ФотоLife

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………….....4
Нормативно-правовая база……………………………………………………………….4
Направленность программы……………………………………………………………...5
Актуальность программы………………………………………………………………...5
Отличительная особенность программа, новизна……………………………………....5
Адресат программы……………………………………………………………………….5
Форма обучения…………………………………………………………………………...5
Формы организации образовательного процесса……………………………………….5
Общее количество часов в год…………………………………………………………....6
Уровень программы……………………………………………………………………….6
Особенности организации образовательного процесса……………………………...…6
1.2 Цели и задачи программы…………………………………………………………….6
1.3 Объем и сроки освоения программы………………………………………………...6
1.4 Учебный план:
- учебный план 1-го года обучения………………………………………………....8
- учебный план 2-го года обучения…………………………………………………9
1.5 Содержание учебного плана:
- содержание учебного плана 1-го года обучения………………………………...11
- содержание учебного плана 2-го года обучения………………………………..13
Планируемые результаты:
- планируемые результаты 1-го года обучения…………………………………...15
- планируемые результаты 2-го года обучения…………………………………...15
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
.1
Условия
реализации
программы……………………………………………………16
Учебно-тематический план:
учебно-тематический
план
1-го
года
обучения………………………………….17
- учебно-тематический план 2-го года обучения………………………………….20
2.2 Календарный учебный график:
- календарный учебный график 1-го года обучения……………………………...23
- календарный учебный график 2-го года обучения……………………………...23
2.3 Методическое обеспечение программы……………………………………………24
2.4 Материально-техническое обеспечение программы………………………………24
2.5 Информационное обеспечение……………………………………………………...24
Материально-техническая база:
- материально-техническая база 1-го года обучения……………………………..24
- материально-техническая база 2-го года обучения…………………………......24
2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации……………...24
Оценочные материалы…………………………………………………………….....24
2.9 Контроль результативности обучения базового уровня…………………………...24
2.10 Методы выявления результатов развития…………………………………………24

2.13 Формы подведения итогов реализации программы……………………………...24
Календарный план воспитательной работы………………………………………25
Список литературы для педагога……………………………………………………….26
Список литературы для детей и родителей…………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………………27

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
ояснительная записка
В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже
поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной
уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия
видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация
графическая.
Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий
момент и пользуется большой популярностью у школьников. Умение работать с
различными графическими редакторами является важной частью информационной
компетентности ученика.
Цифровая графика активизирует процессы формирования самостоятельности
школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной
технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации
обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами
компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся
проявления
личной
инициативы,
творческой
самостоятельности,
исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться
учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (проектировочной,
конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).









Нормативно-правовая база
Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с изменениями)
Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 4 сентября 2014г.
№ 1726-р
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2019 г. N 470 "О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196".
Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

3

дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ МП
№ 470 от 5. 09. 2019г. и Приказ МП № 533 от 30. 09. 2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Локальные акты
 Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования МБУДО
«Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского муниципального района»
Направленность программы - техническая.
Актуальность программы состоит в том, что её реализация позволяет
приобщить детей и подростков к занятиям фотографией, привить учащимся
художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие
на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств и
может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
Отличительная особенность программа, новизна данной программы в
том, что она предназначена для обучения с нулевого уровня школьников среднего
возраста нескольким видам деятельности: цифровым технологиям получения и
обработки изображения наряду с изучением традиционных процессов в
фотографии. По целевым установкам и прогнозируемым результатам она
относится к образовательным.
Адресат программы учащиеся общеобразовательных школ в возрасте от 11
до 14 лет.
Форма обучения – очная, заочная.
Формы организации образовательного процесса:
Формы занятий:
- практическое;
- теоретическое (лекция, беседа);
выставка;
- конкурс;
- открытое занятие;
- творческая встреча;
- итоговое занятие.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- трудовая;
- беседы.
Методы обучения:
4

- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, рассказ, анализ
проделанной работы, информирование, инструктаж);
- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов
работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы);
- практические (наблюдения, самостоятельная работа, инициатива ребенка,
творческая работа, решение поставленной проблемы);
- поисковые;
- творческие методы: путем мышления и фантазии;
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (аудио-, видео-,
компьютерные презентации).
Общее количество часов в год – 288 часов (144 часа в год).
Уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
В учебно–воспитательном процессе используются различные формы
промежуточного и итогового контроля знаний: дидактические карточки, блиц опросы, кроссворды, итоговые формы контроля, выставки работ обучающихся.
В процессе реализации программы, используются разнообразные методы
обучения: объяснительно – иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой,
демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная
игра, проблемно – поисковый, ситуационный.
В начале обучения обучающиеся знакомятся с правилами безопасности труда.
Большая роль отводится выполнению коллективных работ. Коллективный
труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить
задания, учитывая возраст и способности каждого.
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится
отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности
образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на
определение степени развития творческих способностей каждого обучающегося,
сформированности умений и навыков, предусмотренных программой. В конце
занятия проводится просмотр и оценка готовых работ, в конце полугодия
выполняется контрольная работа. Конечным результатом реализации программы
являются выставки работ учащихся. Определение уровня ЗУН обучающихся
осуществляется по окончанию каждого этапа обучения и по окончанию процесса
обучения. Если обучающийся освоил больше 75% предложенного ему материала,
уровень обученности соответствует максимальному, 50-75% среднему, менее 50%
- минимальному.
1
Цель образовательной программы - формирование навыков и умений в
.
использовании
фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение
2
основ фотографии; профориентация учащихся.
Ц Задачи образовательной программы:
е
5
л
и

Обучающие:
- формировать положительное отношение к профессиям, которые связаны с
фотографией;
- дать представление об истории фотографии;
- научить пользоваться фотоаппаратом;
- научить пользоваться видеокамерой;
- дать представление о выразительных средствах и режимах фотосъемки;
- сформировать представление о компьютерной графике;
- формировать умения и навыки работы в графическом редакторе;
- подготовить обучающихся к выставкам и конкурсам.
Развивающие:
- развивать познавательные интересы;
- развивать интеллектуальные и творческие способности;
- развивать глазомер;
- развивать координацию движений;
- развивать усидчивость;
- развивать умение самореализовываться;
- развивать чувство долга, и выполнения возложенных обязательств.
Воспитательные:
формировать знания о правовых и этических нормах работы с информацией;
- воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой
техники;
- воспитывать личную ответственность за результаты своей работы;
- воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении
сложных задач;
- воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда;
- укрепление дружбы между учащимися.
1.3 Объем и сроки освоения программы
Режим занятий – всего 288 часов, 144 часа в год, по 2 часа 2 раза в неделю, с
5-минутным перерывом между занятиями.
Срок реализации программы – 2 года.

6

1.4 Учебный план
Учебный план 1-го года обучения
№

Раздел

1.

всего
4

Кол-во часов
теория
практика
2
2

Вводные
занятия.
2.

История
фотографии

3.

10

10

24

10

14

20

8

12

20

4

16

16

6

10

16

6

10

Работа с
фотоаппаратом

4.
Выразительные
средства

5.

Фотожанры

6.
Работа с
программами по
обработке
фотографий
7.
Программы для
создания
видеоклипов
(применительно
к фотографиям)
8.

Расширение и
применение

22

22

Форма контроля
- собеседование
- рекомендации
- просмотр и анализ рабочих
материалов
- анализ информации
- наблюдение
- анализ информации
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
7

знаний и
умений.

9.

Подведение
итогов кружка

10

4

6

Итого

144

50

92

- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- анализ работ
- выставка
- самооценка и взаимооценка

8

Учебный план 2-го года обучения
№

Раздел

1.

