. Новогодняя игрушка (3ч.) Традиции встречи
Нового года. Главные символы и герои праздничного действа в разных
культурах. Использование цветового пятна как средства выразительности.
Использование средств художественной выразительности, соответствующих
характеру праздника, - смелых линий, многоцветных мазков, пятен.
15

Воспитывать уважение к старшим, овладевать навыками
оформительской деятельности, создавать атмосферу праздника.
Изделия как разновидность объёмной аппликации.
Практическая часть. Выполнение макета поздравительной открыткиигрушки (художественные материалы по выбору учеников).
Изготовление новогодних масок(3ч.) Изготовление новогодних игрушек (по
выбору детей). Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала.
Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листов бумаги.
Практическая часть Оформление окон. Новогодний сувенир.
Выполнение макета поздравительной открытки-игрушки (художественные
материалы по выбору учеников). Новогодняя открытка (2ч.)
Работа индивидуальная, выполняется кистями и гуашью с целью
активизации живописных умений. Зимние мотивы(2ч.)
Теоретическая часть. Уточнить и обобщить знания детей о военном
транспорте, о его значении для страны в годы ВОВ. Современная военная
техника.
Учить рисовать предметы, состоящие из нескольких частей, проводить
прямые линии в разных направлениях.
Практическая часть Зарисовки военной техники(2ч.) Изготовление макетов
военной техники: танк, подводная лодка, корабль, самолет, артиллерийская
установка «Катюша», автомобиль «полуторка».
Теоретическая часть . Изготовление сувениров. Подготовка необходимых
материалов. Сочетание по цвету материала и фона.
Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации.
Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листов бумаги,
закреплённых со сдвигом на фоне.
Практическая часть Выполнение макета поздравительной открыткиигрушки «С днем рождения!», др. (художественные материалы по выбору
учеников). Изготовление макета открытки.
6. Композиция (40 часов)
Теоретическая часть. Знакомство с иллюстрациями художников. Рисование
с натуры и по представлению. Композиционные поиски и поиск цветового
решения. Рисуем весенние цветы. Знакомство с иллюстрациями художникованималистов. Выполнение зарисовок с натуры и по представлению. При
размещении фигур на рисунке необходимо учесть характер поз, передать
основные пропорции. Обучение умению простейшими средствами передавать
основные события сказки. Развитие умения сопереживать героям литературного
произведения, наблюдательности и внимания, логического мышления.
Воспитание интереса и любви детей к творчеству художников детской книги.
Практическая часть: Рисуем весенние цветы. Рисуем птиц. Рисуем фигуру
человека. «В гостях у сказки». Космос. Праздник весны и труда. Славный
праздник Победы. Образы природы. Весна.
7. Графика (16 часов)
16

Теоретическая часть. Знакомство с первыми книжками-раскладушками,
созданными из плотного картона с великолепными рисунками Алисы Порет!
Ученица К. С. Петрова-Водкина и П. Н. Филонова, она стала признанным
классиком иллюстрации детских книг. У каждого из созданных художницей
персонажей, вплоть до самого маленького жучка или мышонка, – свой характер,
на каждой странице – целый мир." Ехали дорожками" – это сборник веселых
потешек и прибауток Натальи Колпаковой, посвятившей свою жизнь собиранию
и изучению русского фольклора. Книжка-ширмочка "Подарки" впервые была
издана в 1962 году. Стихотворную историю о необыкновенных подарках, которые
получила девочка Людмила в день рожденья, рассказала замечательная
писательница и поэтесса Ирина Токмакова. "Хорошие друзья" – трогательное
стихотворение Александра Лайко о маленьком кузнечике и его отзывчивых
друзьях. Выполнение эмблемы из различных материалов (по выбору
обучающихся). Выполнение эскиза стенгазеты. Компоновка текстового и
иллюстративного материала. Написание надписей и заголовков. Выполнение
рисунков на асфальте цветными мелками. Поиск масштаба, характера заголовков
и надписей. Написание афиши выставки. Оформление выполненных в течение
года работ. Подведение итогов за год.
Практическая часть. Книжка – раскладушка. Изготовление эмблем.
Стенгазета «Это мы». Конкурс рисунков на асфальте.
8. Оформление творческих работ. Выставка. (2 часов).

