Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительная особенность программа, новизна
Адресат программы
Форма обучения
Формы организации образовательного процесса
Общее количество часов в год
Уровень программы
Особенности организации образовательного процесса
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Объем и сроки освоения программы
1.4 Учебный план:
- учебный план 1-го года обучения
- учебный план 2-го года обучения
- учебный план 3-го года обучения
- учебный план 4-го года обучения
1.5 Содержание учебного плана:
- содержание учебного плана 1-го года обучения
- содержание учебного плана 2-го года обучения
- содержание учебного плана 3-го года обучения
-содержание учебного плана 4-го года обучения
1.6 Планируемые результаты:
- планируемые результаты 1-го года обучения
- планируемые результаты 2-го года обучения
- планируемые результаты 3-го года обучения
- планируемые результаты 4-го года обучения
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
условий
2.1 Условия реализации программы.
Учебно-тематический план
- учебно-тематический план 1-го года обучения
- учебно-тематический план 2-го года обучения
- учебно-тематический план 3-го года обучения
-учебно-тематический план 4-го года обучения
28
2.2 Календарный учебный график
2.3 Методическое обеспечение программы
2.4 Материально-техническое обеспечение программы
2.5 Информационное обеспечение
2.6 Материально-техническая база
- материально-техническая база 1-го года обучения
- материально-техническая база 2-го года обучения
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
6
6
7
8
10
12
14
14
14
12
15
16
20
24
33
33
33
33
33
33
33
- материально-техническая база 3-го года обучения
- материально-техническая база 4-го года обучения
2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной
аттестации
2.8 Оценочные материалы
2.9 Контроль результативности обучения базового уровня
2.10 Методы выявления результатов развития
2.11 Формы подведения итогов реализации программы
2.12 Календарный план воспитательной работы
Список литературы для педагога
Список литературы для детей и родителей
Приложение
33
34
34
34
34
34
35
36
36
37
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
ояснительная записка.
Нормативно-правовая база
Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с изменениями)
Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 4 сентября
2014г. № 1726-р
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2019 г. N 470 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196".
Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями Приказ МП № 470 от 5. 09. 2019г. и Приказ МП № 533 от 30. 09.
2020г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Локальные акты
Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования
МБУДО «Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского
муниципального района»
Направленность программы - художественная.
Актуальность программы в том, что данный возраст предполагает
самостоятельные открытия ребенка, а эта программа ведет к его
самостоятельным открытиям.
Новизна программы в том, что каждое занятие - это рассказывание
сказки. А итогом каждой темы является рисунок, аппликация или лепка из
пластилина. Что дает возможность быстрее и проще усвоить материал.
Адресат программы – учащиеся общеобразовательных школ в возрасте
от 6 до 12 лет.
Форма обучения очная.
Формы организации образовательного процесса - классно-урочная.
Общее количество часов в год - 144 часа.
Уровень программы базовый.
3
Особенности организации образовательного процесса:
теоретические и практические занятия, экскурсии. групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии трудовые дела;
тренинги;
наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
ролевые игры;
просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
1.2
Цели и задачи программы:
Одной из основных целей стало создание действительных условий для
развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей,
их интеллекта и творческого начала, расширение кругозора. Познавательная
деятельность в начальный период обучения занимает важное место в развитии
детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия
ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают
ребенка, стимулируют интерес, приносит удовлетворение, дает возможность
понять, что знания – инструмент, основа творческой интуиции.
Задачи:
Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
Развивать познавательные процессы и интересы личности;
Развивать основные нравственные качества личности
ребёнка;
Развивать коммуникативные отношения ребёнка
Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
Воспитывать полезные привычки.
1
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
.
дополнительного
образования – разновозрастные группы обучающихся – 63
12лет.
О Срок реализации программы – 4 года. Режим занятий 144 часа в год, всего
576
б часов. Занятия по 2 часа 2 раза в неделю, с 5-минутным.
ъ
е
м
и
с
р
о
к
и
4
1.4 Учебный план
1 год обучения
колтемы
1
Введение
2
Вселенная наша планета
пра
Форма
аттестации
(контроля)
во
Теор
кти
часов
ия
ка
4
2
2
Анкетирование
- 22
16
6
Тематические кроссворды.
Земля.
3
Неживая природа
20
12
8
тестирование
4
Живая природа. растения
28
20
8
Индивидуальные карточки
с
заданиями
различного
типа.
5
Живая природа. животные
28
12
16
тестирование
6
Мое здоровье
20
12
8
тестирование
7
Мой организм
18
10
8
Тематические кроссворды.
8
Итоговое занятие
4
2
2
тестирование
итого
144
34
46
2 год обучения
кол-во
Теория
часов
темы
1
Введение
2
Вселенная. Наша планета
пра
Форма аттестации
кти
(контроля)
ка
4
- 16
2
2
Анкетирование
8
8
тестирование
10
10
Тематические
Земля.
3
Живая природа. растения
20
кроссворды.
4
Живая природа. животные
28
14
14
Тестирование,
5
Театр.
28
14
14
Творческий отчет
6
Разные праздники.
28
14
14
Творческий отчет
7
Путешествие по странам
16
8
8
Творческий отчет
8
Итоговое занятие
4
2
2
тестирование
итого
144
72
72
5
3 год обучения
темы
Кол-
Теори
практ
во
я
ика
Форма аттестации
часов
1
Введение
4
2
2
Анкетирование
2
Разные праздники.
40
16
24
Творческий отчет
3
Живая природа. Растения.
20
8
12
Практическая работа
4
Психология.
28
14
14
Тематические
кроссворды
5
Театр.
28
8
40
Творческий отчет
6
О разном
20
10
10
Творческий отчет
7
Итоговое занятие
4
2
2
тестирование
итого
144
52
92
4 год обучения
темы
кол-
Теори
практ
во
я
ика
Форма аттестации
часов
1
Введение
4
2
2
Анкетирование
2
Разные праздники.
20
8
12
Творческий отчет
3
Виды кукол.
20
8
12
Практическая работа
4
Изготовление кукол
48
18
30
Практическая работа
5
Кукольный театр.
48
18
30
Творческий отчет
6
Итоговое занятие
4
2
2
тестирование
итого
144
56
88
6
1.5 Содержание учебного плана
1-го года обучения
Тема №1Вводное занятие.
Основные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. Первичный
инструктаж по технике безопасности. Правила работы с ножницами, иголкой,
Вводное занятие «Почему нам все интересно?»
Требования к знаниям и умениям. Анализировать и оценивать задания.
Умение читать и пересказывать
Тематика практических работ. Анкетирование.