всего
2

Кол-во часов
теория
практика
2

Вводное
занятие
2.

16

6

10

12

8

4

16

4

12

16

12

4

16

6

10

16

2

14

Фотокомпозици
я. Построение
фотоснимка

3.
Объективы

4.
Фотографирова
ние со
вспышкой

5.
Цифровая
лаборатория

6.
Печать
фотографий

7.
Хранение и
распространени
е фотографий

Форма контроля
- собеседование
- рекомендации
- просмотр и анализ рабочих
материалов
- анализ информации
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка

9

8.

22

10

12

20

10

10

Дополнительны
е виды
фотосъемки

9.
Работа в
Photoshop и
другие
фоторедакторы
10.

Итоговое
занятие

6

Итого

144

6

60

-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
- анализ работ
- выставка
- самооценка и взаимооценка

84

10

1.5 Содержание учебного плана:
- содержание учебного плана 1-го года обучения
Тема №1. Вводное занятие.
Теория: Меры безопасности при проведении занятий. Введение в
программу: содержание и порядок обучения. Что такое фотография?
Тема №2. История фотографии.
Теория: Камера-обскура. История открытия фотографии. Фотография
сегодня.
Знакомство с высокохудожественными образцами фотографий. Цифровая
фотография. Фотография в науке, технике, общественной жизни.
Тема №3. Работа с фотоаппаратом.
Теория: Основные части фотоаппарата. Основные термины фотографии,
которые необходимо знать. Фотоохота. Снаряжение фотографа. Знакомство с
цифровым фотоаппаратом. Фотовспышки. Установка цвета и света. Память
цифрового фотоаппарата. Объектив, диафрагма, глубина резкости.
Практика: Практическое занятие: любительская съёмка обучающимися
любых объектов. Обсуждение снимков обучающихся. Нахождение удачных
снимков. Анализ ошибок при съёмке. Основные термины фотографии, которые
необходимо знать. Фотоохота. Фотовспышки. Установка цвета и света. Память
цифрового фотоаппарата. Объектив, диафрагма, глубина резкости. Объектив,
диафрагма, глубина резкости. Определение экспозиции. Затвор, выдержка. Первая
съемка.
Тема №4. Выразительные средства.
Теория: Кадрирование. Определение границ кадра. Объект съемки.
Проблемы его изображения на снимке. Смысловой и изобразительный центр
кадра. Композиция (продуманное построение изображения). Пропорциональность
кадра. Понятие «крупность плана». Общий, средний, крупный планы съемки.
Практика: Пропорциональность кадра. Понятие «крупность плана».
Общий, средний, крупный планы съемки. Ракурс. Перспектива. Колорит.
Контрасты. Смысловая подвижность. Смысл кадра. «Внутренние силы»
плоскости – свет и тень. Смысловая функция тона. Метод «золотого» сечения.
Тема №5. Фотожанры.
Теория: Фотожанры. Обсуждение, просмотр снимков, выявление
характерных черт жанра.
Практика: Пейзаж и архитектура. Репортаж. Портрет. Групповой портрет.
Руки в портрете. Поза и жест. Фотосъемка пейзажа Формат. Горизонт. Небо и
облака Предметная съемка. Съемка еды.
Тема №6. Работа с программами по обработке фотографий.
Теория: Основы компьютерной графики. Обзор других программ по
обработке фотографий. Обсуждение, просмотр снимков. Изучение программ.
Изучение программы, создание коллажей. Конкурс снимков, отбор работ после
компьютерной обработки для выставки.
11

