Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительная особенность программа, новизна
Адресат программы
Форма обучения
Формы организации образовательного процесса
Общее количество часов в год
Уровень программы
Особенности организации образовательного процесса
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Объем и сроки освоения программы
1.4 Учебный план:
- учебный план 1-го года обучения
- учебный план 2-го года обучения
- учебный план 3-го года обучения
1.5 Содержание учебного плана:
- содержание учебного плана 1-го года обучения
- содержание учебного плана 2-го года обучения
- содержание учебного плана 3-го года обучения
1.6 Планируемые результаты:
- планируемые результаты 1-го года обучения
- планируемые результаты 2-го года обучения
- планируемые результаты 3-го года обучения
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
условий
2.1 Условия реализации программы.
Учебно-тематический план
- учебно-тематический план 1-го года обучения
- учебно-тематический план 2-го года обучения
- учебно-тематический план 3-го года обучения
2.2 Календарный учебный график
2.3 Методическое обеспечение программы
2.4 Материально-техническое обеспечение программы
2.5 Информационное обеспечение
2.6 Материально-техническая база
- материально-техническая база 1-го года обучения
- материально-техническая база 2-го года обучения
- материально-техническая база 3-го года обучения
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
6
7
7
8
9
11
12
13
13
13
14
15
20
24
29
29
29
29
29
29
29
29
2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной
аттестации
2.8 Оценочные материалы
2.9 Контроль результативности обучения базового уровня
2.10 Методы выявления результатов развития
2.11 Формы подведения итогов реализации программы
2.12 Календарный план воспитательной работы
Список литературы для педагога
Список литературы для детей и родителей
Приложение
30
30
30
30
30
31
32
32
33
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
ояснительная записка.
Нормативно-правовая база
Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989
года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с
изменениями)
Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 4 сентября
2014г. № 1726-р
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2019 г. N 470 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196".
Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями Приказ МП № 470 от 5. 09. 2019г. и Приказ МП № 533 от 30. 09.
2020г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Локальные акты
Положение о рабочей программе педагога дополнительного
образования МБУДО «Дом творчества детей и молодежи УстьДжегутинского муниципального района»
Направленность программы: художественная.
Актуальность данной программы заключается в том, что все дети –
творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к
изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к
сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные,
любят кукольный театр.
Отличительная особенность программа, новизна.
Новизна программы состоит в том, что Ты – в образе куклы. Сказки ты
знаешь с детства. Сам скрыт ширмой. Твоя душа теперь не в тебе, а в твоей
3
кукле. И игра, и работа, и призвание! Все вместе. Это настолько увлекает
детей, что они забывают о своих личных проблемах, недостатках и
включаются в бурную деятельность, смело общаются друг с другом, находят
друзей, а главное находят себя.
Адресат программы – учащиеся общеобразовательных школ в
возрасте от 7 до 13 лет
Форма обучения- очная
Формы организации образовательного процесса: групповые,
индивидуальные и коллективные.
Общее количество часов в год - 144 часа
Уровень программы- базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
теоретические и практические занятия, групповая работа;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела
наблюдение учащихся
обсуждение, обыгрывание различных ситуаций
ролевые игры;
просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Цели: развитие творческих способностей детей средствами кукольного
театрального искусства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная
игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение,
сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история
кукольного театра);
систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия,
пространственного мышления, фантазии, речи детей;
развитие художественного и ассоциативного мышления младших
школьников;
обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
формирование художественных предпочтений, этических, эстетических
оценок искусства, природы, окружающего мира;
формирование нравственных качеств, гуманистической личностной
позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
развитие коммуникативной культуры детей.
Задачи:
- совершенствование навыков сценического мастерства;
- приобретение знаний и умений анализировать пьесу, давать
характеристику героям.
Развивающие:
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных качеств;
4
- развитие образного, ассоциативного мышления.
Воспитательные:
- формирование эстетического вкуса;
- воспитание творческого отношения к деятельности.
1.3 Объем и сроки освоения программы:
Срок реализации программы – 3 года. Занятия на 1-ом году обучения
проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа, количество часов в год – 144.
На 2-ом и 3-ем году обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа,
количество часов в год – 144 часа Продолжительность одного занятия
составляет 40 минут, перерыв между занятиями составляет 5 минут
5
Учебный план 1 года обучения
Наименование
раздела, темы
занятия
Вводное занятие.
Особенности
театральной терминологии
Устройство ширмы и
Количество часов
Форма
аттестации
(контроля)
Тестирование
всего
теория
практика
4
2
2
4
2
2
информационные
занятия,
Виды кукол и
способы управления
ими
Особенности работы
кукловода
Речевая гимнастика
28
14
14
информационные
занятия,
12
6
6
46
24
24
Выбор пьесы и
работа над ней
Генеральная
репетиция.
Спектакль
Итоговое занятие.
28
14
14
8
4
4
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
4
2
72
2
72
декорации
144
Тестирование
Учебный план 2 года обучения
№
п/п
1
2
Наименование
раздела, темы
занятия
Вводное занятие.
Азбука театра
Виды
кукол
и
Количество часов
Форма
аттестации
(контроля)
Тестирование
всего
теория
практика
4
2
2
4
2
2
информационные
занятия,
Секреты
сценического
мастерства
Театр Петрушек
28
14
14
информационные
занятия,
12
6
6
Выбор пьесы и
работа над ней
Особенности
изготовления кукол
Генеральная
репетиция.