Тема №2 Вселенная
Основные вопросы. Космос. Основные понятия. Первый космонавт. Что
нового на данный период? Что такое звезды? Звездное небо в рисунках. Что
представляет собой Солнечная система? Космос глазами детей
Требования к знаниям и умениям. Знать, что такое вселенная, какие есть
планеты, известные созвездия. Уметь объяснить, что такое Галактика,
Млечный путь.
Тематика практических работ. Рисунки космоса, аппликации солнечная
система, лепка из пластилина звездное небо, выставка работ.
Тема №3 Неживая природа.
Основные вопросы. Откуда берется дождь? Почему вода в море соленая, что
такое радуга? Почему появляются солнечные зайчики? Почему вода в море
солёная? Что такое смерч и торнадо цунами? Почему вода тушит огонь?
Тематика практических работ. Рисунки дождя. Аппликации радуга. Лепка
из пластилина смерч, цунами. Выставка работ. Тестирование по пройденным
темам.
Тема №4 Живая природа.
Основные вопросы. Живая природа. Растения. Как устроено растение. Какие
они бывают. Как деревья сбрасывают листья? Подготовка осенних гербариев.
Работа в парке сбор листьев, цветов. Почему картошка так называется? Лук от
семи недуг. Почему арбуз - ягода? Посадка дерева.
Тематика практических работ. Рисунки растения Аппликации осенних
листьев. Лепка из пластилина арбуз, картошка, лук. Итоговое занятие по
теме, викторина и выставка осенних гербариев.
Тема №5 Животные
Основные вопросы. Классификация живых существ. Земноводные. Птицы.
Млекопитающие, Травоядные. Что едят. Чем живут. Эволюция животных.
Тематика практических работ. Рисунки на тему «Почему у кошки глаза
светятся в темноте?» лепка из пластилина, «Что такое "крокодиловы слезы"?
Проведение открытого занятия по теме. «Интересные факты о животных»
Тема №6 Моё здоровье
Основные вопросы
Рассказ о теле человека, его состоянии и умении. Из-за чего урчит
в животе? История о волшебной каше. О продуктах полезных для здоровья и
7
вредных. Итогом станет выпуск газеты «Мы за здоровый образ жизни.»
История правильного питания. Почему вредны чипсы?
Тематика практических работ
Рисунки «Почему выпадают молочные зубы.» лепка из пластилина «Вредные
продукты»
8
содержание учебного плана 2-го года обучения
Тема №1 Вводное занятие.
Основные вопросы
Знакомство с планом работы кружка. Первичный инструктаж по технике
безопасности. Правила работы с ножницами , иголкой, Вводное занятие
«Почему нам все интересно?»
Требования к знаниям и умениям
Анализировать и оценивать задания . Умение читать и пересказывать
Тематика практических работ
Анкетирование.
Тема №2 Вселенная
Основные вопросы. Космос. Вспоминаем основные понятия. Известные
космонавты. Звездное небо в рисунках. Что представляет собой Солнечная
система?
Требования к знаниям и умениям. Знать что такое вселенная, какие есть
планеты, известные созвездия. Уметь объяснить что такое Галактика,
Млечный путь.
Тематика практических работ. Рисунки космоса, аппликации солнечная
система, лепка из пластилина звездное небо, выставка работ.
Тема №3 Живая природа.
Основные вопросы. Живая природа. Растения. Посадка растения.
Наблюдение. Оформление осенних гербариев. Работа в парке сбор листьев,
цветов. Почему капуста так называется? Посадка дерева.
Тематика практических работ. Рисунки растения Аппликации осенних
листьев. Лепка из пластилина овощей. Итоговое занятие по теме, викторина и
выставка осенних гербариев.
Тема №4 Животные
Основные вопросы. Домашние животные. Кто живет в загоне? Мягкие,
пушистые.
Тематика практических работ. Рисунки на тему домашние животные
Проведение открытого занятия по теме. «Что мы знаем о животных»
Тема № 5 Театр. Знакомство с театром
Основные вопросы. Познакомимся со сценой. Просмотр спектакля на видео.
Театральные игры и упражнения. Театр мягких игрушек. Изготовление кукол
для театра мягких игрушек. Театр рукавичек. Скороговорки. Чтение стихов.
Мини –сценки.
Тематика практических работ. Театр мягких игрушек. Изготовление кукол
для театра мягких игрушек. Сочиняем сказки сами. Сказка Теремок .Показ
сказки
Тема №6 Разные праздники.
Основные вопросы. Учитель, слово то какое! День народного единства Наша
защита. Новый год-любимый праздник. День защитника Отечества .Самые
известные женщины
9
Тематика практических работ. Создание открыток ко дню учителя. День
народного единства (рисуем праздник.) Наша защита. (готовим поделки к о
дню полиции) Новый год (изготовление новогодних игрушек)Изготовление
поделок к 8марта. День защитника Отечества (изготовление поделок)
Тема №7 Путешествие по странам. Путешествие по странам. Страна.
Италия. Путешествие по странам. Страна Китай Путешествие по странам.
Страна Африка. Путешествие по странам. Страна Франция.
Тематика практических работ. Венеция, изготовление гондол. Китайский
чай, изготовление чайных мешочков Дикие племена рисунки на лице. Дворцы,
музеи, Эйфелева Башня. (Изготовление замка)
10
Содержание учебного плана 3-го года обучения
Тема №1 Вводное занятие.
Основные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. Первичный
инструктаж по технике безопасности. Правила работы с ножницами, иголкой,
Вводное занятие «Почему нам все интересно?»
Требования к знаниям и умениям. Анализировать и оценивать задания .
Умение читать и пересказывать
Тематика практических работ. Анкетирование.
Тема №2 Разные праздники.
Основные вопросы. Учитель, слово то какое! День народного единства. Наша
защита. Новый год-любимый праздник. День защитника Отечества. Самые
известные женщины
Тематика практических работ. Создание открыток ко дню учителя. День
народного единства (рисуем праздник.) Наша защита. (готовим поделки к о
дню полиции) Новый год (изготовление новогодних игрушек) Изготовление
поделок к 8 марта. День защитника Отечества (изготовление поделок)
Тема №3 Живая природа.
Основные вопросы. Живая природа. Растения Как устроено растение. Какие
они бывают. Как деревья сбрасывают листья? Подготовка осенних гербариев.
Работа в парке сбор листьев, цветов. Почему картошка так называется? Лук от
семи недуг. Почему арбуз - ягода? Посадка дерева.
Тематика практических работ. Рисунки растения Аппликации осенних
листьев. Лепка из пластилина арбуз, картошка, лук. Итоговое занятие по теме,
викторина и выставка осенних гербариев
Тема №4 Театр Знакомство с театром
Основные вопросы. Просмотр спектакля на видео. Театральные игры и
упражнения. Театральные этюды. Репетиция спектакля. Скороговорки. Чтение
басен. Мини –сценки.
