Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..3 Нормативно-правовая база. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..6 Направленность программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..6 Актуальность программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..6 Отличительная особенность программа, новизна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..7 Адресат программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 7 Форма обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……7 Формы организации образовательного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..7 Общее количество часов в год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..7 Уровень программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..7 Особенности организации образовательного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..7 1.2 Цели и задачи программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..8 1.3 Объем и сроки освоения программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..9 1.4 Учебный план - учебный план 1-го года обучения………………………………………………...10 - учебный план 2-го года обучения………………………………………………...11 1.5 Содержание учебного плана - содержание учебного плана 1-го года обучения…………………………...........12 - содержание учебного плана 2-го года обучения………………………………...14 1.6 Планируемые результаты - планируемые результаты 1-го года обучения…………………………………...16 - планируемые результаты 2-го года обучения…………………………………...16 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации программы. Учебно-тематический план - учебно-тематический план 1-го года обучения………………………………….17 - учебно-тематический план 2-го года обучения………………………………....20 2.2 Календарный учебный график - календарный учебный график 1-го года обучения……………………………...23 - календарный учебный график 2-го года обучения……………………………...23 2.3 Методическое обеспечение программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 24 2.4 Материально-техническое обеспечение программы. . . . . . . . . . . . . . . . . …..24 2.5 Информационное обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….24 2.6 Материально-техническая база. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………...24 2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации . . . . …..24 2.8 Оценочные материалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 24 2.9 Контроль результативности обучения базового уровня. . . . . . . . . . . . . . ….. 24 2.10 Методы выявления результатов развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..24 2.13 Формы подведения итогов реализации программы. . . . . . . . . . . . . . . . . …..24 2.14 Календарный план воспитательной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….25 Список литературы для педагога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..26 Список литературы для детей и родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….26 Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1 Пояснительная записка Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец, с его богатой образно-художественной движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества. Развитие детского дошкольного творчества – обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности. Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Танец можно назвать ритмической поэмой. Слово «Танец» вызывает в нашем сознании представление чего-то грандиозного, нежного и воздушного. Занятие танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне – гармоничной личности дошкольника. Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом. Хореография не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, оказывается разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. 2 Хореография входит в программы дополнительного образования детей и подростков. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение. Занятие ребёнка танцем – это не просто знакомство и освоение азов хореографии, это приобщение к мировому культурному наследию, привитие любви к хореографическому искусству. На данный момент особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. У детей при занятии хореографией формируется определенная нравственная культура; вырабатывается социальная адаптация, помогающая им преодолевать сложные жизненные ситуации; формируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; формируется готовность к обучению в вузах и техникумах (не только творческой направленности) за счёт повышенной работоспособности, конкурентоспособности; формируется умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национальному. Современная система дополнительного