17

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. Инструктаж (2 часа).
Знакомство с программой 4 года обучения. Правила гигиены и техника
безопасности.
2. Натюрморт (12 часов)
Теоретическая часть. Художественные материалы. Характеристика свойств
художественных материалов и особенностей их использования. Выразительные
свойства различных художественных материалов и особенности техник их
использования. Сравнение свойств красок, карандашей, мелков, пастели и др.
путем выполнения набросков и этюдов в различных техниках. Наблюдение
особенностей осеннего букета. Поиск колоритных цветовых решений,
передающих настроение и красоту осенних цветов. Виды аранжировок растений.
Закрепление навыков компоновки, построения натюрморта, светло – теневой
моделировки.
Практическая часть. Составление осенних композиций из цветов (букет).
Составление осенних композиций (овощи, фрукты). Дары осени. Натюрморт из 34 предметов (техника гуашь, передача объема).
3. Декоративная работа (78 часов)
Теоретическая часть. Посещение парка города. Правила выполнения
композиции из сухих растений на плоской основе. Беседа об искусстве витража,
его истории, характерных особенностях, связи с архитектурой. Формирование
навыков работы с художественными материалами в технике витража.
Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение
полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листов бумаги, различных
элементов декора. Из истории новогоднего праздника. Знакомство с техникой
«папье-маше». Материалы и инструменты. Создание объёмных и полуобъёмных
масок. Из истории новогоднего праздника. Мастер новогодних игрушек.
Освоение технологии новогодних игрушек. Заготовка необходимого материала
(фетр, вата). Составление эскизов новогодних игрушек. Изучение основ
городецкой росписи. Приобретение практических навыков городецкой росписи.
Дальнейшее изучение основ городецкой росписи. Изготовление подарочных
сувениров. Сочетание по цвету материала и фона. Художественная роспись
готовых изделий. Декорирование разными подручными материалами. Знакомство
с профессией художника – декоратора, отличительными особенностями и этапами
создания эскизов декораций. Открытка к различным праздникам: 8 Марта, Пасха,
День рождения и др. Открытки-игрушки, сюрпризницы.
Беседа на тему «Глина». Совершенствование навыков работы с глиной.
Выполнение настенных композиций, используя разные материалы для
декорирования (ткань, фольга, бисер, пуговицы и т.д.) Демонстрация образцов.
Разработка эскиза.
Практическая часть. Экскурсия в природу. Флористика. Витраж.
Новогодняя игрушка (вата). Роспись доски. Лепка из глины. Подарочные
сувениры. «Чайный натюрморт». Роспись по стеклу. Народный праздник.
18

Подарочные сувениры из фетра, бумаги (сюрпризницы). Изготовление макета
открытки «8 Марта». Природные материалы. Заготовка, хранение. Особенности
сухих растений.
4. Композиция (34 часа)
Теоретическая часть. Рисование с натуры и по представлению. Выполнение
зарисовок с натуры и по представлению. Выполнение композиционных поисков.
Поиск цветового решения. Реализация замысла. Разработка композиции.
Практическая часть. Выполнение работы в цвете (гуашь, акварель, пастель).
Луга. Сказы Бажова. Космос. Спортивный праздник. Рисуем весенние цветы.
«Весенние мотивы» (рисование по ткани). Рисуем птиц.
5. Оформительская работа (18 часов)
Теоретическая часть. История возникновения трафарета, трафарет –
искусство. Технология.
- Содержание и последовательность работы с трафаретом.
- Трафарет “открытый”, “замкнутый”, “набрызг”. В течение 1 часа – объяснение
теоретического материала с показом данной техники.
Выполнение пробных работ и совершенствование техники с созданием уже
готовых образов и композиций. Использование трафарета в оформительских
работах.
Инструменты и приспособления. Беседы о праздниках. Разработка проекта
оформления праздника.
Изготовление подарочных сувениров. Сочетание по цвету материала и фона.
Проектирование и изготовление качественных сувениров с использованием
креативных элементов. Художественная роспись готовых изделий.
Декорирование разными подручными материалами.
Практическая часть. Использование трафарета в оформительских работах.
Эмблема. Выполнение эскиза эмблемы «С юбилеем». Выполнение эмблемы « С
юбилеем» в цвете. Стенгазета. Оформление творческих работ. Выставка.
Конкурс рисунков на асфальте.