Тематика практических работ. Практика на сцене. Изготовление костюмов
и декораций. Сочиняем сказки сами. Показ сказки.
Тема №5 Путешествие по странам
Основные вопросы. Путешествие по странам. Страна Болгария. Путешествие
по странам. Страна Америка Путешествие по странам. Страна Россия.
Путешествие по странам. Страна Германия.
Тематика практических работ. Болгарский перец. Наш любимый пепси.
Матрешки.
Тема №6 О разном
Основные вопросы. О добре и зле. Почему бывает скучно? Между нами
девочками.
Тематика практических работ. Написание сочинения «Что такое хорошо и
что такое плохо?» «Мои мечты»
Тема №7 Психология.
Основные вопросы. Наука психология (тесты для детей).
Тематика практических работ. Написание тестов. Тест на внимание
11
Содержание учебного плана 4-го года обучения
Тема №1 Вводное занятие.
Основные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. Первичный
инструктаж по технике безопасности. Правила работы с ножницами, иголкой,
Вводное занятие «Почему нам все интересно?»
Требования к знаниям и умениям. Анализировать и оценивать задания.
Умение читать и пересказывать
Тематика практических работ. Анкетирование.
Тема №2Разные праздники.
Основные вопросы. Учитель, слово то какое! День народного единства Наша
защита. Новый год-любимый праздник. День защитника Отечества. Самые
известные женщины
Тематика практических работ. Создание открыток ко дню учителя. День
народного единства (рисуем праздник.) Наша защита. (готовим поделки к о
дню полиции) Новый год (изготовление новогодних игрушек) Изготовление
поделок к 8марта. День защитника Отечества (изготовление поделок)
Тема №3 Виды кукол
Основные вопросы. Марионетка. Куклы перчаточного типа. Тростевые
куклы. Ростовые куклы. Куклы вертепа. Мимирующая кукла. Куклы театра
теней.
Тематика практических работ. Рисование кукол. Театр кукол — одна из
разновидностей кукольного вида искусства. (реферат)
Тема №4 Изготовление кукол
Основные вопросы. Театральные куклы из ткани: кукла-Петрушка,
выкройка. Театральные куклы, надеваемые на руку: заяц своими руками из
войлока. Театральные куклы своими руками из папье-маше и ткани на
конкурс: театральная перчаточная кукла выкройки. Куклы театра теней.
Тематика практических работ. Создание куклы - Петрушки. Создание
перчаточной куклы. Создание папье –маше. Создание кукол театра теней.
Тема №5 Кукольный театр
Основные вопросы. Просмотр спектакля
на видео. Театральные игры и упражнения. Театральные этюды. Репетиция
кукольного спектакля. Скороговорки. Чтение басен. Мини –сценки.
Тематика практических работ. Практика на сцене. Изготовление костюмов
и декораций. Сочиняем сказки сами. Показ кукольного спектакля.
12
1.6 Планируемые результаты:
-
повышение социальной активности ребенка;
п интерес участников к самообразовательному чтению
л формирование следующих умений;
а описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
н выделять существенные признаки предметов;
и сравнивать между собой предметы, явления.
р
у- планируемые результаты 2-го года обучения
е формирование следующих умений;
м
повышение уровня культуры ребенка;
ы
совместно договариваться о правилах общения и поведения в
е
объединении;
р учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
е
з обобщать, делать несложные выводы;
у классифицировать явления, предметы;
л определять последовательность событий;
ь судить о противоположных явлениях.
т
а- планируемые результаты3-го года обучения
т формирование следующих умений:
ы результаты итогового тестирования, проводимого с выпускниками
объединения;
1 удовлетворение информационных образовательных потребностей
учащихся;
г давать определения тем или иным понятиям;
о выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
г
о- планируемые результаты 4-го года обучения
д сознательный выбор профессии с учетом способностей:
а игра, состязание, проверка собственных сил.
развитие индивидуальности детей;
о
развитие интереса к изучаемым предметами
б
развитие самостоятельности;
у
ч научить работать с литературой;
е воспитание полезных привычек.
н
и
я
13
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы.
Режим занятий подчиняется требованиям Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи""
Расписание занятий составляется с учетом наиболее благоприятного
режима труда и отдыха учащихся, с учетом пожеланий учащихся, родителей
(законных представителей) и их возрастных особенностей.
Продолжительность занятия исчисляется в академических часах.
Продолжительность академического часа – 40 минут, после каждого
академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 5 минут. В
группы записываются все желающие.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и
психологических особенностей детей. Наполняемость групп: 10-15 человек. В
программе предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе. Это
могут быть конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады,
викторины и фестивали. Учебный процесс по программам дополнительного
образования осуществляется в кабинете и за пределами Дома творчества.
14
Учебно-тематический план первого года обучения
№
1
2
Наименование темы
Вселенная. Наша
планета – Земля
Что представляет собой
Солнечная
система?(Беседа)
Что представляет собой
Солнечная
система?(рисуем
красками)
Что представляет собой
Солнечная
система?(Лепим из
пластилина)
Что такое звезды?
Количество часов
Всего
Теория Практика
Дата проведения
По
По
факту
плану
2
Звездное небо в рисунках
Космическое
путешествие
(конкурсно - игровая
программа)
Космос глазами детей
(Лепим из пластилина)
Какой материк нашей
планеты самый
холодный?
Сколько на земле
океанов? ?(Беседа)
Почему Америка так
называется?(Беседа)
Откуда дома едут домой?
Откуда вода в кране ?
Неживая природа.
Откуда берется дождь?
Откуда берется дождь?
(рисуем красками)
Почему появляются
солнечные зайчики?
Почему появляются
солнечные зайчики?
(рисуем красками)
Почему небо голубого
цвета?
Почему небо голубого
цвета? (рисуем
карандашами)
15
Почему бывает радуга?
Почему бывает радуга?
(рисуем красками)
Почему снег белый?
Что такое полезные
ископаемые?
Почему вода в море
солёная?
Что такое смерч и
торнадо?
Что такое цунами?
Почему вода тушит
огонь?
Почему вода тушит
огонь? (Лепим из
пластилина)
Живая природа.
Растения
Как устроено растение?
Как устроено растение?
(рисуем карандашами)
Как устроено растение?
(Лепим из пластилина)
Как растения дышат?
Почему осенью листья
желтеют?
Почему осенью листья
желтеют? (рисуем
карандашами)
Почему осенью листья
желтеют? (Лепим из
пластилина)
Как деревья сбрасывают
листья?