Практика: Основы компьютерной графики. Обзор других программ по
обработке фотографий. Программа AdobePhotoshop. Обсуждение, просмотр
снимков. Изучение программ. Изучение программы, создание коллажей. Конкурс
снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки.
Тема №7. Программы для создания видеоклипов (применительно к
фотографиям).
Теория: Основы цифрового видео. Изучение программ для создания
видеороликов
Практика: Съемка на цифровую камеру.Мобильная съемка. Мобильная
съемка. Программа WindowsMovieMaker. Программа PinnacleStudio.
Тема №8. Расширение и применение знаний и умений.
Практика: Посещение фотовыставок. Обсуждение фотографий. Съемка
по жанрам. Съемка по жанрам. Свободная съемка. Фотоохота. Подготовка работ к
выставке. Работа для школы, класса.
Тема №9. Подведение итогов кружка.
Теория: Подготовка к выставке. Анализ и обсуждение ошибок.
Практика: Создание творческих работ. Подготовка к выставке.
Презентация работ.

12

содержание учебного плана 2-го года обучения
Тема №1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с работой кружка, техника безопасности, правила
поведения на занятиях. Знакомство с инструментами.
тема №2. Фотокомпозиции. Построение фотоснимка.
Теория: Линейная перспектива, тональная перспектива, правило 1/3.
Построение вертикального или горизонтального кадра. Ритмический
рисунок изображения. Тональность фотографии.
Практика: Кадрирование снимка по линиям. Точка съёмки. Ритмический рисунок
изображения. Диагональ в кадре. Тональность фотографии. Практическая работа:
создание портрета (объекта) на искусственном фоне.
Тема №3. Объективы.
Теория: Принцип работы объектива. Основные характеристики объектива.
Нормальные объективы. Широкоугольные (короткофокусные) объективы.
Длиннофокусные объективы и телеобъективы. Zoom-объективы или объективы с
переменным фокусным расстоянием.
Практика: Нормальные объективы. Широкоугольные (короткофокусные)
объективы. Длиннофокусные объективы и телеобъективы. Zoom-объективы или
объективы с переменным фокусным расстоянием. Практическая работа: создание
портрета (объекта) на искусственном фоне.
Тема №4. Фотографирование со вспышкой.
Теория: Типы фотовспышек и их основные характеристики. Особенности работы
фотовспышки.
Практика: Экспозиция при использовании вспышки с ручным управлением.
Экспозиция при использовании автоматической вспышки. Выбор экспозиции при
использовании встроенной вспышки. Определение экспозиции при использовании
согласованной вспышки. Выбор выдержки при фотосъемке со вспышкой. Виды
освещения при фотосъемке со вспышкой. Использование вспышки отдельно от
фотоаппарата. Практическая работа. Съемка новогоднего натюрморта.
Тема №5. Цифровая лаборатория.
Теория: Мониторы, их параметры и настройка. Основные характеристики
мониторов. Качество фокусировки монитора. Форматы графических файлов.
Гистограммы.
Практика: Практическая работа. Ретушь фотографий. Цифровая обработка
фотографий.
Тема №6. Печать фотографий.
Теория: Цветные принтеры. Настройка системы. Струйные принтеры. Лазерные
принтеры. Матричные принтеры.
Практика: Практическая работа: составление фотограмм. Практическая работа:
контактная фотопечать. Практическая работа: получение изображения на
фотобумаге.
Тема №7. Хранение и распространение фотографий.
13