Спектакль
46
24
24
28
14
14
8
4
4
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
способы управления
ими
3
4
5
6
7
6
8
9
Изготовление
декораций и
бутафории
Итоговое занятие.
ИТОГО:
10
4
6
4
144
2
70
2
74
Тестирование
Учебный план 3года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Наименование
раздела, темы
занятия
Вводное занятие.
Театр кукол
Азбука театра
Секреты
сценического
мастерства
Театр тростевых
кукол
Выбор пьесы и
работа над ней
Особенности
изготовления кукол
Генеральная
репетиция.
Спектакль
Изготовление
декораций и
бутафории
Итоговое занятие.
ИТОГО:
Количество часов
всего
теория
практика
4
2
2
4
2
2
28
14
14
12
6
6
46
24
24
28
14
14
8
4
4
4
144
2
72
2
72
Форма
аттестации
(контроля)
Тестирование
информационные
занятия,
информационные
занятия,
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Тестирование
7
- содержание учебного плана 1-го года обучения
Тема№1 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о
пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации
работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с
принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы).
Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
Тема№2 Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами
оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного
театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных,
полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных
декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах
материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов
декораций.
Тема№3 Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
Тема№4 Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка
навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности
психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков
жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в
глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр,
художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и
протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.
Тема№5 Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных
персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных
зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном
чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь,
речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со
скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение
спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической
речи, Этюдный тренаж.
Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два
состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.
Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального
оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим
действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции.
8
Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания
театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в
предлагаемых обстоятельствах на сцене.
Тема№6 Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав
жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров).
Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка
оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля
(имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля;
организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и
перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных
классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.
Тема№7 Итоговое занятие: тестирование
9
- содержание учебного плана 2-го года обучения
Тема№1Азбука театра.
Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление
декораций. Сцена. Зрители.
Практическая работа: Театральный словарь - работа с театральными
словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.
Тема№2Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
Развитие умения кукловождения.
Тема№3Секреты сценического мастерства.
Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
Тема№4Театр Петрушек.
Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
Тема№5Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев.
Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы
кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация.
Тема№6Особенности изготовления кукол
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов
для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы.
Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных
кукольных персонажей.
Практическая работа: изготовление различных кукол
Тема№7. Изготовление декораций и бутафории
Практическая работа: Изготовление декораций и бутафории
Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ
выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Тема№8 Итоговоезанятие:тестирование
10
- содержание учебного плана 3-го года обучения
Тема№1Театр кукол.
Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
Тема№2Азбука театра.
Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель.
Театральный плакат.
Практическая работа: Выпуск альбома «Все работы хороши»
Тема№3Секреты сценического мастерства.
Роль. «Озвучивание» роли.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
Тема№4Театр тростевых кукол
Знакомство с тростевыми куклами. Кукловождение над ширмой. Роль
декораций в постановке.
Практическая работа: Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж.
Тема№5Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами
героев бутафории
Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к
спектаклю
Тема№6Особенности изготовления кукол
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов
для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы.
Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных
кукольных персонажей.
Практическая работа: изготовление различных кукол
Тема№7Генеральная репетиция. Спектакль.
Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Тема№ 8 Изготовление кукол, декораций и бутафории
Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к
спектаклю
Тема№9 Итоговое занятие: тестирование.
11
1.6 Планируемые результаты:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью
педагога
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией
- Учиться работать по предложенному педагогом плану.
- Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже
известного с помощью педагога.
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
п
нормы).
л
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
а
опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
н
поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
и
р - Делать предварительный отбор источников информации.
у
е
м - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный
опыт и информацию, полученную от педагога.
ы
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
е
результате совместной работы всей группы
р - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
е
- создавать поделки по темам.
з
у
л
ь
т
а
т
ы
2
г
о
г
о
д
а
12
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы.
Режим занятий подчиняется требованиям Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи""
Расписание занятий составляется с учетом наиболее благоприятного
режима труда и отдыха учащихся, с учетом пожеланий учащихся, родителей
(законных представителей) и их возрастных особенностей.
Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования,
проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва,
отведенного на отдых. Продолжительность занятия исчисляется в
академических часах. Продолжительность академического часа – 40 минут,
после каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв
5 минут. В группы записываются все желающие.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и
психологических особенностей детей. Наполняемость групп: 10-12 человек.
В программах дополнительного образования предусмотрены творческие
отчеты о проделанной работе. Это могут быть конкурсные программы,
тематические вечера, олимпиады, викторины и фестивали. Учебный процесс
по программам дополнительного образования осуществляется в кабинете и за
пределами Дома творчества (музеи, парки и т.д.).
13
Учебно-тематический план первого года обучения
№Наименование
темы
Всего
Количество часов
Теория
Практика
Дата проведения
П По плану
о
ф
а
к
т
у
Вводное
занятие.
Особенности
театральной
терминологии
Особенности
театральной
терминологии
Знакомство
детей с
историей
театра
«Петрушка» в
России.
Знакомство
детей с
историей
театра
«Петрушка» в
России.
Знакомство с
понятием
«декорация».
Знакомство с
понятием
«декорация».
Ознакомление
детей с
принципом
управления
движениями
куклы
(движения
головы, рук
куклы).