Как деревья сбрасывают
листья? (рисуем
карандашами)
Как деревья сбрасывают
листья? (Лепим из
пластилина)
Почему картошка так
называется?
Лук от семи недуг.
Почему капуста так
прижилась в России?
Почему петрушка так
называется?
16
Почему арбуз - ягода?
2
Почему арбуз - ягода?
(Лепим из пластилина)
Живая природа.
Животные
Кто такие земноводные?
Чем лягушка отличается
от жабы?
Где и как живут рыбы?
Где и как живут рыбы?
(рисуем карандашами)
Зачем птицам перья?
Как птицы делают
гнезда? (Лепим из
пластилина)
Как птицы делают
гнезда?
Почему птицы улетают
на юг?
Почему птицы улетают
на юг? (рисуем красками)
Зачем животным хвост?
Зачем слону хобот?
Почему у кошки глаза
светятся в темноте?
Что такое "крокодиловы
слезы"?
Что такое "крокодиловы
слезы"?(рисуем
красками)
Интересные факты о
животных
Мое здоровье
Почему выпадают
молочные зубы?(Встреча
со стоматологом)
Почему выпадают
молочные зубы(рисуем
карандашами)?
Почему выпадают
молочные зубы? (Лепим
из пластилина)
Как устроен
человеческий мозг?
Из-за чего урчит в
животе?
17
История о волшебной
каше
Чудесный напиток.
Для чего у меня пупок?
Из-за чего урчит в
животе?
Почему смех лечит?
Для чего человеку
волосы?
История правильного
питания.
Почему вредны чипсы?
Итоговое занятие
(Выставка лучших работ)
Викторина.
Итого
2
144
18
Учебно-тематический план второго года обучения
№
Наименование темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Дата проведения
По
По
факту
плану
Вводное занятие
Солнечная система
(изготовление поделок на
тему космос)
Звездное небо
Звездное небо (создание
плаката на тему звездное
небо)
Я хочу быть космонавтом.
Подготовка к мероприятию
(игра- путешествие )
Я хочу быть космонавтом.
(игра- путешествие)
Планета Земля.
Планета Земля (рисуем
нашу планету).
Путешествие по странам.
Страна Россия
Путешествие по странам.
Страна Россия (рисуем
плакат «Наша Россия»)
Путешествие по странам.
Страна Россия
(Изготовление поделок
«символ России»)
Путешествие по странам.
Страна Россия
(Изготовление поделок
«символ России»)
Путешествие по странам.
Страна Великобритания.
Путешествие по странам.
Страна Великобритания.
Биг-Бен. (Изготовление
часов)
Путешествие по странам.
Страна Франция.
Путешествие по странам.
Страна Франция. Дворцы,
музеи, Эйфелева Башня.
(Изготовление замка)
Путешествие по странам.
Страна Африка.
19
Путешествие по странам.
Страна Африка. (Дикие
племена рисунки на лице)
Путешествие по странам.
Страна Китай .
Путешествие по странам.
Страна Китай .(Китайский
чай, изготовление чайных
мешочков)
Путешествие по странам.
Страна Италия
Путешествие по странам.
Страна Италия(Венеция
,изготовление гондол)
Сказки. Аннотация к
прочитанной сказке.
Сказки. Чтение.
Праздники большие и
маленькие.
Праздники большие и
маленькие. Изготовление
открыток.
Новый год (изготовление
масок)
Новый год (изготовление
новогодних игрушек)
Новый год (изготовление
новогодних игрушек)
Подарок под елку
Стихи. Чтение известных
произведений.
Знакомимся с рифмой.
Пишем стихи.
Растения. Огурец.
Растения. Огурец.(Сеяние
семян и наблюдение)
Растения. Кукуруза.
Растения. Кукуруза.
(Изготовление поделок с
использованием семян
кукурузы)
Растения. Фасоль
Растения. Фасоль
(Изготовление поделок с
использованием семян
фасоли)
Растения. Орех.
20
Растения.
Орех(Изготовление
поделок с использованием
ореховой скорлупы)
Растения. Ель.
Растения.
Ель.(Изготовление поделок
с использованием еловых
шишек)
Праздники большие и
маленькие. Изготовление
открыток. к 23.02
Кенгуру. Чем они
необычны.
Кенгуру. (Аппликация из
цветной бумаги)
Праздники большие и
маленькие. Изготовление
открыток к.8марта
Дельфины.-наши друзья.
Дельфины.-наши друзья.
(Аппликация из цветной
бумаги)
Журавли. (история
маленькой японки)
Журавли.(изготовление
журавлей из бумаги)
Медведи какие они разные.
Медведи какие они
разные.(изготовление
игрушки «медведь»)
Медведи какие они
разные.(изготовление
игрушки «медведь»)
Домашние животные.
Домашние животные.
Кошка(изготовление
игрушки - аппликации)
Домашние животные.
Собака (изготовление
игрушки - аппликации)
Черепахи.(размеренная
жизнь)
Черепахи.(изготовление
поделки черепахи)
Бабочки.(короткое лето)
Бабочки (изготовление
поделки бабочка).
21
Театр. Познакомимся со
сценой.
Просмотр спектакля на
видео.
Театральные игры и
упражнения.
Театральные игры и
упражнения.
Театр мягких игрушек.
Театр мягких игрушек.
Изготовление кукол для
театра мягких игрушек.
Театр рукавичек.
Изготовление кукол для
театра мягких игрушек.
Сказка Теремок .Репетиция
сказки.
Сказка Теремок .Репетиция
сказки.
Сказка Теремок .Показ
сказки одноклассникам.
Праздники большие и
маленькие. Изготовление
открыток.
Итоговое занятие.
Викторина
Итоговое занятие.
Выставка лучших работ.
Итого
22
Учебно-тематический план третьего года обучения
№
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
Дата проведения
По
По
факту
плану
Вводное занятие
Золотая осень
(изготовление
поделок)
Учитель, слово то
какое!
Учитель, слово то
какое! (создание
открыток ко дню
учителя.)
Море цветов. (узнаем
о цветах новое)
Море цветов.
(поделки из цветов)
Море цветов.
(поделки цветы)
Красивые здания
мира. (рассуждаем и
открываем новое)
Красивые здания
мира(поделки)
Красивые здания
мира(поделки)
Реклама это что?
(беседа по теме)
Реклама это что?
(готовим рекламу …)
День народного
единства (беседа)
День народного
единства (рисуем
праздник)
Наша защита. (беседа
ко дню милиции)
Наша защита.