образования отличается постоянной, динамично развивающейся направленностью на потребности и интересы общества, инновационные разработки. В современных условиях большое значение приобретает образ всесторонней гармонично развитой личности, возведение человека к нормам духовности и морально-нравственным идеалам, образцам эстетичной направленности, где место культурного воспитания имеет огромное значение, так как всесторонне развитый индивид способен стать хорошим специалистом в любой отрасли. Раскрыть потенциал ребенка, комплексно организовать процесс обучения, систематизировать полученные знания в конечный продукт умения-навыки – основные задачи педагога. Но в последнее время, недостаточно простого взаимодействия в рамках схемы «педагогвоспитанник». Необходимо полное всестороннее погружение не только в педагогический процесс, но и в полноценное общение, контакт ребенка и взрослого, анализ привычного окружения и естественного поведения воспитанника в нем. Большое значение в воспитательном процессе в системе дополнительного образования в области хореографического искусства имеет мотивация ребенка на хорошую, продуктивную работу, и, как следствие, получение желаемого результата. 3 Мотивационный фактор для каждого ребенка свой. В то время, как одного заинтересует сам процесс, другой будет ориентирован на конечный результат, третьего же подстегивает «соревновательный» момент внутри группы. Задача педагога – определить те субъекты, которые влияют на мотивационную активность обучающегося в области хореографического искусства. Дальнейшая педагогическая деятельность при работе с детьми в системе дополнительного образования в области хореографического искусства должна строиться на основании выводов, полученных вследствие изучения особенностей личности каждого ребенка. Данные результаты позволяют педагогу выбрать и соответствующую структуру занятия для конкретных групп и каждого ребенка в частности: - урок-игра; - урок-конкурс; - урок-лекция; - урок-практика; - комбинированный урок. 4 Нормативно-правовая база Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с изменениями) Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2019 г. N 470 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196". Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ МП № 470 от 5. 09. 2019г. и Приказ МП № 533 от 30. 09. 2020г.) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Локальные акты Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования МБУДО "Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского муниципального района" Направленность программы -художественная. Актуальность программы - танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки - от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. 5 Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластики. Отличительная особенность программа, новизна является адаптация и совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку детей к дальнейшему обучению в "Дом творчества детей и молодежи". Данной программы является то, что содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В Программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды упражнений. Предполагается, что освоение основных разделов Программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по Программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. Адресат программы учащиеся общеобразовательных школ в возрасте от 7 до 12 лет. Форма обучения-очная, заочная. Форма организации образовательного процесса: В данном образовательном процессе используются следующие формы и приёмы работы с обучающимися подготовительных к школе групп: - коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив; - групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников, имеющих общее задание и взаимодействующих между собой (при постановке хореографических номеров, этюдов); - парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке дуэтных танцев; - индивидуальная, используемая для работы с воспитанниками, пропустившими занятия по уважительной причине (болезнь), по усвоению сложного материала и подготовки к исполнению сольных номеров. Общее количество часов в год -144 часа Уровень программы-базовый. Особенности организации образовательного процесса: Отличительной особенностью этой программы является комплексность. Комплекс хореографических дисциплин объединен общей целью, единым подходом к содержанию, организации, результатом педагогической деятельности по двум образовательным модулям: «Азбука хореографии», «Партерный экзерсис». 