Ознакомление
детей с
принципом
управления
движениями
2
2
-
2
2
2
14
куклы
(движения
головы, рук
куклы).
Особенности
театральной
терминологии.
Устройство
ширмы и
декораций
Устройство
ширмы и
декораций
Устройство
ширмы и
декораций
Ознакомление
с элементами
оформления
(декорации,
цвет, свет, звук,
шумы и т. п.)
спектакля
кукольного
театра.
Первичные
навыки работы
с ширмой.
Первичные
навыки работы
с ширмой.
Первичные
навыки работы
с ширмой.
Понятие о
плоскостных,
полуплоскостн
ых и объёмных
декорациях.
Изготовление
плоскостных
декораций (дер
евья, дома и т.
д.).
Изготовление
плоскостных
декораций (дер
евья, дома и т.
д.).
Виды кукол и
способы
управления
2
2
15
ими
Виды кукол и
способы
управления
ими
Виды кукол и
способы
управления
ими
Расширение
знаний о видах
кукол.
Изготовление
кукол.
Изготовление
кукол.
Изготовление
кукол.
Развитие
умения
кукловождения
Развитие
умения
кукловождения
Особенности
работы
кукловода.
Особенности
работы
кукловода.
Понятие о
разнообразии
движений
различных
частей кукол.
Понятие о
разнообразии
движений
различных
частей кукол.
Отработка
навыков
движения
куклы по
передней
створке
ширмы.
Отработка
навыков
движения
16
куклы по
передней
створке
ширмы.
Особенности
психологическ
ой подготовки
юного артистакукловода.
Навыки
жестикуляции
и физических
действий
Закрепление
навыков
жестикуляции
и физических
действий.
Отработка
навыков
движения
куклы в
глубине
ширмы.
Отработка
навыков
движения
куклы в
глубине
ширмы.
Отработка
навыков
движения
куклы в
глубине
ширмы.
Понятие о
театральных
профессиях
(актёр,
режиссёр,
художник,
костюмер,
гримёр,
осветитель и
др.).
Понятие о
театральных
профессиях
(актёр,
режиссёр,
художник,
17
костюмер,
гримёр,
осветитель и
др.).
Речевая
гимнастика
Речевая
гимнастика
Понятие о
речевой
гимнастике и
об
особенностях
речи различны
х персонажей
кукольного
спектакля
(детей,
взрослых перс
онажей,
различных
зверей).
Персонажи
кукольного
спектакля.
Голосовые
модуляции.
Голосовые
модуляции.
Понятие об
артикуляции и
выразительном
чтении
различных
текстов
(диалог,
монолог,
рассказ о
природе,
прямая речь,
речь автора за
кадром и т.п.).
Понятие об
артикуляции и
выразительном
чтении
различных
текстов
18
(диалог,
монолог,
рассказ о
природе,
прямая речь,
речь автора за
кадром и т.п.).
Речевая
гимнастика (в
декорации).
Речевая
гимнастика (в
декорации).
Работа со
скороговоркам
и.
Скороговорки
Природные
задатки
человека, пути
их развития.
Рассказы о
людях, чтение
и обсуждение
характера.
Посещение
спектакля
кукольного
театра.
Обсуждение
интересных
моментов
просмотренног
о спектакля
Подбор и
чтение
произведения
для
постановки.
Распределение
ролей
Установка
ширмы и
размещение
всех
исполнителей
(актёров).
Пробная
репетиция на
ширме.
Понятие об
актёрском
19
мастерстве.
Понятие о
художественны
х средствах
создания
театрального
образа.
Оформление
спектакля:
изготовление
аксессуаров,
подбор
музыкального
оформления
Репетиция за
столом
Отработка
музыкальных
номеров,
репетиции..
Репетиция
Отработка
музыкальных
номеров,
репетиции..
Репетиция в
костюмах
Выступление
Итоговое
занятие
итого
20
Учебно-тематический план второго года обучения
№
Н
а
и
м
е
н
о
в
а
н
и
е
Всего
Количество часов
Теория
Практика
Дата проведения
П По плану
о
ф
а
к
т
у
т
е
м
ы
В
в
о
д
н
о
е
з
а
н
я
т
и
е
А
з
б
у
к
а
т
е
а
21
т
р
а
О
с
о
б
е
н
н
о
с
т
и
к
у
к
о
л
ь
н
о
г
о
т
е
а
т
р
а
Р
о
л
ь
к
у
к
л
о
в
о
д
а
О
ф
о
р
22
м
л
е
н
и
е
д
е
к
о
р
а
ц
и
й
С
ц
е
н
а
З
р
и
т
е
л
и
Э
т
ю
д
н
ы
й
т
р
е
н
а
ж
В
и
д
ы
к
у
к
23
о
л
и
с
п
о
с
о
б
ы
у
п
р
а
в
л
е
н
и
я
и
м
и
Р
а
с
ш
и
р
е
н
и
е
з
н
а
н
и
й
о
в
и
д
а
24
х
к
у
к
о
л
Р
а
з
в
и
т
и
е
у
м
е
н
и
я
к
у
к
л
о
в
о
ж
д
е
н
и
я
О
т
р
а
б
о
т
к
а
т
е
х
н
25
и
к
и
д
в
и
ж
е
н
и
й
к
у
к
л
ы
н
а
р
у
к
е
С
е
к
р
е
т
ы
с
ц
е
н
и
ч
е
с
к
о
г
о
м
а
с
т
26
е
р
с
т
в
а
Р
о
л
ь
О
з
в
у
ч
и
в
а
н
и
е
п
ь
е
с
ы
М
у
з
ы
к
а
л
ь
н
о
е
о
ф
о
р
м
л
е
н
и
е
27
с
п
е
к
т
а
к
л
я
Т
е
а
т
р
П
е
т
р
у
ш
е
к
Р
а
с
ш
и
р
е
н
и
е
з
н
а
н
и
й
о
т
е
а
т
р
е
28
П
е
т
р
у
ш
е
к
Р
о
л
ь
д
е
к
о
р
а
ц
и
й
в
п
о
с
т
а
н
о
в
к
е
О
т
р
а
б
о
т
к
а
т
е
х
н
29
и
к
и
д
в
и
ж
е
н
и
й
к
у
к
л
ы
н
а
р
у
к
е
П
о
н
я
т
и
е
о
п
ь
е
с
е
,
п
е
р
с
о
н
а
ж
а
30
х
,
д
е
й
с
т
в
и
и
,
с
ю
ж
е
т
е
и
т
.