(готовим поделки к
празднику)
Наука психология
(рассказ о
психологах)
Наука психология
(проводим тест «Мой
характер»)
Наука психология
(проводим тест
«Какой я друг»)
23
Наука психология
(проводим тест «на
внимание»)
Профессии бывают
разные (беседа на
тему «Кем я хочу
стать»)
Профессии бывают
разные (сочинение по
теме)
Профессии бывают
разные (реферат о
выбранной
профессии)
Красавица зима.
(Рассказы о зиме)
Красавица зима.
(Рисуем зиму)
Красавица зима.
(Поделки по теме
зима)
Новый год
(изготовление масок)
Новый год
(изготовление
новогодних поделок)
Новый год
(изготовление
новогодних игрушек)
Подарок под елку
Сказки. Чтение
известных
произведений.
Сочиняем сказки
сами.
Сочиняем сказки
сами.
Создаем общую
книгу сказок.
Театр. Продолжаем
знакомиться. Читаем
сказку для
представления.
Театр. Продолжаем
знакомиться.
Разбираем роли.
Театр. Продолжаем
знакомиться.
Репетиция.
24
Театр. Продолжаем
знакомиться.
Репетиция.
Театр. Продолжаем
знакомиться.
Репетиция.
Театр. Продолжаем
знакомиться.
Представление .
День защитника
Отечества (беседа)
День защитника
Отечества
(изготовление
поделок)
День защитника
Отечества
Изготовление
открыток. к 23.02
Самые известные
женщины (беседа по
теме)
Самые известные
женщины (беседа по
теме)
Самые известные
женщины
(Изготовление
открыток к 8марта)
Самые известные
женщины
(Изготовление
поделок к 8марта)
Наши современные
помощники.(беседа о
бытовых приборах)
Наши современные
помощники. (беседа о
бытовых приборах)
Медведи какие они
разные.
Медведи какие они
разные.(изготовление
игрушки «медведь»)
Медведи какие они
разные.(изготовление
игрушки «медведь»)
Домашние животные.
25
Домашние животные.
Кошка (изготовление
игрушки аппликации)
Домашние животные.
Собака (изготовление
игрушки аппликации)
Черепахи.
(размеренная жизнь)
Черепахи.
(изготовление
поделки черепахи)
Бабочки. (короткое
лето)
Бабочки
(изготовление
поделки бабочка).
Театр. Познакомимся
со сценой.
Просмотр спектакля
на видео.
Театральные игры и
упражнения.
Театральные игры и
упражнения.
Театр мягких
игрушек.
Театр мягких
игрушек.
Изготовление кукол
для театра мягких
игрушек.
Театр рукавичек.
Изготовление кукол
для театра мягких
игрушек.
Сказка Теремок
.Репетиция сказки.
Сказка Теремок
.Репетиция сказки.
Сказка Теремок
.Показ сказки
одноклассникам.
Праздники большие
и маленькие.
Изготовление
открыток.
Итоговое занятие.
Викторина
Итого
26
Учебно-тематический план четвертого года обучения
№
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
Вводное занятие
2
Разные праздники.День 2
учителя(изготовление
открыток)
Разные праздник.
2
изготовление поделок)
2
2
Разные праздники.
Новогоднии
истории.(изготовление
открыток.)
Разные праздники.
Новогоднии
истории.(изготовление
открыток.)
Разные
праздники.День
защитника Отечества
(изготовление
открыток)
Разные
праздники.День
защитника Отечества
(изготовление поделок)
Разные
праздники.Женский
день 8марта
(изготовление
открыток)
Разные
праздники.День
победы (изготовление
открыток)
Разные праздники.
День
победы(изготовление
поделок
Виды
кукол.
Марионетка.
Виды
кукол.
Марионетка.
Виды кукол. Куклы
перчаточного типа.
Виды кукол. Куклы
перчаточного типа.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Дата проведения
По
По плану
факту
2
2
27
Виды кукол. Тростевые
куклы.
Виды кукол. Тростевые
куклы.
Виды кукол. Ростовые
куклы.
Виды кукол Ростовые
куклы.
Виды кукол Куклы
театра теней.
Виды кукол.Куклы
театра теней.
Изготовление кукол.
Театральные куклы из
ткани: куклаПетрушка, выкройка
Изготовление
кукол.
Театральные куклы из
ткани:
куклаПетрушка, выкройка
Изготовление
кукол.
Театральные куклы из
ткани:
куклаПетрушка, выкройка
Изготовление
кукол.
Театральные куклы из
ткани:
куклаПетрушка, выкройка
Изготовление
кукол.
Театральные куклы из
ткани:
куклаПетрушка, выкройка
Изготовление
кукол.
Театральные
куклы,
надеваемые на руку:
заяц своими руками из
войлока
Изготовление кукол.
Театральные
куклы,
надеваемые на руку:
заяц своими руками из
войлока
Изготовление
кукол.
Театральные
куклы,
надеваемые на руку:
заяц своими руками из
войлока
Изготовление
кукол.
Театральные
куклы,
надеваемые на руку:
заяц своими руками из
войлока
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
28
Изготовление
кукол.
Театральные
куклы
своими руками из
папье-маше и ткани
Изготовление
кукол.
Театральные
куклы
своими руками из
папье-маше и ткани
Изготовление
кукол.
Театральные
куклы
своими руками из
папье-маше и ткани
Изготовление
кукол.
Театральные
куклы
своими руками из
папье-маше и ткани
Изготовление
кукол.
Театральные
куклы
своими руками из
папье-маше и ткани
Изготовление
кукол.
Театральная
перчаточная
кукла
выкройки.
Изготовление
кукол.
Театральная
перчаточная
кукла
выкройки.
Изготовление
кукол.
Театральная
перчаточная
кукла
выкройки.
Изготовление
кукол.
Театральная
перчаточная
кукла
выкройки.
Изготовление
кукол.
Театральная
перчаточная
кукла
выкройки.
Изготовление
кукол.
Куклы театра теней.
Изготовление
кукол.
Куклы театра теней.
Изготовление
кукол.
Куклы театра теней.
Изготовление
кукол.
Куклы театра теней.
Изготовление
кукол.
Куклы театра теней.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
29
Кукольный
театр.
Просмотр спектакля на
видео
Кукольный
театр.
Просмотр спектакля на
видео
Кукольный
театр.Театральные
игры и упражнения
Кукольный
театр.Театральные
игры и упражнения
Кукольный
театр.Театральные
игры и упражнения
Кукольный
театр.Театральные
игры и упражнения
Кукольный
театр.
Театральные игры и
упражнения
Кукольный
театр.
Театральные этюды.
Кукольный
театр.
Театральные этюды.
Кукольный
театр.
Театральные этюды.
Кукольный
театр.