6 Программа построена на принципах последовательного, поэтапного, систематического и непрерывного обучения. Особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах: - развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев); - формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений; - формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца; - формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления. 1.2. Цели и задачи программы. Цель программы — формировать у детей творческие способности через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений, развитие личности ребёнка Задачи: Образовательные: -овладение знаниями о разных стилях танца. - расширение музыкального кругозора, пополнение словарнопонятийного багажа. - умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок; - умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами. Развивающие: - развитие координации, гибкости, пластичности, координации, выразительности и точности движений; - умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой; - укрепление опорно-двигательного аппарата, укрепление здоровья. -совершенствование психомоторных способностей детей. -активизация и развитие творческих и созидательных способностей детей. 7 Воспитательные: - воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания положительного эмоционального настроя; - психологическое раскрепощение ребенка; - воспитание умения работать в паре, коллективе, вести себя в обществе. -воспитание в детях силы воли, трудолюбия, дисциплины. 1.3 Объем и сроки освоения программы Режим занятий – 288 часов, 144 часа в год, по 2 часа 2 раза в неделю с 5 минутным перерывом между занятиями. Срок реализации программы - 2 года. 8 1.4 Учебный план Учебный план 1-го года обучения № 1 Раздел всего 4 Кол-во часов теория практика 2 2 Вводные занятия. 2 Гигиенические требования. 4 3 Азбука музыкального движения Танцевально-образная импровизация Гимнастика Народно-сценический танец Беседы об искусстве Танцевальная игра Основные танцевальные движения Слушание музыки(муз.граммота) Разбор танца Основы партерной гимнастики на середине зала. Ритмическая гимнастика. Комплекс упражнений для развития стоп, гибкости и выворотности. Общеразвивающие упражнения Подготовка концертных номеров Итого: 10 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 4 5 Форма контроля -собеседование - рекомендации - просмотр и анализ рабочих материалов - анализ информации -собеседование -рекомендации -текущий контроль 5 Текущий контроль 10 2 8 Текущий контроль 12 20 2 2 10 18 Текущий контроль Текущий контроль 8 8 14 14 2 2 8 8 10 6 2 2 8 4 Текущий контроль Текущий контроль 8 2 6 Текущий контроль 16 2 14 Текущий контроль 144 43 101 Текущий контроль 12 12 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 9 Учебный план 2-го года обучения № 1 Раздел всего 2 Кол-во часов теория практика 2 Вводное занятие 2 Элементы музыкальной грамоты 14 3 Элементы партерной гимнастики Упражнения на развитие ориентации в пространстве Упражнения на развитие художественно творческих способностей Изучение поклона Отработка основных танцевальных шагов: Основные положения рук в классическом танце Основные положения ног в классическом танце Танцевальная игра Постановка танца Отчетный концерт Итого: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 10 Форма контроля -собеседование - рекомендации - просмотр и анализ рабочих материалов - анализ информации 4 -собеседование -рекомендации -текущий контроль 14 14 Текущий контроль 14 14 Текущий контроль 14 4 10 Текущий контроль 10 22 5 5 22 Текущий контроль Текущий контроль 10 2 8 Текущий контроль 14 2 12 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 31 20 2 2 113 20 8 2 144 10 1.5 Содержание учебного плана: - содержание учебного плана 1-го года обучения Тема №1. Вводные занятия. Теория: Меры безопасности при проведении занятий. Введение в программу: содержание и порядок обучения. Что такое хореография? Тема №2. Гигиенические требования. Теория: Коммунальная гигиена труда. Гигиена детей и подростков. Тема №3. Азбука музыкального движения. Теория: Общеразвивающие упражнения партерный экзерсис бег, шаги, прыжки. Упражнения для разминки «Ножницы» Практика: Общеразвивающие упражнения партерный экзерсис бег, шаги, прыжки. Упражнения для разминки «Цапельки», «Лошадки» . Упражнения для разминки «Цапельки», «Лошадки» Упражнения для разминки «Ножницы» Тема №4. Танцевально-образная импровизация. Теория: Танцевально-двигательная терапия по А.Г.