д
О
с
о
б
е
н
н
о
с
т
и
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
и
р
а
б
о
т
31
ы
т
е
а
т
р
а
«
П
е
т
р
у
ш
к
а
В
ы
б
о
р
п
ь
е
с
ы
Ч
т
е
н
и
е
с
ц
е
н
а
р
и
я
Р
а
с
п
р
32
е
д
е
л
е
н
и
е
и
п
р
о
б
ы
р
о
л
е
й
(
д
в
а
с
о
с
т
а
в
а
Р
а
з
у
ч
и
в
а
н
и
е
р
о
л
33
е
й
с
п
р
и
м
е
н
е
н
и
е
м
г
о
л
о
с
о
в
ы
х
м
о
д
у
л
я
ц
и
й
С
о
е
д
и
н
е
н
и
е
с
л
34
о
в
е
с
н
о
г
о
д
е
й
с
т
в
и
я
(
т
е
к
с
т
)
с
ф
и
з
и
ч
е
с
к
и
м
д
е
й
с
т
в
и
е
м
п
е
р
с
35
о
н
а
ж
е
й
О
т
р
а
б
о
т
к
а
м
у
з
ы
к
а
л
ь
н
ы
х
н
о
м
е
р
о
в
,
р
е
п
е
т
и
ц
и
и
Д
р
а
м
36
а
т
у
р
г
и
я
,
с
ю
ж
е
т
,
р
о
л
и
О
т
р
а
б
о
т
к
а
м
у
з
ы
к
а
л
ь
н
ы
х
н
о
м
е
р
о
в
,
р
е
п
37
е
т
и
ц
и
и
О
т
р
а
б
о
т
к
а
м
у
з
ы
к
а
л
ь
н
ы
х
н
о
м
е
р
о
в
,
р
е
п
е
т
и
ц
и
и
О
т
р
38
а
б
о
т
к
а
м
у
з
ы
к
а
л
ь
н
ы
х
н
о
м
е
р
о
в
,
р
е
п
е
т
и
ц
и
и
О
т
р
а
б
о
т
к
а
ч
т
е
н
39
и
я
к
а
ж
д
о
й
р
о
л
и
.
Р
а
з
у
ч
и
в
а
н
и
е
р
о
л
е
й
О
т
р
а
б
о
т
к
а
ч
т
е
н
и
я
к
а
ж
40
д
о
й
р
о
л
и
.
Р
а
з
у
ч
и
в
а
н
и
е
р
о
л
е
й
О
т
р
а
б
о
т
к
а
ч
т
е
н
и
я
к
а
ж
д
о
й
р
о
41
л
и
.
Р
а
з
у
ч
и
в
а
н
и
е
р
о
л
е
й
П
о
д
г
о
т
о
в
к
а
п
о
м
е
щ
е
н
и
я
д
л
я
п
р
е
з
е
н
т
42
а
ц
и
и
к
у
к
о
л
ь
н
о
г
о
с
п
е
к
т
а
к
л
я
П
о
д
г
о
т
о
в
к
а
п
о
м
е
щ
е
н
и
я
д
л
я
43
п
р
е
з
е
н
т
а
ц
и
и
к
у
к
о
л
ь
н
о
г
о
с
п
е
к
т
а
к
л
я
З
в
у
к
о
в
о
е
,
ц
в
е
т
о
в
о
е
44
и
с
в
е
т
о
в
о
е
о
ф
о
р
м
л
е
н
и
е
с
п
е
к
т
а
к
л
я
.
У
с
т
а
н
о
в
к
а
З
в
у
к
о
в
о
е
,
ц
в
45
е
т
о
в
о
е
и
с
в
е
т
о
в
о
е
о
ф
о
р
м
л
е
н
и
е
с
п
е
к
т
а
к
л
я
.
У
с
т
а
н
о
в
к
а
З
в
у
к
46
о
в
о
е
,
ц
в
е
т
о
в
о
е
и
с
в
е
т
о
в
о
е
о
ф
о
р
м
л
е
н
и
е
с
п
е
к
т
а
к
л
я
.