Театральные этюды.
Кукольный
театр.
Театральные этюды.
Кукольный
театр.
Репетиция кукольного
спектакля
Кукольный
театр.
Репетиция кукольного
спектакля
Кукольный
театр.
Репетиция кукольного
спектакля
Кукольный
театр.
Репетиция кукольного
спектакля
Кукольный
театр.
Репетиция кукольного
спектакля
Кукольный
театр.
Репетиция кукольного
спектакля
Кукольный
театр.
Репетиция кукольного
спектакля
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
30
Кукольный
театр.
Изготовление
костюмов и декораций.
Кукольный
театр.
Изготовление
костюмов и декораций.
Кукольный театр.
Показ кукольного
спектакля.
Кукольный театр.
Показ кукольного
спектакля.
Кукольный театр.
Мини –сценки.
Кукольный
театр.
Мини –сценки.
Кукольный театр.
Сочиняем сказки сами
Кукольный
театр.
Сочиняем сказки сами
Итоговое занятие
Итого:
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
144
2
44
100
31
2.2 Календарный учебный график
Гол обучения,
наименование/номер
группы
1год, группа №1
Срок учебного года Кол-во занятий в
(продолжительность неделю,
обучения)
продолжительность
одного занятия
с 15.09.2022 по
2 занятия по 45 минут
2год, группа№2
с 15.09.2022 по
2 занятия по 45 минут
3 год, группа№3
с 15.09.2022 по
2 занятия по 45 минут
3 год, группа№3
с 15.09.2022 по
2 занятия по 45 минут
Кол-во ак.
часов в
неделю
Всего
ак.часов
к год
2
1.
. Наглядные и демонстрационные пособия.
23 Компьютер;
3. Фотографии.
4.
М Памятки.
5.Раздаточный
материал.
е
6.
т Видеозаписи
2о
.д
Раздаточный
материал и т.д.
4и
Наглядные плоскостные (иллюстрации настенные, репродукции)
ч
Демонстрационные (гербарии, макеты, стенды, модели демонстрационные)
еигровой инвентарь.
М
2.5ас Информационное обеспечение
тк
Презентации, слайды, слайд-фильмы, учебные кинофильмы, учебные
еофильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, и т.п.)
е Материально-техническая база
2.6р
и
- материально-техническая
база 1-го года обучения
аоРаздаточный материал и т.д.
бНаглядные плоскостные ( иллюстрации настенные, репродукции)
л
еДемонстрационные (гербарии, макеты, стенды, модели демонстрационные)
ь
с
н
игровой
инвентарь
-опматериально-техническая база 2-го года обучения
-е
Раздаточный
материал и т.д.
тч
Наглядные
плоскостные ( иллюстрации настенные, репродукции)
е
Демонстрационные
(гербарии, макеты, стенды, модели демонстрационные)
и хн
и
- материально-техническая
гн
база 3-го года обучения
е
ри
Раздаточный
материал и т.д.
оч
Наглядные
плоскостные ( иллюстрации настенные, репродукции)
веп
Демонстрационные
(гербарии, макеты, стенды, модели демонстрационные)
игровой
оср
инвентарь
о
к
й
ог
32
ер
и
ан
- материально-техническая база 4-го года обучения
Раздаточный материал и т.д.
Наглядные плоскостные ( иллюстрации настенные, репродукции)
Демонстрационные (гербарии, макеты, стенды, модели демонстрационные)
игровой инвентарь
2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации
Освоение программы сопровождается промежуточной аттестацией.
Выполнение учебного плана ежемесячно. Участие обучающихся в творческих
мероприятиях отмечается в сводной таблице.
Интеллектуальный конкурс
Выставка творческих работ
Творческая работа
Практическая работа
Защита творческого проекта
2.8 Оценочные материалы
Анкетирование
Проект
Педагогическая диагностика
День творчества в объединении.
Деловые игры
Тематические кроссворды
Карта индивидуальных достижений.
2
Оценка
качества осуществляется в форме игровой аттестации, проводится в
.
формах
учебных планов и является частью образовательного процесса.
9
2.10 Методы выявления результатов развития:
К
портфолио
о
дневник
достижений
н
график
успешности
тмониторинг
р
карта самооценки
о
2
.
л
Деловая
игра
ь
1
Круглый
стол
1Проект
р
Сообщение
еФ
зо
ур
л
м
ь
ы
т
ап
то
и
д
33
в
в
н
е
о
2.12 Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Название мероприятия
Спортивные состязания «Мы
любим спорт»
Конкурс-выставка «Осенний
букет»
Открытый урок «Поговорим
сегодня мы о маме»
Конкурс-выставка
«Новогодние подарки»
Занятие «Выучим свое имя на
азбуке Морзе»
Конкурс-выставка поделок
«Международный день детейсолдат.»
Конкурс подарков «Дорогим
любимым».
Создаем мультфильмы сами в
день Российской анимации.
Конкурс-выставка творческих
работ «Солнце в ладошках»
Сроки
Ответственны
е
Овчаренко Н.В.
1310.2022
Место
проведения
МБУДО «Дом
творчества»
МБУСОШ№2
23.11.2022
МБУСОШ№2
Овчаренко Н.В.
26.12.2022
МБУСОШ№2
Овчаренко Н.В.
1901.2023
МБУДО «Дом
творчества»
МБУДО «Дом
творчества»
Овчаренко Н.В.
03.03.2023
МБУСОШ№2
Овчаренко Н.В.
20.04.2023
МБУСОШ№2
Овчаренко Н.В.
10.05.2023
МБУДО «Дом
творчества»
Овчаренко Н.В.
2209.2022
09.02.2023
Овчаренко Н.В.
Овчаренко Н.В.
34
Список литературы для педагога:
1.С. Бардина «Книжка для мальчишек», Москва, 2003.(стр.59-75)
2. Ю. Пожидаев «Досужие развлечения», Москва 2003.
3. Б. Рут «365 игр для детей и взрослых», Москва 2006.
4. Книга «Энциклопедия для детей» , Москва 2012(стр25-53).
5. Личные методические разработки.
6. Сайт «Все для детей», страничка «Почемучка», http://allforchildren.ru/why/
С
п
и
Литература
для детей
1.Журнал
«Развиваем восприятие», Москва, Издательство «Розовый слон»,
с
2000г.
о
2.«Обучение
жизненно важным навыкам «Е.Е.Чепурных, Издательство
к
«Образование-Культура» Санкт-Петербург 2002г.(48-104)
3.Бабкина
Н.В., Логические задачи для детей младшего школьного возраста
л
«Радость
познания», Издптельство «Аркти», 2000г.