Чурашов Практика: Игры импровизации. Игры импровизации. Разминка «Веселые путешественники». Дыхательная гимнастика «Дровосек». Тема №5 Гимнастика Теория: Изучение партерной гимнастики по книге Игорь Борщенко Практика: Партерная гимнастика. Партерная гимнастика. Партерная гимнастика. Партерная гимнастика. Гимнастика мульти урок Тема №6 Народно-сценический танец Теория: Что такое народно-сценический танец? Практика: Ключ №1 Ключ №2 Ключ №3 Ключ №4 Основы народного танца Основы народного танца Виды дробей в народном танце Виды дробей в народном танце Виды дробей в народном танце Тема№7 Беседы об искусстве Теория: Скоморошество, Ранние формы танца Танцевальная культура Древней Греции и Рима Творчество итальянских хореографов Ж.Новерра, Ж.Добервая, С.Вигано Практика: 11 Тема№8 Танцевальная игра Теория: Повороты, прыжки Практика: «Ковырялочка» «Моталочка» «Гармошка» «Шаркающий шаг» Притопы, переступания Тема№9 Основные танцевальные движения Теория: Grand plie, Grand battemant Практика: Изучение позиции рук,изучение позиции ног ,Demi plie, Battemen tandu, Battement tandu jete. Тема№10 Слушание музыки (муз.грамота) Теория: Характер и содержание музыкальных произведений Музыкальная терминология Средства музыкальной выразительности Старинная танцевальная музыка Практика: Тема№11Разбор танца Теория: Разбор танца по записи Практика: Структура танца Из чего состоит танец Система танца Рисунки, разводки, переходы. Тема№12 Основы партерной гимнастики на середине зала. Ритмическая гимнастика. Теория: Стопы, колени, бедра Практика: шпагат, разробатывание выворотности Тема№13 Комплекс упражнений для развития стоп, гибкости и выворотности. Общеразвивающие упражнения Теория: Поза «Кошечка» Поза «Бабочка» Практика: Поза «Лягушка» Растяжка Тема№14 Подготовка концертных номеров Теория: Изучение сцены Изучение закулисья Практика: Костюмы Сценический грим Танец «Вальс» Танец «Осень» Танец «Матросы» Коллективный танец 12 - содержание учебного плана 2-го года обучения Тема№1 Вводное занятие Теория: Меры безопасности при проведении занятий. Введение в программу: содержание и порядок обучения. Что такое хореография? Тема №2 Элементы музыкальной грамоты Теория: Музыкальная грамота и слушание музыки. Элементы строения музыкальных произведений. Средства музыкальной выразительности. Практика: «Слушание музыки» Тема№3 Элементы партерной гимнастики Теория: Практика: Вытягивание и сокращение стоп. Поочерёдное вытягивание и сокращение стоп. Вытягивание стоп и расслабление. Разворот стоп в выворотное положение. Разворот стоп из выворотной позиции в 1 позицию. Разворот стоп из выворотной позиции в I позицию (усложненный вариант). Тема №4 Упражнения на развитие ориентации в пространстве Теория: Практика: упражнения на развитие ориентирования в пространстве, на развитие умения выстраивать рисунки. Понятие «квадрата Вагановой» Тема №5 Упражнения на развитие художественно - творческих способностей. Теория: Теоретико-методологический анализ развития творческих способностей подростков на занятиях хореографии. Практика: «Заводная игрушка» «Солнышко» I комбинация « Птичка». комбинация «Жираф» III комбинация «Птичка, утюжок, флажок» IV комбинация «Кораблик». Тема№6 Изучение поклона Теория: Женский учебный поклон. Сценический поклон Практика: Классический поклон. Народный поклон. Поклон в танце Полька. Поклон «Гопак» поклон «Гусачок» поклон «Русская пляска» Тема№7 Отработка основных танцевальных шагов Теория: Основные понятия темы. Теоретическое изучение техники выполнения упражнений. Практика: «Шаги на полу пальцах», «Шаги с каблука», «Боковой Галоп», «Прямой галоп», «Подскоки», «Шаги польки», «Бег постой и на полу пальцах», Ходьба разного характера (бодрая и спокойная)»Пружинистый шаг», «Приставной шаг в сторону», «Приставной шаг на зад», «приставной Тема №8 Основные положения рук в классическом танце Теория: Основные понятия темы. Теоретическое изучение техники выполнения упражнений. Практика: Постановка рук. Подготовительное положение. Первая позиция. Вторая позиция. Третья позиция. Малые позиции. Положение рук allongee. 13 Тема №9 Основные положения ног в классическом танце Теория: Основные понятия темы. Теоретическое изучение техники выполнения упражнений. Практика: Первая позиция. Вторая позиция. Третья позиция. Четвертая позиция. Пятая позиция. Шестая позиция. Исходная позиция. Тема№10 Танцевальная игра Теория: Основные понятия темы. Теоретическое изучение техники выполнения упражнений. Практика: Игра «колечко» игра «зеркальный танец» игра «танец огня» игра «танец морских волн» этюд «согласованные действия» игры на развития музыкальной памяти и слуха «сколько звучит» «слушаем музыку» «назови композитора музыки» Тема№11 Постановка танца Теория: Теоретическое изучение техники выполнения упражнений. Практика: Современный танец. Цыганский танец. Народный танец. Тема№12 Отчетный концерт Теория: Теоретическое изучение техники выполнения упражнений Практика: Современный танец. Цыганский танец. Народный танец. 