Теория: Пересылка цифровых фотографий по электронной почте. Публикация в
виде PDF файлов. Размещение файлов в Интернете.
Практика: Выполнение тематических проектов: «Моя семья». Выполнение
тематических проектов: «Достопримечательности города». Выполнение
тематических проектов: «Зимушка-зима». Выполнение тематических проектов:
«Мои однокурсники». Фотовыставка.
Тема №8. Дополнительные виды фотосъемки.
Теория: Макрофотосъемка. Непрерывная фотосъемка. Панорамная фотосъемка.
Интерьерная съемка. Архитектурная съемка. Пейзаж. Съемка портфолио.
Жанровая фотография. Гламурное фото. Технология HDRI.
Практика: Макрофотосъемка. Непрерывная фотосъемка. Панорамная
фотосъемка. Интерьерная съемка. Архитектурная съемка. Пейзаж. Съемка
портфолио. Жанровая фотография. Гламурное фото. Технология HDRI.
Тема №9. Работа в Photoshop и ругие фоторедакторы.
Теория: Обзор программ по обработке фотографий. Программа Adobe Photoshop.
Классические эффекты Photoshop. Ретушь портретов с помощью Photoshop. Маски
и композиции в Photoshop. Photoshop для профессионалов. Современная
технология цветокоррекции в Photoshop. СorelVideoStudio.
M
o
Практика:
Обзор программ по обработке фотографий. Программа Adobe
v
Photoshop.
Маски и композиции в Photoshop. Photoshop для профессионалов.
a
v
Современная
технология цветокоррекции в Photoshop. СorelVideoStudio.
i
M
oV
Тема №10. Итоговое занятие.
vi
Практика:
Творческий отчет обучающихся. Практическая работа. Оформление
ad
выставки
ve
io
E
V
id
di
et
o
r
E
dW
i
tn
od
ro
w
W
is
nM
do
ov
14
i
w
se
M

1.6 Планируемые результаты:
- планируемые результаты 1-го года обучения
К концу обучения воспитанники:
- сформируют положительное отношение к профессиям, которые связаны с
фотографией;
- приобретут знания из истории фотографии;
- имеют представления о компьютерной графике;
- приобретут понимание основ фото и видео съемки;
- будут знать, какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
- уметь использовать знания о выразительных средствах;
- будут знать, как сделать отличную фотографию;
- будут знать о правовых и этических нормах работы с информацией.
- планируемые результаты 2-го года обучения
К концу обучения воспитанники будут:
знать:
− основы функционирования цифровых фотокамер;
− основные понятия и определения, принятые в цифровой фотографии;
− правила фотографирования объектов, находящиеся в движении;
− правила фотографирования со вспышкой;
− основные средства для работы с графической информацией.
уметь:
− фотографировать цифровой камерой;
− пользоваться основными настройками ЦФК;
− выполнять цифровую обработку графических изображений;
− подготовить цифровые фотографии к размещению на Web-страницах.

15

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
Режим занятий подчиняется требованиям Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи""
Расписание занятий составляется с учетом наиболее благоприятного режима
труда и отдыха учащихся, с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных
представителей) и их возрастных особенностей.
Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования,
проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва, отведенного
на отдых. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах.
Продолжительность академического часа – 40 минут, после каждого академического
часа занятий предусмотрен короткий перерыв 5 минут. В группы записываются все
желающие.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Наполняемость групп: 10-15 человек. В программах
дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной
работе. Это могут быть конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады,
викторины и фестивали. Учебный процесс по программам дополнительного
образования осуществляется в кабинете и за пределами центра (музеи, парки и т.д.).

16

Учебно-тематический план первого года обучения
№

1

2
3

4
5

6
7
8
9

10

Наименование темы

Количество часов
Всего

Теория

Меры безопасности при
проведении занятий. Введение в
программу: содержание и порядок
обучения.
Что такое фотография?

2

2

2

2

История фотографии.
Камера-обскура. История
открытия фотографии.
Фотография сегодня.
Знакомство с
высокохудожественными
образцами фотографий.
Цифровая фотография.

2

2

2

2

2

2

2

2

Фотография в науке, технике,
общественной жизни.
Работа с фотоаппаратом.
Основные части фотоаппарата.
Практическое занятие:
любительская съёмка
обучающимися любых объектов.
Обсуждение снимков
обучающихся. Нахождение
удачных снимков. Анализ ошибок
при съёмке.
Основные термины фотографии,
которые необходимо знать.
Фотоохота
Основные термины фотографии,
которые необходимо знать.
Фотоохота (Теория+практика)
Снаряжение фотографа.
Знакомство с цифровым
фотоаппаратом.
Фотовспышки. Установка цвета и
света.
Память цифрового фотоаппарата.