и
т
Литература
для родителей
е
1.Е.В.Карпова
«Дидактические игры в начальный период обучения»
р
Популярное
пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия
а
развития»
1996г.
т
2.И.Р.Калмыкова
«Таинственный мир звуков» Фонетика и культура речи в
у
играх
и упражнениях.Ярославль «Академия развития» 1998г (49-82)
р
ы
д
л
я
д
е
т
е
й
и
р
о
д
и
т
е
л
е
й
35
Приложение №1
Как делают книги и журналы
На занятии дети узнают об основных свойствах бумаги, получают опыт
деятельности с различными видами бумаги, получают элементарные
сведения о структуре журнала (книги), изготавливают макет детского
журнала.
Задачи:
Обучающие:
1. Систематизировать знания детей о свойствах бумаги, её видах и
назначении.
2. Закреплять умение сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и
противоположные стороны.
3. Закреплять способы работы различными инструментами: ножницами,
иглами, трафаретами.
4. Закреплять знания об элементах журнала (книги): обложка, титульный
лист, содержание.
Развивающие:
1. Развивать фантазию, воображение.
2. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование:
Почтовый ящик с письмом внутри.
Комплекты для опытно-экспериментальной деятельности (по одному на
каждую пару детей): по 4 образца писчей бумаги, картона, туалетной бумаги
размером 3*8, ножницы, цветные карандаши.
Сводная таблица для занесения результатов опытов (в таблице вместо
названий опытов можно сделать картинки, изображающие предстоящие
операции с бумагой, чтобы было понятно детям).
Комплекты для изготовления журналов (по одному на каждого ребёнка):
картон с бороздкой для сгиба (20*12), 4 листа писчей бумаги (20*12), игла с
вдетой ниткой, ножницы, клей, кисть для клея, тряпочка.
Материалы для оформления обложки: цветная бумага, цветные карандаши,
шаблоны (животные), трафареты (животные), картинки с логотипами детских
журналов (по количеству детей).
Предварительная работа:
Знакомство с различными детскими журналами: «Простоквашино», «Тошка»,
«Колокольчик», «Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.
Беседа об особенностях содержания понравившихся детям журналов.
Знакомство со структурой журнала, с понятиями «обложка», «титульный
лист», «содержание», «рубрики»,
Ход занятия:
36
1. Введение в сюжет занятия.
- Вчера вечером у двери нашего кабинета я нашла вот что…?
- Что это?
- Конверт.
- Давайте посмотрим, что в нём?
Дети открывают конверт с адресом школы и класса. Педагог читает письмо
глазами и сообщает детям, что это письмо от Знайки. Он пишет, что жители
Цветочного города перечитали все детские журналы. До выхода следующего
номера ещё долго ждать. Ребята очень любят читать. Знайка просит помочь
им.
- Мы не откажем в помощи? Только чем мы можем помочь?
- Мы ведь не умеем делать журналы!? (высказывания и предположения
детей)
- А давайте научимся?
2. Постановка учебной задачи.
- Для начала выберем необходимые материалы. А какие материалы подойдут
для журнала? (высказывания детей)
- Чтобы не было споров, проведём испытания.
- Итак, уважаемые исследователи, перед вами 3 вида бумаги. Назовите их
(картон, туалетная бумага, писчая бумага).
3. Опытно-экспериментальная работа
Опыт № 1
- Первое испытание. Проверим, как бумага мнётся, хорошо ли сгибается. В
процессе изготовления журнала нам придётся бумагу сгибать.
- Возьмите по одному образцу туалетной бумаги, картона, писчей бумаги.
- Согните. Как сгибаются образцы?
- Помните? Как мнутся образцы?
Работа в парах
Вывод: (делают дети) Картон плохо сгибается и мнётся, а туалетная и писчая
бумага мнутся и сгибаются хорошо.
Опыт № 1
Сминание,
сгибание
Опыт № 2
Разрывание
Опыт № 3
Резание
Опыт № 4
Рисование
К Т
+
Б
П
+
Б
Опыт № 2
- Испытание второе. Проверим бумагу на прочность. Ведь странички
журнала должны быть прочными, чтобы не рвались, когда мы будем их
37
листать.
- Возьмите по одному образцу туалетной бумаги, картона, писчей бумаги.
- Порвите каждый образец.
Работа в парах
Вывод (делают дети): Картон рвать трудно, писчую бумагу – легко, а
туалетная бумага рвётся очень хорошо.
Опыт № 1
Сминание,
сгибание
Опыт № 2
Разрывание
К -
-
Т
+
Б
++
П
+
Б
+
Опыт № 3
Резание
Опыт № 4
Рисование
Опыт № 3
- Испытание третье. Нам придётся бумагу резать. Посмотрим, хорошо ли она
режется.
- Возьмите по одному образцу туалетной бумаги, картона, писчей бумаги.
-Что будем делать с образцами?
Работа в парах
Вывод (делают дети): Картон резать трудно, а туалетную и писчую бумагу –
легко.
Опыт № 1
Сминание,
сгибание
Опыт № 2
Разрывание
Опыт № 3
Резание
К -
-
-
Т
+
Б
++
+
П
+
Б
+
+
Опыт № 4
Рисование
Опыт № 4
- Испытание последнее. Так как это у нас будет журнал, в нём будут рисунки
и статьи (записи), проверим, можно ли на наших образцах рисовать и писать.
38
- Что будем делать с образцами? (Будем рисовать и писать на них).
Действуйте.
Работа в парах
Вывод: Удобно рисовать и писать на картоне и писчей бумаге, а на туалетной
неудобно.
Опыт № 1
Сминание,
сгибание
Опыт № 2
Разрывание
Опыт № 3
Резание
Опыт № 4
Рисование
К -
-
-
+
Т
+
Б
++
+
-
П
+
Б
+
+
+
Общий вывод
- Итак, уважаемые исследователи, подведём итог. Какую бумагу возьмём для
производства журнала? Почему? (Возьмём писчую бумагу, потому что она
прочная, её удобно резать, она легко сгибается, на ней хорошо рисовать и
писать). А прочность картона мы можем использовать? (дети
высказываются) К этому вопросу мы ещё вернёмся.
4. Беседа о структуре журнала
- Давайте рассмотрим для примера журнал. Из каких частей состоит журнал,
что в нём есть? (У журнала есть обложка, титульный лист, страницы. В
журнале есть содержание, рубрики, статьи, картинки,…)
- Для чего у книг и журналов обложка? (На ней располагается название, она
защищает страницы от повреждений)
- Какой материал лучше использовать для обложки? Почему?
- Прежде, чем приступить к работе, отдохнём немножко вместе с
почтальоном, который принёс нам такое замечательное письмо.