14 1.6 Планируемые результаты: Планируемые результаты 1-го года обучения: В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы танцевального кружка «Ритм» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты. Обучающийся будет знать: музыкальные размеры, темп и характер музыки; хореографические названия изученных элементов; требования к внешнему виду на занятиях; знать позиции ног. Обучающийся будет уметь: воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; владеть корпусом во время исполнения движений; ориентироваться в пространстве; координировать свои движения; исполнять хореографический этюд в группе. Планируемые результаты 2-го года обучения: Обучающийся будет знать и уметь: - назначение отдельных упражнений хореографии; - выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; - выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку; - точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности; - владеть навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях; - уметь выполнять танцевальные движения: прямой галоп; пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах, поочерёдное выбрасывание ног вперёд, приставной шаг с приседанием; с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд; - выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами); - основные танцевальные позиции рук и ног; - выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, специальные задания), используют разнообразные движения в импровизации под музыку 15 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации программы. Учебно-тематический план 1-го года обучения № Наименование темы Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Меры безопасности при проведении занятий. Введение в программу: содержание и порядок обучения Что такое хореография ? Гигиенические требования. Коммунальная гигиена труда. Гигиена детей и подростков. Азбука музыкального движения Общеразвивающие упражнения партерный экзерсис бег, шаги, прыжки. Общеразвивающие упражнения партерный экзерсис бег, шаги, прыжки. Упражнения для разминки «Цапельки», «Лошадки» Упражнения для разминки «Цапельки», «Лошадки» Упражнения для разминки «Ножницы» Танцевально-образная импровизация Танцевально-двигательная терапия по А.Г.Чурашов Игры импровизации Игры импровизации Разминка «Веселые путешественники» б) Дыхательная гимнастика «Дровосек» Гимнастика Изучение партерной гимнастики по книге Игорь Борщенко Партерная гимнастика. Партерная гимнастика. Партерная гимнастика. Партерная гимнастика. Количество часов Теория Практика 2 2 - 2 4 2 2 10 2 4 2 2 5 5 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 10 2 8 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 Дата проведения По По факту плану 15.09 2 2 10 2 2 2 2 16 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Гимнастика мультиурок Народно-сценический танец Что такое народносценический танец? Ключ №1 Ключ №2 Ключ №3 Ключ №4 Основы народного танца Основы народного танца Виды дробей в народном танце Виды дробей в народном танце Виды дробей в народном танце Беседы об искусстве Скомарошество Ранние формы танца Танцевальная культура Древней Греции и Рима Творчество итальянских хореографов Ж.Новерра, Ж.Добервая, С.Вигано Танцевальная игра «Ковырялочка» «Моталочка» «Гармошка» Повороты, прыжки «Шаркающий шаг» Краковяк Притопы, переступания Основные танцевальные движения Изучение позиции рук Изучение позиции ног Demi plie Battemen tandu Grand plie Battement tandu jete Grand battemant Слушание музыки (муз.грамота) Характер и содержание музыкальных произведений Музыкальная терминология Средства музыкальной выразительности 2 20 2 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 8 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 2 8 1 1 2 1 1 8 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 1 2 1 2 12 2 2 2 2 1 2 1 17 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 Старинная танцевальная музыка Разбор танца Разбор танца по записи Структура танца Из чего состоит танец Система танца Рисунки, разводки, переходы Основы партерной гимнастики на середине зала. Ритмическая гимнастика. Шпагат Стопы, колени, бедра Разрабатывание выворотности Комплекс упражнений для развития стоп, гибкости и выворотности. Общеразвивающие упражнения Поза «Кошечка» Поза «Бабочка» Поза «Лягушка» Растяжка Подготовка концертных номеров Изучение сцены Изучение закулисья Костюмы Сценический грим Танец «Вальс» Танец «Осень» Танец «Матросы» Коллективный танец Итог 2 2 10 2 2 2 2 2 6 2 2 2 8 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 8 2 6 2 2 2 2 16 1 1 1 1 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 2 144 1 1 2 2 43 1 1 2 2 2 2 2 2 101 18 Учебно-тематический план 2-го года