19

1.6 Планируемые результаты:
Программа первого года обучения предполагает освоение элементарных
основ изобразительного искусства. Основная задача: помочь ребёнку преодолеть
чувство неуверенности перед новым, неизведанным; дать возможность поверить в
успех и свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развивать
мелкую моторику рук, глазомер; освоить приёмы владения художественными
материалами; прививать культуру труда.
- планируемые результаты 2-го года обучения
Второй год обучения – дальнейшее изучение изобразительной грамоты.
Основные задачи: расширить представление о возможностях предлагаемых видов
изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения
инструментами и материалами; стимулировать самостоятельное творческое
мышление.
- планируемые результаты 3-го года обучения
Третий год обучения – предусматривает углубленное ознакомление с
теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам,
графические и живописные упражнения и выполнение художественных работ по
народным мотивам, украшение интерьера
- планируемые результаты 4-го года обучения
Отличительной особенностью программы четвёртого года обучения будет
предусмотренный вариативный компонент заданий на повышенном уровне
сложности для детей с выраженными способностями к изобразительной
деятельности. Повышенный уровень предполагает более академическое обучение
изобразительному искусству. Предлагаются декоративные творческие задания,
такие как коллаж, папье – маше, изделия из фетра, флористика, роспись по стеклу
и др.
Программа предусматривает активное включение нетрадиционных техник
рисования, что должно способствовать расширению представлений детей о
творчестве, творческом процессе, возможностях материалов, развивать фантазию
и воображение.
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами;
- названия и назначение инструментов;
- виды декоративно – прикладного творчества;
- народные художественные промыслы России и их историю;
20

- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки.
Должны уметь:
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс;
- уметь передавать настроение и красоту изображаемых
объектов;
- использовать основные средства создания композиции: высоту линии горизонта,
выбор точки зрения, светлотный контраст, цветовой(хроматический) контраст,
цветовые отношения;
- уметь выделять композиционный центр;
- овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью;
- творчески и разнообразно использовать приемы народной кистевой
росписи;
- соблюдать правила безопасности и личной гигиены при работе с различными
материалами и инструментами;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь,
проявлять самостоятельность.

21

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы.
Режим занятий подчиняется требованиям Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи."
Расписание занятий составляется с учетом наиболее благоприятного режима
труда и отдыха учащихся, с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных
представителей) и их возрастных особенностей.
Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования,
проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва,
отведенного на отдых. Продолжительность занятия исчисляется в академических
часах. Продолжительность академического часа – 40 минут, после каждого
академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 5 минут.
В группы записываются все желающие.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и
психологических особенностей детей. Наполняемость групп: в 1год обучения 1012 человек, в последующие годы 8-10 человек. Возможность и условия
зачисления в группы второго и последующих годов обучения: учащиеся,
проявляющие желание и имеющие способности, необходимые для занятий в
группе второго и последующих годов обучения, могут быть зачислены в данные
группы обучения.
Условием для зачисления в группу является:
1) наличие возможности зачисления в группу (ограничивается регламентом
количества обучающихся);
2) перечень документов необходимых для зачисления;
3) прохождение учащимся собеседования с руководителем объединения;
4) рекомендация (заявление) руководителя объединения зачислить учащегося
в данную группу.
Решение о зачислении принимает директор учреждения.
Решение о зачислении выносится в форме приказа по учреждению.
Занятия проводятся в кабинете Дома творчества, а также в условиях
экскурсии в парк, в природу (пленэр).

22

Учебно-тематический план первого года обучения
№

Наименование темы
Всего

Количество часов
Теория
Практика

Дата проведения
По факту По плану

Инструктаж.
Вводное занятие
Пейзаж
Пейзаж родного края.
Графика.
Пейзаж родного края.
Живопись.
Любуемся красотой
осеннего парка. Рисуем
осеннюю листву.
Натюрморт
Овощи и фрукты с моей
грядки
Изображение осенней
листвы
Тематический натюрморт
Изображение ветки сосны
Декоративно-прикладное
творчество
Чудо-цветок
Орнамент
Сказочная птичка
Матрешка
Портрет
Рисуем маму
Дед Мороз и Снегурочка
Дизайн
Ёлкины игрушки, шишки,
мишки и хлопушки
Танец снежинок
Зимние узоры
Рисуем и лепим
дымковских птиц
Книжная графика
Дремлет лес под сказку сна
Мы рисуем зимние
деревья
Рисуем животных и птиц
Сказочный герой
Мои любимые сказки
Поздравляем наших пап
Поздравительная открытка.
Композиция
Покорители космоса
Большое космическое
путешествие
23

Рисуем цветы
Цветы нашей Родины!
Разноцветные рыбки
Мой пушистый друг
Праздничные огни Салюта
(гуашь)
Мой друг автомобиль.
В мире дорожных знаков
В гости к Дяде Степе
В каждом рисунке Солнце!
Итого