5. Физкультминутка.
Танцевальные движения под песню «Почтальон»
Составление алгоритма работы
- Приступим к производству макетов журнала.
- Составим план действий.
Детям предлагается расставить в нужном порядке картинки с изображением
этапов работы.
39
- С чего начнём работу? (Нужно согнуть картонку-обложку и листкистраницы).
- Что нужно сделать дальше? (Нужно сшить страницы)
- С иголками нужно быть осторожными. Вспомните правила пользования
иглой.
- Какое следующее действие? (Вклеиваем странички в обложку.)
- Как будем действовать дальше? (Украсим обложку)
- Чем можно украсить обложку? Что на ней изобразите? Какими
материалами воспользуетесь?
- Каким будет содержание ваших журналов? (высказывания детей)
- Есть вопросы? Тогда приступаем к работе.
6. Самостоятельная работа
Педагог наблюдает за работой детей, при необходимости помогает.
В рамках занятия дети не успеют заполнить журнал содержанием,
поэтому данная работа выносится в совместную деятельность. При
желании дети могут продолжить работу над журналом дома вместе с
родителями. Необходимо сразу оговорить условие, что журналы нужно
вернуть в группу, чтобы отправить их в Цветочный город. Перед
«отправкой» журналов по назначению устраивается выставка.
7. Выставка работ. Итог занятия.
Макеты выкладываются на полочку для книг, дети их рассматривают.
- Какой макет вам понравился больше всех? Почему?
- Какие замечательные макеты у вас получились! А почему мы смогли
выполнить работу так хорошо? (Мы учли свойства материалов, которые
использовали.)
40
Приложение №2
Конспект занятия «Откуда в кране вода?»
Программное содержание: С помощью экспериментов закрепить знания
детей со свойствами воды: вода не имеет формы, не имеет вкуса, не имеет
запаха, не имеет цвета, прозрачна. Показать значимость воды для
жизнедеятельности человека. Дать представление о процессе поступления
воды из реки в дома к людям. Формировать умения устанавливать
элементарные взаимосвязи в явлениях природы, делать выводы на основе
полученных результатов. Расширять активный словарный запас.
Материал: изображение капельки, посылка, конверт с загадками, ширма с
изображением водовода, текст сказки, указка, 5 сосудов стеклянных, песок,
фильтр, хлорка, ложка, конверт со свойствами воды.
Ход занятия:
Сегодня у нас необычное занятие. И я хотела бы, что-то, о чем мы будем
говорить, вы рассказали дома. А теперь послушайте стихотворение:
Спросил на днях малыш - сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
Откуда ты? - спросил росу.
Поверь, и я из океана!
Ты газировка что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
Знай, малыш, и я пришел из океана!
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана
-Откуда ты? Ты кто такой?
- И я дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Откуда пришла вода?
Как пополняются реки и моря?
41
Почему вода в морях, океанах, реках, озерах никогда не исчезает?
На нашей земле есть 4 океана, 30 морей, бесчисленное количество озер,
рек, речушек.
А у нас в Иркутской области есть море?
Тогда откуда к нам поступает вода?
Какие реки, озера, речушки вы знаете у нас в Иркутской области?
- Зачем нам столько воды? Как вы думаете?
- Чтобы вам лучше понять я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо Плохо».
Почему вода - это хорошо и почему вода - это плохо?
Представьте себе, что в наших кранах кончилась вода. И что тогда?
Обобщение: Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без неё не могут
жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода не только всех поит, она ещё и
кормит. Вода всех моет. Умываются люди, умываются машины, принимают
душ города и дороги. Без воды не сделать ни бумаги, ни ткань для одежды,
ни металл, ни пластмасс, ни лекарства, ни конфеты - ни чего не сделаешь без
воды. Вот она какая, вода!
У меня есть одна знакомая Капелька. Она прислала нам посылку.
Хотите взглянуть, что в этой посылке? (Показать Капельку, занести
посылку)
Капелька прислала нам конверт, а в нем загадки. Послушайте и
отгадайте.
1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю падает опять
(вода)
2. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)
3. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем
Как мы это назовем?
(Водопровод).
Ребята, скажите, откуда в кране вода берется?
Капелька принесла нам сказку о том, что вода пришла к нам в дома. В
этой сказке участвует и сама Капелька. Хотите послушать?
(Выставляется ширма с изображением водовода).
«Текла возле города река. Приходили хозяйки к реке с ведрами и низко
кланялись ей: « Здравствуй, здравствуй речка-мать, дай водицы нам набрать».
И идут домой с полными ведрами. Тяжело нести. Вот и решили люди: « Хватит
42
нам к речке на поклон ходить!» Проложим от берега трубы, поставим насосы.
И вот наша Капелька попала из реки в эту трубу. У самого начала водовода
поставили решетку. Ничего лишнего она в трубу не пропускает, в том числе
конечно и рыб, и водоросли. А воду, пожалуйста, сколько угодно. И вот наша
Капелька с другими капельками по трубе потекла в бассейн, чтобы остаться.
В бассейне вода не течет, а стоит, долго отстаивается. Затем наша Капелька по
трубе попадает в другой бассейн, у которого дно, как у слоеного пирога. Вода
проходит сквозь камушки и песок, и за это время успевает избавиться от
микробов. Они прилипают к песчинкам и камушкам, как мухи к клейкой
бумаге. Затем наша Капелька потекла по трубе в водонапорную башню. Там
её немножко похлорили, чтобы она стала чистая, пречистая, не вредная для
нашего организма. И вот капелька из этой башни попадает в водопроводную
трубу. И если мы откроем кран, то увидим, как из него потечет множество
Капелек».
- Как вы думаете можно ли нам пить воду из крана? Почему?
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Капельки». Вы будете капельками
и будете вместе плыть по течению. Будьте разными капельками. Ведь у
каждой капельки есть свой характер и свое настроение.
Какой ты был капелькой Саша?
А, ты, Маша, какой капелькой была?
А еще Капелька прислала нам много сосудов, песок, фильтр, хлорку.
Как вы думаете, зачем это все нам нужно?
Мы сейчас с вами будем проводить опыт по очищению воды.
Опыт по очищению воды.
- А еще в посылке есть интересный конверт. Давайте посмотрим.
(Продемонстрировать иллюстрации со свойствами воды)
1. Вода прозрачная.
2. Вода не имеет вкуса.
3. Вода не имеет запаха.
4. Вода течет и разливается.
5. Вода отражается.
6. Вода не имеет форму.
- Посмотрите, все ли иллюстрации одинаковые? О чем они нам
рассказывают?
- Молодцы! О чем интересном вы будете рассказывать дома?
43
44