обучения № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование темы Вводное занятие. Меры безопасности при проведении занятий. Введение в программу: содержание и порядок обучения Элементы музыкальной грамоты Определение и передача в движения характера музыки Определение и передача в движения темпа Определение и передача в движения жанров музыки Характер музыкального произведения, темп, динамические оттенки Музыкальный репертуар П. Чайковского «Песенка горошин», «Болезнь куклы» Количество часов Дата проведения Всего Теория Практика По По факту плану 2 2 15.09 14 2 10 1 4 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 2 2 8 9 А. Спадавеккиа «Добрый жук» П. Чайковский «Марш оловянных солдатиков» 2 2 10 11 12 13 Элементы партерной гимнастики Упражнения для ног Упражнения для развития осанки Упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава Упражнения для гибкости спины Упражнение для развития танцевального шага Упражнения для развития гибкости тела Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья 14 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Упражнения на развитие ориентации в пространстве Самостоятельно находить свое место в зале Построение в линию, в две линии Построение в круг Фигурная маршировка: движения по кругу, по линиям, по диагонали Ритмичные ходьба и бег, спокойный шаг, бодрый шаг. Ходьба на полупальцах и пятках 14 14 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 19 53 Самостоятельное построение круга, ходьба по кругу, взявшись за руки; сужение, расширение круга; соблюдение расстояния между парами, тройками, двигаясь по кругу Упражнения на развитие художественно - творческих способностей I комбинация « Птичка» II комбинация»Жираф» III комбинация «Птичка, утюжок, флажок» IV комбинация «Кораблик» Упражнения для укрепления мышц спины «Достать до солнышка». Упражнение на развитие выворотности и эластичности ног «Лягушка» Упражнение на напряжение и расслабление всех мышц «Растемрастем!» Изучение поклона Изучение поклона в характере народного танца Изучение поклона в характере классического танца Изучение поклона в характере испанского танца Реверанс для девочек Поклон для мальчиков Отработка основных танцевальных шагов Марш «танцевальный шаг» Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена Галоп Приставной шаг Шаг с подбивкой Шаг «восьмушки» Переменный шаг Шаг с переступанием Простой шаг с носка, с каблука Шаг с притопом Шаркающие шаги мужские и женские Основные положения рук в классическом танце Постановка рук в классическом танце 54 55 56 57 Подготовительная позиция рук 1 позиция 2 позиция 3 позиция 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 2 2 14 4 10 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 2 2 2 10 2 5 1 5 1 2 1 1 2 1 1 2 2 22 1 1 1 1 22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 Основные положения ног в классическом танце Постановка ног в классическом танце 14 2 2 2 1 позиция 2 позиция 3 позиция 4 позиция 5 позиция 6 позиция Танцевальная игра «Море волнуется» «Двигайся-замри» «Танцуем сидя» «Трансформер» «Стоп-кадр» «Ищем друга» «Крылья» «Лебединое озеро» «Сон» «Веселый поход» Постановка танца Вальс Современная хореография Народный танец Эстрадный танец Отчетный концерт Итог 2 2 2 2 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 2 144 31 12 2 2 2 2 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 113 21 2.2 Календарный учебный график Календарный учебный график 1-го года обучения Г о д о б у ч е н и я, н а и м е н о в а н и е/ н о м е р г р у п п ы Срок учебного года (продолжительность обучения) К о л в о з а н я т и й в н е д е л ю , п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь о д н о г о з а н Кол-во ак. часов в неделю Всего ак. часов в год 22 я т и я ( м и н 1 г о д, г р у п п а № с 15 сентября 2022г. по 31 мая 2023г. (36 уч.нед.) 2 з а н я т и я п о 4 5 м и н 1 г о д, г р у п п а № с 15 сентября 2022г. по 31 мая 2023г. уч.нед.) 2 з а н я т и я п о 4 5 м и н 1 г о д, г р у п п с 15 сентября 2022г. по 31 мая 2023г. (36 уч.нед.) 2 з а н я т и я 23 а № п о 4 5 м и н 1 г о д, г р у п п а № с 15 сентября 2022г. по 31 мая 2023г. (36 уч.нед.) 2 з а н я т и я п о 4 5 м и н 1 г о д, г р у п п а № с 15 сентября 2022г. по 31 мая 2023г. (36 уч.