У
с
т
а
н
о
47
в
к
а
О
б
о
р
у
д
о
в
а
н
и
я
д
л
я
м
у
з
ы
к
а
л
ь
н
о
г
о
и
с
в
е
т
о
в
о
г
о
с
о
п
р
о
в
48
о
ж
д
е
н
и
я
с
п
е
к
т
а
к
л
я
(
и
м
и
т
а
ц
и
я
р
а
з
л
и
ч
н
ы
х
ш
у
м
о
в
и
з
в
у
к
о
в
49
Г
е
н
е
р
а
л
ь
н
а
я
р
е
п
е
т
и
ц
и
я
.
Р
а
з
б
о
р
и
т
о
г
о
в
г
е
н
е
р
а
л
ь
н
о
й
р
е
п
50
е
т
и
ц
и
и
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я
и
п
р
о
в
е
д
е
н
и
е
с
п
е
к
т
а
к
л
я
п
о
к
а
з
с
п
е
к
т
51
а
к
л
я
у
ч
а
щ
и
м
с
я
н
а
ч
а
л
ь
н
ы
х
к
л
а
с
с
о
в
п
о
к
а
з
с
п
е
к
т
а
к
л
я
у
ч
а
щ
и
52
м
с
я
н
а
ч
а
л
ь
н
ы
х
к
л
а
с
с
о
в
п
о
к
а
з
с
п
е
к
т
а
к
л
я
у
ч
а
щ
и
м
с
я
н
а
ч
а
л
ь
53
н
ы
х
к
л
а
с
с
о
в
п
о
к
а
з
с
п
е
к
т
а
к
л
я
д
о
ш
к
о
л
ь
н
и
к
а
м
п
о
к
а
з
с
п
е
к
т
а
54
к
л
я
,
д
о
ш
к
о
л
ь
н
и
к
а
м
п
о
к
а
з
с
п
е
к
т
а
к
л
я
у
ч
а
щ
и
м
с
я
н
а
ч
а
л
ь
н
ы
х
55
к
л
а
с
с
о
в
,
д
о
ш
к
о
л
ь
н
и
к
а
м
О
с
о
б
е
н
н
о
с
т
и
и
з
г
о
т
о
в
л
е
н
и
я
к
у
к
о
л
56
З
н
а
к
о
м
с
т
в
о
с
т
е
х
н
о
л
о
г
и
е
й
р
а
з
р
а
б
о
т
к
и
в
ы
к
р
о
е
к
к
у
к
о
л
В
ы
б
57
о
р
м
а
т
е
р
и
а
л
о
в
д
л
я
и
з
г
о
т
о
в
л
е
н
и
я
р
а
з
л
и
ч
н
ы
х
ч
а
с
т
е
й
к
у
к
л
58
ы
П
о
р
я
д
о
к
и
з
г
о
т
о
в
л
е
н
и
я
г
о
л
о
в
ы
И
з
г
о
т
о
в
л
е
н
и
е
о
д
е
ж
д
ы
к
у
к
о
59
л
П
о
н
я
т
и
е
о
т
е
х
н
о
л
о
г
и
и
и
з
г
о
т
о
в
л
е
н
и
я
р
а
з
л
и
ч
н
ы
х
к
у
к
о
л
ь
н
60
ы
х
п
е
р
с
о
н
а
ж
е
й
И
з
г
о
т
о
в
л
е
н
и
е
р
а
з
л
и
ч
н
ы
х
к
у
к
о
л
И
з
г
о
т
о
в
л
е
н
и
61
е
р
а
з
л
и
ч
н
ы
х
к
у
к
о
л
И
з
г
о
т
о
в
л
е
н
и
е
р
а
з
л
и
ч
н
ы
х
к
у
к
о
л
И
з
г
о
т
о
в
62
л
е
н
и
е
р
а
з
л
и
ч
н
ы
х
к
у
к
о
л
В
ы
с
т
а
в
к
а
И
з
г
о
т
о
в
л
е
н
и
е
д
е
к
о
р
а
ц
и
й
63
и
б
у
т
а
ф
о
р
и
и
И
з
г
о
т
о
в
л
е
н
и
е
д
е
к
о
р
а
ц
и
й
и
б
у
т
а
ф
о
р
и
и
И
з
г
о
т
о
в
64
л
е
н
и
е
д
е
к
о
р
а
ц
и
й
и
б
у
т
а
ф
о
р
и
и
П
о
д
б
о
р
п
ь
е
с
ы
.
Ч
т
е
н
и
е
Ч
т
е
н
и
65
е
з
а
с
т
о
л
о
м
р
а
с
п
р
е
д
е
л
е
н
и
е
р
о
л
е
й
Р
а
б
о
т
а
з
а
с
т
о
л
о
м
с
к
66
у
к
л
а
м
и
,
р
а
б
о
т
а
н
а
д
р
о
л
ь
ю
(
о
т
р
а
б
о
т
к
а
в
ы
р
а
з
и
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
,
э
67
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
с
т
и
Р
а
б
о
т
а
з
а
с
т
о
л
о
м
с
к
у
к
л
а
м
и
р
а
б
о
т
а
н
а
68
д
р
о
л
ь
ю
(
о
т
р
а
б
о
т
к
а
в
ы
р
а
з
и
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
,
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
с
т
и
69
Р
а
б
о
т
а
н
а
д
р
о
л
ь
ю
н
а
ш
и
р
м
е
,
р
а
б
о
т
а
в
п
а
р
а
х
Р
а
б
о
т
а
н
а
д
р
70
о
л
ь
ю
н
а
ш
и
р
м
е
,
р
а
б
о
т
а
в
п
а
р
а
х
Р
а
б
о
т
а
н
а
д
р
о
л
ь
ю
н
а
ш
и
р
м
71
е
,
р
а
б
о
т
а
в
п
а
р
а
х
П
р
е
м
ь
е
р
а
с
п
е
к
т
а
к
л
я
В
ы
с
т
у
п
л
е
н
и
е
к
у
к
о
л
72
ь
н
о
г
о
о
б
ъ
е
д
и
н
е
н
и
я
п
е
р
е
д
н
а
ч
а
л
ь
н
о
й
ш
к
о
л
о
й
П
р
е
м
ь
е
р
а
с
п
е
73
к
т
а
к
л
я
.