2

2

2

2

2

Практика

2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

1

15 Объектив, диафрагма, глубина
резкости.
16 Объектив, диафрагма, глубина
резкости.
17 Определение экспозиции. Затвор,
выдержка
18 Первая съемка.

2

1

1

2

1

1

19 Первая съемка.

12

13
14

По факту По плану

2

2

11

Дата проведения

1

2

2

2

2

2

2
17

20 Выразительные средства.
Кадрирование. Определение
границ кадра.

2

2

22 Объект съемки. Проблемы его
изображения на снимке.
Смысловой и изобразительный
центр кадра.
21 Композиция (продуманное
построение изображения).
22 Пропорциональность кадра.

2

2

2

2

2

1

1

23 Понятие «крупность плана».
Общий, средний, крупный планы
съемки.
24 Ракурс. Перспектива.

2

1

1

2

2

25 Колорит. Контрасты.

2

2

26 Смысловая подвижность. Смысл
кадра.
27 «Внутренние силы» плоскости –
свет и тень. Смысловая функция
тона.
28 Метод "золотого" сечения.
29 Фотожанры.

2

2

2

2

2

2

30 Пейзаж и архитектура.

2

2

31 Репортаж.

2

2

32 Портрет.

2

2

33 Групповой портрет.
34 Руки в портрете. Поза и жест.

2

2

2

2

35 Фотосъемка пейзажа Формат.
Горизонт. Небо и облака
36 Предметная съемка.

2

2

2

2

37 Съемка еды.

2

38 Обсуждение, просмотр снимков,
выявление характерных черт
жанра.
39 Работа с программами по
обработке фотографий.
40 Основы компьютерной графики.

2

2

2

1

1

2

1

1

41 Обзор других программ по
обработке фотографий.
42 Программа AdobePhotoshop.

2

1

1

43 Обсуждение, просмотр снимков.

2

1

1

44 Изучение программ.

2

1

1

2

2

2

2

18

45 Изучение программы, создание
коллажей.
46 Конкурс снимков, отбор работ
после компьютерной обработки
для выставки.
47 Программы для создания
видеоклипов (применительно к
фотографиям).
48 Основы цифрового видео.

2

1

1

2

1

1

2

2

2

2

49 Съемка на цифровую камеру.

2

2

50 Мобильная съемка.

2

2

51 Мобильная съемка.

2

2

52 Программа WindowsMovieMaker.

2

2

53 Программа PinnacleStudio.

2

2

54 Изучение программ для создания
видеороликов
55 Расширение и применение
знаний и умений.
56 Посещение фотовыставок.

2

2

2

2

2

2

57 Обсуждение фотографий.

2

2

58 Съемка по жанрам.

2

2

59 Съемка по жанрам.

2

2

60 Свободная съемка.

2

2

61 Фотоохота.

2

2

62 Фотоохота.

2

2

63 Подготовка работ к выставке.

2

2

64 Подготовка работ к выставке.

2

2

65 Работа для школы, класса.

2

2

66 Подведение итогов кружка.

2

67 Создание творческих работ.

2

68 Анализ и обсуждение ошибок.

2

2

69 Подготовка к выставке.

2

1

70 Презентация работ.