24

Учебно-тематический план второго года обучения
№

Наименование темы
Всего

Количество часов
Теория
Практика

Дата проведения
По факту По плану

Инструктаж.
Вводное занятие
Пейзаж
Родные места
Мой дивный край
Натюрморт
Рисуем осенние цветы
Составление композиций
из цветов и фруктов
Изображение фруктов и
овощей
Осенние листья
Декоративно-прикладное
творчество
«Золотая россыпь осени в
сказочной Хохломе»
Витраж «Осень»
Сказочная птица
«Огненный петух»
Дымковская игрушка
(зарисовки и роспись)
Дизайн
Поздравительная открытка
Изготовление новогодних
игрушек
Оформление афиши
«Снежные узоры».
Оформление праздника
Дизайн костюма.
Изготовление сувениров
(роспись) - матрешка
Военная техника(бумага)
Народные праздники
Композиция
Рисуем птиц и животных
«Веселая палитра»
Космические фантазии
Экскурсия в природу
Рисуем весенние цветы
Рисуем веточку сирени
«Яблони в цвету»
Праздничный салют.
Зарисовки фигурок
человека.
Графика
Сказочный лес
25

Оформление плаката «С
праздником Весны!»
Выполнение эскизов к
плакату «Сохраним живую
природу»
Выполнение плаката
«Мы за мир!»
Изготовление эмблем
Танец бабочек красавиц,
фломастеры
Конкурс рисунков на
асфальте
Оформление творческих
работ. Выставка.
Обобщение. Задания для
самостоятельной работы
летом.
Итого

26

Учебно-тематический план третьего года обучения:
№
п/п

Наименование
раздела, темы занятия

всего

Количество часов
теория
практика

Дата проведения
По
По плану
факту

Инструктаж.
Вводное занятие
Пейзаж
Экскурсия в парк
«Мой город»
«Осенние картинки»
Натюрморт
«Дары родного края»
«Ваза с цветами»
Портрет
Рисуем портрет
Женский портрет
Дизайн
Составление композиций
из цветов
Изготовление новогодних
масок
Новогодняя игрушка
Письмо Деду Морозу
Новогодний сувенир
Новогодняя открытка
Зимние мотивы
Зарисовки военной
техники
Изготовление макета
техники
Изготовление сувениров.
Изготовление макета
открытки
Композиция
Рисуем весенние цветы
Рисуем птиц
Рисуем фигуру человека
«В гостях у сказки»
Космос
«Праздник Весны и
Труда»
Славный праздник
Победы
Образы природы. Весна
Графика
Книжка - раскладушка
Изготовление эмблем
Стенгазета «Это мы»
Конкурс рисунков на
27

асфальте
Оформление творческих
работ. Выставка.

28

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Наименование
раздела, темы занятия

Количество часов
всего
теория
практика

Дата проведения
По
По плану
факту

Инструктаж.
Вводное занятие
Натюрморт
Художественные
материалы
Составление осенних
композиций (букет)
«Дары осени» (натюрморт)
Декоративная работа
Экскурсия в природу
Флористика
Витраж
Новогодняя игрушка (вата)
Роспись доски
Лепка из глины
Подарочные сувениры.
«Чайный натюрморт»
Роспись по стеклу
Народный праздник
Подарочные сувениры из
фетра.
Изготовление макета
открытки «8 Марта»
Композиция
Луга
Сказы Бажова
Космос
Спортивный праздник.
Рисуем весенние цветы
«Весенние мотивы»
(рисование по ткани)
Рисуем птиц
Оформительская работа
Использование трафарета в
оформительских работах
Эмблема
Стенгазета
Разработка проекта
оформления праздника
Оформление праздника
Оформление творческих
работ. Выставка.
Конкурс рисунков на
асфальте

29

2.2 Календарный учебный график
Год обучения,
Срок учебного года
наименование/номер продолжительность
группы
обучения)

Кол-во занятий в
неделю,
продолжительность
одного занятия (мин)
2 занятия по 40 мин