В
ы
с
т
у
п
л
е
н
и
е
к
у
к
о
л
ь
н
о
г
о
о
б
ъ
е
д
и
н
е
н
и
я
п
е
р
е
д
н
а
ч
а
74
л
ь
н
о
й
ш
к
о
л
о
й
И
т
о
г
о
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№Наименование
темы
Всего
Количество часов
Теория
Практика
Дата проведения
П По плану
о
ф
а
к
т
у
Театр кукол.
Вводное
занятие
Знакомство с
театром кукол.
Азбука театра.
Особенности
кукольного
театра.
Роль
кукловода.
Оформление
декораций.
Сцена.
Зрители.
Виды кукол и
-
75
способы
управления
ими.
Расширение
знаний о видах
кукол.
Отработка
техники
движений
куклы на руке.
Развитие
умения
кукловождения
Разнообразие
кукольных
театров, видах
кукол,
профессий
кукольного
театра.
Секреты
сценического
мастерства.
Выбор пьесы и
работа над ней.
Чтение пьесы
«Теремок», её
анализ.
Распределение
ролей. Работа
над
характерами
героев.
Импровизация.
Работа
над
пьесой
«Теремок».
Отработка
чтения каждой
роли.
Разучивание
ролей.
Секреты
сценического
мастерства
Работа
над
пьесой.
Отработка
чтения каждой
роли.
Репетиции.
76
Отработка
чтения каждой
роли.
Отрабатывать
чтение каждой
роли,
репетировать
за столом.
Учиться
вживаться
в
свою
роль,
учиться
передавать
настроение,
чувства,
персонажа.
Секреты
сценического
мастерства.
Роль.
Озвучивание
пьесы.
Осуществлени
е
взаимного
контроля
и
оказывание в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
Репетиции.
Репетиции.
Репетиции.
Генеральная
репетиция
Выступление
кукольного
объединения
перед первыми
классами
Выступление
кукольного
объединения
перед
первыми,
вторыми,
третьими,
четвертыми
классами,
детским садом
Выступление
77
кукольного
объединения
перед
первыми,
вторыми,
третьими,
четвертыми
классами,
детским садом
Театр
тростевых
кукол
Расширение
знаний о
театре кукол.
Исторические
сведения.
Просмотр
видео
спектакля, с
участием
тростевых
кукол.
Работа над
новым
сказками
«Каша из
топора»,
«Фантазеры»,
«Кот и лиса»,
«Репка»
Распределение
ролей, запись
ролей
Работа за
столом с
куклами.
а) работа над
ролью
б) работа с
куклой
Работа за
столом с
куклами,
работа над
ролью
(отработка
выразительнос
ти,
эмоциональнос
78
ти).
Работа за
столом с
куклами,
работа над
ролью
(отработка
выразительнос
ти,
эмоциональнос
ти).
Работа за
столом с
куклами,
работа с
куклой
Работа за
столом с
куклами,
работа с
куклой
Работа над
ролью на
ширме,
отработка
синхронности
движений и
голоса.
Работа над
ролью на
ширме,
отработка
синхронности
движений и
голоса.
Работа над
ролью на
ширме,
отработка
синхронности
движений и
голоса.
Работа над
ролью на
ширме, работа
в парах
Работа над
ролью на
ширме, работа
в парах
Подготовка
кукол,
79
декораций
Репетиция
Репетиция
Генеральная
репетиция
Премьера
спектакля.
Выступление
кукольного
объединения
перед
первыми,
вторыми,
третьими,
четвертыми
классами
Премьера
спектакля.
Выступление
кукольного
объединения
перед
первыми,
вторыми,
третьими,
четвертыми
классами
Премьера
спектакля.
Выступление
кукольного
объединения
перед
первыми,
вторыми,
третьими,
четвертыми
классами
Премьера
спектакля.
Выступление
кукольного
объединения
перед
первыми,
вторыми,
третьими,
четвертыми
классами
Выступление
перед
80
родителями на
родительском
собрании
Секреты
сценического
мастерства.
Музыкальное
оформление
спектакля.
Первоначальн
ый
опыт
музыкального
творчества,
учимся
быть
звукооператоро
м.
Практическая
деятельность.
Прослушивани
е фонограмм,
подбор музыки
к спектаклю.
Изготовление
декораций
и
бутафории.
Изготовление
декораций
и
бутафории
к
спектаклю.
Изготавливать
декорации
и
бутафорию.
Знать правила
безопасного
обращения
с
колющими
и
режущими
инструментами
Особенности
изготовления
кукол.