2

1

1
2
1
2

19

Учебно-тематический план второго года обучения
№

Наименование темы

1

Вводное занятие. Ознакомление с
работой кружка, техника
безопасности, правила поведения на
занятиях. Знакомство с
инструментами.
Фотокомпозиция. Построение
фотоснимка. Линейная перспектива,
тональная перспектива, правило 1/3.
Построение вертикального или
горизонтального кадра.
Кадрирование снимка по линиям.
Точка съёмки.
Ритмический рисунок изображения.
Диагональ в кадре.
Тональность фотографии.
Объективы.
Принцип
работы
объектива.
Основные характеристики объектива.
Нормальные
объективы.
Широкоугольные (короткофокусные)
объективы.
Длиннофокусные
объективы
и
телеобъективы.
Zoom-объективы или объективы с
переменным фокусным расстоянием.
Практическая
работа:
создание
портрета (объекта) на искусственном
фоне.
Выбор выдержки при фотосъемке со
вспышкой.
Виды освещения при фотосъемке со
вспышкой.
Использование вспышки отдельно от
фотоаппарата.
Практическая
работа:
съемка
новогоднего натюрморта.
Цифровая лаборатория. Мониторы,
их параметры и настройка.
Цифровая обработка фотографий.
Гистограммы.
Мониторы, их параметры и
настройка.
Основные характеристики
мониторов.
Качество фокусировки монитора.

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Количество часов
Всего
Теория Практи
ка
2
2

2

2

2

2

2
2
2
2
2
2

1

Дата проведения
По
По
факту
плану

2
2
1
2
2

2

2
2

2
1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

2

2

2
2
2

2
2

2

2

2

2

2

20

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

54
55
56
57
58
59

Форматы графических файлов.
Практическая
работа.
Ретушь
фотографий.
Печать фотографий. Цветные
принтеры.
Настройка системы.
Струйные принтеры.
Лазерные принтеры.
Матричные принтеры.
Практическая
работа: составление фотограмм.
Практическая работа: контактная
фотопечать.
Практическая
работа: получение
изображения на фотобумаге.
Хранение и распространение
фотографий. Пересылка цифровых
фотографий по электронной почте.
Публикация в виде PDF файлов.
Размещение файлов в Интернете.
Выполнение тематических проектов:
«Моя семья».
Выполнение тематических проектов:
«Достопримечательности города».
Выполнение тематических проектов:
«Зимушка-зима».
Выполнение тематических проектов:
«Мои одноклассники».
Фотовыставка.
Дополнительные виды фотосъемки
Макрофотосъемка.
Непрерывная фотосъемка.
Панорамная фотосъемка.
Интерьерная съемка.
Архитектурная съемка.
Пейзаж.
Съемка портфолио.
Жанровая фотография.
Гламурное фото.
Технология HDRI.
Работа в Photoshop и другие
фоторедакторы. Обзор программ по
обработке фотографий.
Программа Adobe Photoshop.
Классические эффекты Photoshop.
Ретушь
портретов
помощью
Photoshop.
Маски и композиции в Photoshop.
Photoshop для профессионалов.
Современная
технология

2
2

2

2

2

2
2
2
2
2

2
2
2
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2
2

2
2
2

2

2

2

2

2

2

2
2

1

2
1

2
2
2
2
2
4
2
2
2
2

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1
21

цветокоррекции в Photoshop.
СorelVideoStudio.
Movavi Video Editor.
Windows Movie Maker.
Итоговое занятие. Творческий отчет
обучающихся. Практическая работа.
Оформление выставки.
64 Практическая работа.
65 Оформление выставки.
ИТОГО
60
61
62
63

2
2
2
2

2
2
144

1
1
1

67

1
1
1
2

2
2
77

22

2.2 Календарный учебный график
Год обучения,
Срок учебного года
Кол-во занятий в
наименование/номер (продолжительность
неделю,
группы
обучения)
продолжительность
одного занятия
(мин)
1 год, группа №1
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
по 31 мая 2023г.
по 45 мин.
(36 уч.нед.)
1 год, группа №2
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
по 31 мая 2023г.
по 45 мин.
(36 уч.нед.)
2 год, группа №1
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
по 31 мая 2023г.
по 45 мин.
(36 уч.нед.)
2 год, группа №2
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
по 31 мая 2023г.
по 45 мин.
(36 уч.нед.)
2 год, группа №3
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
по 31 мая 2023г.
по 45 мин.
(36 уч.нед.)
2 год, группа №4
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
по 31 мая 2023г.
по 45 мин.
(36 уч.нед.)
2 год, группа №5
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
по 31 мая 2023г.
по 45 мин.
(36 уч.нед.)