1 год, группа №1

с 15 сентября 2022г
по 31 мая 2023г

год, группа №1

с 15 сентября 2022г
по 31 мая 2023г

2 занятия по 40 мин

год, группа №1

с 15 сентября 2022г
по 31 мая 2023г

2 занятия по 40 мин

Кол-во
ак. часов
в неделю

Всего
ак. часов
в год

Результат реализации программы «Радуга» во многом зависит от подготовки
помещения, учебного оборудования. Размещение учебного оборудования должно
соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники
безопасности работы. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим,
теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу
занимающихся воспитанников. Для выполнения поставленных учебновоспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
рисование с натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа
с элементами дизайна, лепка, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и
красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг
друга. При этом учитываются особенности времени года и интересы учащихся.
Для эффективности реализации образовательной программы используются
дидактические материалы: учебные наглядные пособия, демонстрационные
устройства, технические средства.
Основным методом организации деятельности являются наличие
необходимой документации, подбор методических разработок (методические
разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные и технологические
карты); развивающие дидактические и психологические игры, тесты, анкеты,
кроссворды, викторины; дидактические материалы; мультимедийные средства
обучения; отслеживание результатов и подведение итогов.
Формы организации деятельности на занятиях:

Индивидуальная - обучающемуся дается самостоятельное задание с учѐтом

его возможностей;

фронтальная - работа в коллективе при объяснении нового материала

или отработке определённого технологического приёма;

групповая - разделение на минигруппы для выполнения определенной
работы

коллективная.
30

Дидактическое и техническое оснащение занятий
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом:
индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика
(трафареты, шаблоны и пр.); таблицы-памятки, схемы, технологические карты,
информационные бюллетени;
альбомы
с
образцами,
фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления: рамки разных размеров, ножницы,
клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага,
кисточки, лак, губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки,
простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки,
акриловые краски, акварельные краски, гуашь, вата, фольга, медная проволока,
пластилин.
Используются
ЭОР.
Основные
составляющие
занятий:
1)
воспитательный
момент (правила
хорошего
тона,
этикет)
2)
организация
рабочего
места
3)
повторение
пройденного
материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы,
текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
(подведение итогов, анализ, оценка работ приведение в порядок рабочего места).
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.
Дополнительное образование позволяет педагогу быть более свободным в выборе
средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд
становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и
моральное удовлетворение.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
-классная доска для демонстрации учебного материала, столы и стулья для
учащихся, для педагога, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных
материалов,компьютер, колонки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
В ходе обучения для выполнения творческих заданий учащиеся пользуются
различными художественными материалами: акварель, гуашь, акрил, тушь,
фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка, мятая бумага, альбом.
ватман, палитра, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, баночка для
воды,
2.5 Информационное обеспечение
Презентации, учебные фильмы на цифровых носителях.
2.6 Материально-техническая база
Полный перечень оборудования, инструментов и материалов для
реализации программы представлен в Приложении 1.
2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки,
конкурсы, творческие отчёты и проекты.
31

Психолого-педагогический мониторинг результатов образовательного
процесса.
Методы психолого-педагогической диагностики:
- наблюдение;
- тестирование;
- результаты детского творчества.
Основные виды диагностики результата:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
творческих способностей ребенка (выполнение тестовых упражнений, эскизов);
- текущий – проводится на каждом занятии (наблюдение,);
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем,
разделов: тестовые задания, выставки, конкурсы;
- итоговый – проводится в конце каждой учебной четверти, а также учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговый тест, выставка
творческих работ, конкурс.
2.8 Оценочные материалы
Оценка знаний проводится по теоретической и практической подготовке, по
метапредметным умениям и навыкам, а также по личностным показателям по 3-х
бальной системе.
Предметные и метапредметные результаты оцениваются при помощи
итогового теста.
Результаты мониторинга вносятся в таблицу (Приложение 1) по 3-х бальной
системе.
- 1 балл составляет минимальный уровень подготовки, не справляется с
целями и задачами программы.
- 2 балла средний уровень подготовки предполагает самостоятельное
выполнение заданий частично, требуется напоминание и помощь педагога.
- 3 балла высокий уровень подготовки предполагает самостоятельное
выполнение заданий.
Оценка результатов ведется по оценочным материалам, которая разработана
к программе, исходя из цели, задач и ожидаемых результатов.
2.9 Контроль результативности обучения базового уровня
Для отслеживания результативности используются следующие методы:
педагогическое наблюдение, участие в выставках и конкурсах разного
уровня,анализ первичной, промежуточной и итоговой диагностики. Основным
документом учета учебного процесса и его результатов являются журнал учета
обучения группы и отчётные протоколы результатов мероприятий.
2.10 Методы выявления результатов развития
Широкое понимание получения результативности образовательного
процесса:
- портфолио,
- дневник достижения,
- график успешности,
- мониторинг,
32