нед.) 2 з а н я т и я п о 4 5 м и н Календарный учебный график 2-го года обучения Год обучения, наименование/номер группы С К р о о л Кол-во ак. часов в неделю Всего ак. часов в год 24 к у в ч о е з б а н н о я г т о и г й о в д н а е ( д п е р л о ю д , о п л р ж о и д т о е л л ж ь и н т о е с л т ь ь н о о б с у т ч ь е о н д и н я о г о з а н я т и я ( м и 25 н год, группа №1 с 2 1 з 5 а с н е я н т т и я я б п р о я 4 2 5 0 м 2 и 2 н г. п о 3 1 м а я 2 0 2 3 г. ( 3 6 у ч. н е д. год, группа №2 с 1 5 с е н т я б р я 2 0 2 з а н я т и я п о м 26 год, группа №3 2 2 г. п о 3 1 м а я 2 0 2 3 г. ( 3 6 у ч. н е д. и н с 1 5 с е н т я б р я 2 0 2 2 г. п о 3 1 м а я 2 0 2 3 г. 2 з а н я т и я п о 4 5 м и н 27 ( 3 6 у ч. н е д. год, группа №4 с 2 1 з 5 а с н е я н т т и я я б п р о я 4 2 5 0 м 2 и 2 н г. п о 3 1 м а я 2 0 2 3 г. ( 3 6 у ч. н е д. год, группа №5 с 1 5 с е н 2 з а н я т 28 т и я я б п р о я 4 2 5 0 м 2 и 2 н г. п о 3 1 м а я 2 0 2 3 г. ( 3 6 у ч. н е д. 2.3 Методическое обеспечение программы: 1) дидактический материал; 2) методические разработки занятий; 3) электронные образовательные ресурсы. 2.4 Материально-техническое обеспечение программы: - музыкальная аппаратура; -коврики; - костюмы. 2.5 Информационное обеспечение: 1) музыкальная аппаратура; 2) видеоматериалы по темам программы; 3) доступ к сети Интернет. 2.6 Материально-техническая база: Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. 2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации: - проведение конкурса; 29 - зачетные работы по разделам; - итоговое контрольное занятие. 2.8 Оценочные материалы: - участие конкурсах разного уровня; - постановочная танцевальная работа учащихся. 2.9 Контроль результативности обучения базового уровня: Теоретические знания проверяются с помощью тестов, конкурсов и викторин. Практические навыки определяются методом наблюдения в ходе выполнения коллективной работы. 2.10 Методы выявления результатов развития: - повседневное наблюдение за работой учащихся; - опрос; - знание позиций рук и ног, правильная постановка корпуса, рук, ног и головы. 2.13 Формы подведения итогов реализации программы: - творческие задания; - викторины. 2.14 Календарный план воспитательной работы № п/п 1 Название мероприятия День учителя 2 День народного единства Новогодняя ёлка 04.11.2022 23.02.2023 5 День защитника отечества Женский день 6 Отчетный концерт 27.05.2023 3 4 Сроки 05.10.2022 27.12.2022 08.04.2023 Место проведения МБУДО «Дом творчества» МБУДО «Дом творчества» МБУДО «Дом творчества» МБУДО «Дом творчества» МБУДО «Дом творчества» МБУДО «Дом творчества» Ответственные Бобохидзе.Д.А Бобохидзе.Д.А Бобохидзе.Д.А Бобохидзе.Д.А Бобохидзе.Д.А Бобохидзе.Д.А 30 Список литературы для педагога 1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб., 1996. 2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.,2004. 3. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004. 4. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003. 5. Богданов Г. урок русского народного танца. – М., 1995. 6. Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. – М., 1959. 7. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975. 8. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М., 1984. 9. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003. Список литературы для детей и родителей 31 1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис-пресс, 1999- (Внимание дети). 2. Бочарникова Э.В. Страна волшебная - балет. - М.: Детская литература, 1974. 3. Жиенкулова Ш. Тайна танца. - Алма-Ата, 1980. 4.Слуцкая СЛ. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.: Линка-пресс, 2006. Приложение 1 Тест по хореографии 1. Назовите приспособление, служащее опорой танцовщикам: а) станок; б) палка; в) обруч. 2. Обувь балерины? а) балетки; 32 б) джазовки; в) пуанты. 3. Как с французского языка переводится слово demi plie? а) полуприседание; б) приседание; в) полное приседание. 4. Международный день танца? а) 30 декабря; б) 29 апреля; в) 28 мая. 5.Автор балета «Лебединое озеро»: а) Чайковский П.И.; б) Петипа М. И.; в) Прокофьев С.. 6.Сколько точек направления в танцевальном классе? а) 7; б) 6; в) 8. 33 7. Краковяк: а) польский народный танец; б) украинский народный танец; в) белорусский народный танец. 8. Направление движения или поворота к себе, во внутрь: а) en dehors; б) en dedans; в) rond. 9. Что означает en face? а) спиной к зрителям; б) лицом к зрителям; в) боком к зрителям. 10. Первая позиция ног: а) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны; б) стопы расположены на расстоянии одной стопы друг от друга, пяточки направлены друг к другу, носочки разведены разные стороны; в) стопы вместе. 11.Как называется балетная юбка? а) пачка; 34 б) зонтик; в) карандаш. 12. Подготовительное движение для исполнения упражнений: а) реверанс; б) поклон; в) preparation. 13. Что такое партерная гимнастика? а) гимнастика на полу; б) гимнастика у станка; в) гимнастика на улице. 14. Сколько позиций рук в классическом танце? а) 2; б) 4; в) 3. Ответы на вопросы: а 8. а 15. б 35 в 9. б а 10. б б 11. а а 12. а в 13. в в 14. а 36