Эскиз
персонажей
пьесы.
Знакомство с
технологией
разработки
выкроек кукол.
Выбор
материалов для
изготовления
81
различных
частей куклы.
Изображать на
бумаге
персонажей
пьесы,
находить
выразительные
образы.
Изготовление
выкройки
перчаточной
куклы
по
эскизу
из
бумаги.
Построение
деталей кроя
перчаточной
куклы
на
бумаге.
Ручные
швы
для
изготовления
перчаточной
куклы
Практическая
деятельность
Развитие
навыков
работы
с
тканью
и
швейными
инструментами
Использовать
ручные
швы
для
изготовления
перчаточной
куклы.
Раскрой
деталей
перчаточной
куклы
из
ткани.
Изготовление
деталей кроя
перчаточной
куклы
из
ткани.
Сбор
деталей кроя.
Овладеть
82
первичными
навыками
работы
с
тканью
и
инструментами
кроя.
Сбор готовой
куклы
из
деталей кроя.
Кукла
–
перчатка,
оформление
образа.
Итого
83
2.2 Календарный учебный график
С
р
о
о
л к
у
о
ч
б е
б
у
н
ч о
г
е
о
н г
о
и
д
я, а
Г
Кол-во занятий в
неделю,
продолжительность
одного занятия
Кол-во ак. часов в
неделю
Всего ак.часов к год
н
(
п
р
и
о
м д
о
е
л
н ж
и
о
т
в е
л
а
ь
н н
о
и
с
е/ т
ь
н
о
о б
у
м
ч
е е
н
р
и
а
84
г
я
р
у
п
п
ы
с 2 занятия по 45 минут
1
г
5.
о 0
9.
д,
2
г 0
2
р
2
у п
о
п
1
п
а
№
с 2 занятия по 45 минут
1
г
5.
о 0
9.
д,
2
г 0
2
р
2
у п
о
п
2
п
а
№
3
г
с 2 занятия по 45 минут
1
5.
0
85
9.
2
д,
0
г 2
2
р
п
у о
о
п
п
а
№
1)
2)
3)
4)
5)
Компьютер;
Наглядные пособия;
Дидактический материал;
Методические разработки занятий;
Электронные образовательные ресурсы;
Раздаточный материал: куклы перчаточные.
2.5 Информационное обеспечение
Презентации, слайды, слайд-фильмы, учебные кинофильмы, учебные
фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, и т.п.)
2.6 Материально-техническая база
- материально-техническая база 1-го года обучения
Раздаточный материал и т.д.
Наглядные плоскостные (иллюстрации настенные)
игровой инвентарь
- материально-техническая база 2-го года обучения
Раздаточный материал и т.д.
Демонстрационные (макеты, модели демонстрационные)
- материально-техническая база 3-го года обучения
Раздаточный материал и т.д.
Наглядные плоскостные (иллюстрации настенные, репродукции)
Демонстрационные (гербарии, макеты, стенды, модели демонстрационные)
игровой инвентарь
86
2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации
Освоение программы сопровождается промежуточной аттестацией
Выполнение учебного плана ежемесячно. Участие обучающихся в
творческих мероприятиях отмечается в сводной таблице.
Интеллектуальный конкурс.
Творческая работа
Практическая работа
2.8 Оценочные материалы
Анкетирование
Проект
Педагогическая диагностика
День творчества в объединении.
Деловые игры
Тематические кроссворды
Карта индивидуальных достижений.
Оценка качества осуществляется в форме игровой аттестации, проводится в
формах учебных планов и является частью образовательного процесса.
2.10 Методы выявления результатов развития:
-портфолио
-дневник достижений
-график успешности
-мониторинг
-карта самооценки
2.11 Формы подведения итогов реализации программ
-Круглый стол
-Проект
-Сообщение
87
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Название мероприятия
Сроки
Посвящение в кружковцы
Конкурс –выставка
перчаточных кукол.
Акция «Дорогие наши
мамы…»
Конкурс открыток для
мамы
Конкурс-выставка
новогодних костюмов.
Конкурс проз и стихов ко
Дню Российской армии
Праздник бабушек и мам
«Путешествие в космос »
конкурсно-игровая
программа
Акция «Памяти павших в
ВОВ»
28.09.2022
06.10.2022
Место проведения
Ответственны
е
Овчаренко Н.В.
Овчаренко Н.В.
10.02.2023
МБОУСОШ№2
МБОУДОДТДИМ
МБОУСОШ№2
МБОУДОДТДИМ
МБОУСОШ№2
МБОУДОДТДИМ
МБОУСОШ№2
МКОУДОДТДИМ
МБОУСОШ№2
МКОУДОДТДИМ
03.03.2023
12.04.2023
МКОУДОДТДИМ
МКОУДОДТДИМ
Овчаренко Н.В..
Овчаренко Н.В.
06.052023
МКОУДОДТДИМ
Овчаренко Н.В.
30.11.2022
21.12.2022
Овчаренко Н.В.
Овчаренко Н.В.
Овчаренко Н.В.
Овчаренко Н.В.
88
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1
2
2
Список литературы для педагогов:
Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник, 1998 г.
Артемьева Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение, 1992 г.
Булатова О.С. «Педагогический артистизм» М., Академия, 2001 г.
Енин А.В. «Учитель-актер» Воронеж, 1998 г.