- карта самооценки обучающимися и оценки педагогом компетенций
обучающегося.
Индивидуальная карточка результатов развития
Фамилия, имя ребенка
Возраст
Название детского объединения
Направленность объединения
ФИО педагога
Дата начала наблюдения

Программа объединения «Радуга» направлена на художественно эстетическое развитие детей. В процессе освоения образовательной программы у
детей формируются художественно-творческие способности. Обучающиеся
приобретают новые знания и умения в сфере изобразительной деятельности. В
связи с этим используются следующие критерии оценки уровня овладения
изобразительной деятельностью – это анализ продукта деятельности и анализ
процесса деятельности (Приложение 1)
Способом оценки результатов и достижений является просмотр работ после
каждого раздела программы. Педагог вместе с детьми рассматривает рисунки,
творческие работы и проводит анализ. Дети учатся оценивать свою работу и
работы других детей, подмечать интересные решения, видеть сходство с натурой.
В конце каждого года обучения проводятся итоговые выставки с участием
родителей, персональные выставки обучающихся. Увидеть результаты
достижений каждого обучающегося помогает педагогическое наблюдение,
мониторинг, который проводится в начале и в конце учебного года. Его
результаты фиксируются в таблице, которая позволяет наглядно проследить
динамику успехов обучающихся (Приложение 1)

33

2.12 Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7

8

9

Название мероприятия
«Осень в гости
приглашает» выставка
творческих работ
«Осенние зарисовки» выставка рисунков
«Самой нежной, самой
милой»- подарок маме.
«Зимний букет» -выставка
творческих работ.
«Зима идёт» - выставка
рисунков.
«День книгодарения» акция
«В мире цветных
карандашей» - выставка
рисунков
«Будь здоров»-выставка
эмблем к Всемирному Дню
здоровья.
«В каждом рисунке
солнце».

Сроки

Место проведения

28.09.2022

«Дот творчества»

Ответственны
е
Анохина Т.Н.

30.10.2022

«Дот творчества»

Анохина Т.Н.

конец
11.2022
23.12.2021

«Дот творчества»

Анохина Т.Н.

«Дот творчества»

Анохина Т.Н.

25.01.2022

«Дот творчества»

Анохина Т.Н.

14.02.2022

«Дот творчества»

Анохина Т.Н.

16.03.2022

«Дот творчества»

Анохина Т.Н.

07.04.2022

«Дот творчества»

Анохина Т.Н.

23.05.2022

«Дот творчества»

Анохина Т.Н.

34

Список литературы для педагога
1.

Аранов С.В. Обучение изобразительному искусству.
Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО,
2004.-176 с. ил.
2.
Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству.
7 класс.- М.:ВАКО,2013.-176 с. - (В помощь школьному учителю)
3. Занятия в школе дизайна.5-9 классы/авт.-сост. Е.Г. Вершинникова,
Р.В. Игнатьев.-Изд.2-е-Волгоград: Учитель,2011.-151с.
4. Изобразительное искусство и художественный труд: программа
и тематическое планирование/Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова,
Н.Р.Макарова
и др. -М.: Просвещение, 2008. -92с.:ил.
5. Изобразительное искусство.5 класс: Поурочные планы по учебнику
Кузина В.С./Авт.-сост. С.Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2005.-128с.
6. Программа и тематическое планирование (изобразительное искусство
и художественный труд) Т.Я. Шпикалова, Л.В.Еринова, Н.Р.Макарова
и др.- М.: Просвещение, 2008.-92 с.ил.
7. Программы дополнительного образования детей. Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации.
3-е издание. Москва, «Просвещение».2007-240с.
8.
Руднянская Е.И.,Черезова Л.Б. Экскурсии в природу по югу России.
Зима.1-4 классы. - Волгоград: Учитель,2006.-124 с.
9.
Рутковская А. Рисование в начальной школе.-СПб.: «Издательский
дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003,-192 с. (Серия «Золотая
коллекция начальной школы»)
10. Федотов Г.Я. Школа ремесла. Глина и керамика.- М.: Изд-во Эксмо,
2005.-160 с., ил.

Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Н.И. Платонова,
В.В. Синюков - М.: Педагогика, 1983.-416с. ил.
2. Энциклопедия животных. Литературно-художественное издание.
Перевод с английского М. Авдониной.- М.: Изд-во Эксмо, 2007.-120с.,ил.
Ю.Г. Дорожин. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. М.: Мозаика-Синтез.2003.- 24с.
4. Л.В. Орлова. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. М.: Мозаика-Синтез.2006.- 24с.
.Рабочие тетради: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, комплект «Изобразительное
искусство» 1-4 классы.

35

Приложение 1
Материально-техническая база
- материально-техническая база 1-го года обучения
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте,
таблицы по цветоведению, построению орнамента.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте,
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте,
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных,
птиц, человека.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте,
перспективе.
Демонстрационные (репродукции, иллюстрации настенные).
Модели и натурный фонд.
Анализ продукта деятельности включает:
- содержание изображения;
- передача формы;
- строение предмета;
- передача пропорции предмета в изображении;
- композиция;
- передача движения;
- цвет.
Анализ процесса деятельности включает:
- характер линии;
- регуляция деятельности;
- уровень самостоятельности;
- творчество.
№ ФИ
ребенка

форма

1
2

Строение
предметов

3
……

…

пропорции

2
…

композиция

1
…

Передача
движения

3
…

цвет

2
…

1
…

Общее
число
баллов
12
…

36

Оценка дается по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) высокий уровень – 3 балла;
второй средний – 2 балла; третий низкий – 1 балл.
Например, критерий «передача формы»:

- форма передана точно -3 балла;
- есть незначительные искажения – 2 балла;
- искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и каждого обучающегося суммируются. Число баллов зависит
от полученных каждым обучающимся по каждому показателю оценок. На основе набранной суммы можно
дифференцировать обучающихся по уровню овладения изобразительной деятельностью.

Контроль уровня обучения
Цель: Диагностировать уровень освоения учащимися образовательных
программ.
Задачи:
- обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода;
- оценить результативность педагогической деятельности, сравнить
достигнутые результаты;
Периодичность проведения
Начальная диагностика проводится в начале учебного года и позволяет
определять уровень развития внимания, памяти необходимой для продолжения
обучения, уровень личностного развития, а так же организовать работу с
обучающимися для овладения предметными навыками.
Промежуточный срез знаний (декабрь) позволяет определить усвоенные
умения и навыки за текущий период, а так же определить сформированность
базового уровня по программе, коррекция и планирование индивидуальной работы.
Контрольный - май. Итоговая диагностика освоения учащимися курса
программы. Подвести итоги уровня достижения поставленных целей и задач.
Методы,
используемые
при
проведении
диагностики: педагогическое наблюдение, устные опросы, практические задания,
тест.
Формы
проведения
диагностики: фронтальные,
индивидуально
–
фронтальные, индивидуальные.
Результаты диагностики используются для решения педагогических задач:
продолжения обучения по следующей ступени, разработки индивидуального
маршрута, дальнейшего планирования работы. Оценка предметных результатов
представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов,
представленных в учебном плане.
Диагностическая карта
мониторинга развития качеств личности обучающихся

Год
Педагог_____________________________________________
год______________________

обучения___________________
Учебный
37

Показатели, критерии

Степень
выраженности Числ
оцениваемого качества
о
балло
в
Теоретическая подготовка
Знать основы композиции и обладают не полными знаниями, 1
не могут самостоятельно их
цветоведения, художественные
применить
особенности пейзажа
знают основы композиции и 2

Методы
диагности
ки

Наблюдени
е,
опрос,
тестирован
ие

цветоведения, но испытывают
затруднения при самостоятельном
применении
знают основы композиции и 3
цветоведения
и
умеют
самостоятельно их применять.
Знать художественные особенности обладают не полными знаниями
1
жанров изо
знают
художественные 2
особенности жанров изо, но
испытывают затруднения при
самостоятельном применении
знают
художественные 3
особенности жанров изо и умеют
самостоятельно их применять
Знать
законы
линейной
и обладают не полными знаниями, 1
воздушной перспективы.

не могут
применить

самостоятельно

их

знают
основы
линейной
и 2
воздушной
перспективы,
но
испытывают затруднения при
самостоятельном применении

Наблюдени
е,
опрос,
тестирован
ие

Наблюдени
е,
опрос,
тестирован
ие

знают
основы
линейной
и 3
воздушной перспективы и умеют
самостоятельно их применять
Практическая подготовка
Уметь смешивать цвета на палитре, не
могут 1
получая нужные цветовые оттенки. самостоятельно смешивать цвета
и применять их на практике
смешивают цвета, но испытывают 2
затруднения при смешивании