Ершов П.М. «Технология актерского искусства» М., ТОО «Горбунок», 1992
г.
Караманенко Г.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» М.,
Просвещение, 1982 г.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театральные игры в школе» М., Школьная
Пресса, 2003 г.
Список литературы для родителей
Немеровский А. «Пластическая выразительность актера» М., 1982 г.
Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М.,
Советская Россия, 1991 г.
Список литературы для обучающихся
1 Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М., Аркти, 2002 г.
Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник, 1998 г.
3 Артемьева Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение, 1992
г.
89
Приложение 1
Тренировочные упражнения
КОНЦЕНТРАЦИЯ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Импровизационный тренинг требует повышенной концентрации внимания, сосредоточенности, поэтому каждое занятие следует начинать с
упражнений,
приводимых
ниже
или
им
подобных.
Данные
упражнения взяты из - классической театральной школы и несколько
дополнены.
Концентрация слухового внимания.
После
построения
кружковцам необходимо
сосредоточиться
и
внимательно послушать класс для занятий, перенести слуховое внимание и
послушать коридор, затем улицу. На следующем этапе, подключив
воображение, послушать, например, центральную площадь своего города,
села и т. д.
Необходимо добиться полной- сосредоточенности на выполнении каждогоэтого задания. Как правило, студиец, недостаточно сконцентрировавший
внимание, выделяется по чрезмерной расслабленности или показному,
формальному напряжению, что легко определяется визуально.
Концентрация зрительного внимания.
Дается команда посмотреть вперед и сосредоточить внимание на какойлибо точке передней стены. Следующая команда; «Перенести внимание на
точку на левой стене через поворот головы, затем на правой и на потолке».
Команда на сосредоточение внимания народной точке и перенесения на
другую точку дается словесно и акцентируется преподавателем хлопком в
ладоши. Тренировочный эффект достигается при условии, что студиец
полностью концентрирует внимание на заданных точках, переносит
внимание и сосредоточивается за все меньший интервал времени. Задание
можно усложнить, нарушая привычный порядок команд. После
команды «Вперед!» дается команда «Влево!» или, например, «Потолок!» и
т. д. Таким образом, студиец ставится в условия, когда он должен еще
и быстро ориентироваться в направлении взгляда.
Упражнения на тренировку зрительного и слухового внимания позволяют
в достаточной мере сосредоточиться для начального этапа тренинга.
Концентрация внимания на мышечном аппарате.
Нужно научиться концентрировать внимание на одной определенной
группе мышц, на нескольких группах и на всем мышечном
аппарате, переносить внимание с одной мышечной группы на другую.
Последовательная концентрация внимания на мышечных группах.
Педагог называет последовательно, снизу вверх, по строению человеческого
тела мышечные группы, на которых необходимо сосредоточить внимание:
мышцы пальцев ног, ступней, икроножные мышцы, мышцы бедер, мышцы
90
живота, грудной клетки, мышцы спины, мышцы плечевого пояса, мышцы
рук от плеча до локтя, от локтя до кисти, кистей рук, мышцы шеи, лица.
Детям необходимо «сосредоточить» внимание отдельно на каждой из
называемых мышечных групп. Темп перехода от одной группы к другой
определяется
степенью
тренированности,
затем дается
задание
сосредоточить внимание целиком на всем мышечном аппарате. Упражнение
требует большой психологической нагрузки и должно продолжаться не
более двух-трех минут. После выполнения данного упражнения, как и
других, где психологическая нагрузка не сопряжена с физической,
необходимо
расслабиться,
сбросить
напряжение
простейшим,
гимнастическим упражнением.
Концентрация - внимания на мышечном аппарате через расслабление
В этом виде упражнений необходимо сначала на простейших примерах
дать
ребёнку
возможность
почувствовать
и
запомнить
ощущение максимально расслабленных мышц. Он получает задание слегка
наклонить верхнюю часть туловища и добиться максимального
расслабления мышц - рук, так, чтобы руки свешивались, словно плети.
Затем легким покачиванием корпуса проверить степень расслабления. Если
мышцы расслаблены в достаточной мере, тс руки будут свободно
непроизвольно «болтаться» и остановятся не по воле студийца, а по мере
того, как иссякнет энергия, сообщенная им движением корпуса. Чем больше
движение корпуса, тем больше амплитуда отклонений руки, тем
большее время рука находится в движении. Качество выполнения
упражнения контролируется визуально, Нерасслабленные мышцы вызывают
в движении руки зажатость, неестественность. Затем преподаватель
должен напомнить ребятам, что тело человека поддерживается в
вертикальном положении за счет работы определенных мышечных групп.
Голова поддерживается в вертикальном положении, может наклоняться и
поворачиваться благодаря в основном мышцам шеи. Верхняя часть туловища поддерживается, двигается за счет мышц спины, живота,
грудной клетки и т. д. В связи с этим студийцам предлагается
сконцентрировать внимание на мышцах шеи, поддерживающих голову в
вертикальном положении, и расслабить их, «выключить» из работы так,
чтобы голова, потеряв опору в мышцах, непроизвольно упала вперед. То
же самое необходимо проделать и с верхней частью туловища, не
забывая при этом для завершенности упражнения расслабить, «выключить»
из работы одновременно мышцы рук и шеи, Все повторить поочередно
с правой и левой ногой. Далее могут строиться различные вариации расслаблений по данному принципу.
91
92