Наблюдени
е,
опрос,
тестирован
ие

смешивают
цвета
и
умеют 3
самостоятельно их применять в
рисунке
Уметь использовать разнообразие Не
могут
самостоятельно 1
выразительных средств (линия, использовать подходящие линии и

Наблюдени
е,
опрос,
38

ритм, мазки);

мазки
Используют,
но испытывают
затруднения в их применении.
Умеют
самостоятельно
использовать
и
применять разнообразие
выразительные линии и мазки.
Уметь
использовать Не
могут
самостоятельно
художественные
материалы
в применять полученные знания
соответствии со своим замыслом;
Используют,
но
испытывают
затруднения в их применении
Умеют
самостоятельно
использовать
художественные материалы в
соответствии со своим замыслом
Уметь
применять
полученные Не
могут
самостоятельно
знания в своих творческих работах. применять полученные знания
Используют,
но
испытывают
затруднения в их применении.
Умеют
самостоятельно применять получе
нные знания в своих творческих
работах.

коммуникативн
ые

2

тестирован
ие

3

1
2

Наблюдени
е,
опрос,
тестирован
ие

3

1
2

Наблюдени
е,
опрос,
тестирован
ие

3

Метапредметные умения и навыки
Слушать
и испытывает
серьезные 1
слышать
затруднения
в
концентрации
педагога,
внимания
сотрудничать в
паре
и
с воспринимает
учебную 2
педагогом
информацию при напоминании и
контроле, иногда в паре и с
педагогом.

Наблюдени
е,
опрос,
тестирован
ие

сосредоточен,
внимателен, 3
слушает и слышит педагога,
адекватно
воспринимает
информацию, сотрудничает в паре
и с педагогом

регулятивные

высказывать св
оё отношение к
художественны
м
произведениям,
к
творчеству
своих
товарищей,
своему
творчеству
организовать

испытывает
серьезные 1
затруднения в высказывании
Высказывает свое мнение, но 2
иногда нуждается
в
помощи
педагога
Самостоятельно
высказывает 3
свое отношение к художественным
произведениям, к творчеству своих
товарищей, своему творчеству

Наблюдени
е,
опрос,
тестирован
ие

Рабочее место организовывать не 1

Наблюдени
39

свое рабочее умеет
место
Нуждается в постоянном контроле 2
и
помощи
педагога
при
организации своего рабочего места

е,
опрос,
тестирован
ие

Самостоятельно
готовит
свое 3
рабочее место и убирает за собой;
аккуратно,
ответственно
выполнять
работу; беречь
и
экономно
использовать
художественны
й материал

Безответственен,
не
работать
аккуратно
стремится;

сформировать
готовность
и способность
обучающихся к
саморазвитию
и
самообразован
ию
.

Не
имеет способности
к 1
саморазвитию и самообразованию;
Способен к саморазвитию и 2
самообразованию, но нуждается в
напоминании
и
внимании
педагога;
Самостоятельно развивается ищет 3
новые идеи.

умеет 1
и
не

Работает аккуратно, но иногда 2
нуждается в напоминании и
внимании педагога;
Работает
самостоятельно,
себя сам

Наблюдени
е,
опрос,
тестирован
ие

аккуратно, 3
контролирует
Наблюдени
е, опрос.

Личностные показатели
Качества личности

Признаки проявления качеств личности

формировать
осознанное, Качество не сформировано
уважительное и доброжелательное
отношение к другим людям;
Качество сформировано частично
.
Устойчивое формирование качества

Диагностическая карта мониторинга

Показатели, критерии
Теоретическая
подготовка

Знать основы композиции и
цветоведения, художественные
40

особенности пейзажа
Знать
художественные
особенности жанров изо
Знать законы линейной
воздушной перспективы.
Практическая
подготовка

и

Уметь смешивать цвета на
палитре,
получая
нужные
цветовые оттенки.
Уметь
использовать
разнообразие
выразительных
средств (линия, ритм, мазки);
Уметь применять полученные
знания в своих творческих
работах.
Метапредметные умения и навыки

Слушать и слышать педагога,
сотрудничать в паре и с
Коммуникативные педагогом
высказывать своё отношение к
художественным
произведениям, к творчеству
своих товарищей, своему
творчеству
организовать свое рабочее
место
Регулятивные
аккуратно,
ответственно
выполнять работу; беречь и
экономно
использовать
художественный материал
сформировать
готовность
и способность обучающихся к
саморазвитию
и
самообразованию
.
Личностные показатели.
формировать
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное
отношение к другим людям;
.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».