Кол-во
ак. часов
в неделю

Всего
ак. часов
в год

23

2.3 Методическое обеспечение программы:
1) дидактический материал;
2) методические разработки занятий;
3) электронные образовательные ресурсы.
2
Занятия
по программе фотокружка «ФотоLife» проводятся в кабинете, где имеется
.
все
4 необходимое оборудование:
омпьютер;
М нтерактивный комплекс;
D принтер;
а
отоаппарат.
т
2.5 Информационное
е
обеспечение:
р 1) видеоаппартура;
и 2) видеоматериалы по темам программы;
а 3) доступ к сети Интернет.
2.6 Материально-техническая
л
база:
ь Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям
техники
безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам.
н
Кабинет
должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
о
2.7 Формы,
порядок текущего контроля в промежуточной аттестации:
- тпроведение конкурса;
- езачетные работы по разделам;
- хпроведение итоговой выставки;
2.8 Оценочные
н
материалы:
- ивыставки работ:
- чсоставление альбома лучших работ;
- еучастие конкурсах разного уровня.
2 с
Теоретические
знания проверяются с помощью тестов, а также в форме беседы.
к .
Практические
навыки определяются методом наблюдения в ходе выполнения
о 9
индивидуальной
работы.
е
2.10 Методы
К
выявления результатов развития:
- оповседневное
наблюдение за работой учащихся;
о
- бопрос.
н
2 е т
- санкетирование;
.р
- птестирование;
1о
- етворческие
задания;
3л
- чвикторины.
ь
е Ф
н ор
и р
е
е м
з
у
ы
п л
24
р п
ь
о от
г д
а

2.14 Календарный план воспитательной работы
№
Название
п/п
мероприятия
1
Международный День
учителя
2
День народного
единства
3
День матери
4
5
6
7

День защитника
Отечества
Международный
женский день
Праздник Весны и
Труда
День Победы

Сроки
5.10.2022
4.11.2022
26.11.2022
23.02.2023
8.03.2023
1.09.2023
9.05.2023

Место
проведения
МБОУ «СОШ №2
г.Усть-Джегуты»
МБОУ «СОШ №2
г.Усть-Джегуты»
МБОУ «СОШ №2
г.Усть-Джегуты»
МБОУ «СОШ №2
г.Усть-Джегуты»
МБОУ «СОШ №2
г.Усть-Джегуты»
МБОУ «СОШ №2
г.Усть-Джегуты»
МБОУ «СОШ №2
г.Усть-Джегуты»

Ответственные
Джелкашиева А.А.
Айбазова Ф.Н.
Джелкашиева А.А.
Айбазова Ф.Н.
Джелкашиева А.А.
Айбазова Ф.Н.
Джелкашиева А.А.
Айбазова Ф.Н.
Джелкашиева А.А.
Айбазова Ф.Н.
Джелкашиева А.А.
Джелкашиева А.А.
Айбазова Ф.Н.

25

Список литературы для педагога:
1) Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.
2) Закон РФ об образовании. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.
3) Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на
домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2003.
4) Практический курс. AdobePhotoshop 4.0. – Пер. с англ. – М.: КУбК-а, 1997.
5) Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006.
6) Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник,
2006.
7) Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.:
КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
8) Фрост Л. Современная фотография. - М.: АРТ-РОДНИК, 2003.
9) Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М.: ACT: Мн.: Харвест, 2005.

С
п
1. Артюшин
Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 1986.
и
с В. Цветение земли. – М.: Искусство, 1987.
2. Демин
о
3. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 1988.
к
4. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.

л Х., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. – М.: Планета, 1991.
5. Луински
и
6. Малышев
В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985.

т
е
8. Морозов
р С. Творческая фотография. – М.: Планета, 1986.
а
9. Пондопуло
Г.К. Фотография и современность. – М.: Искусство, 1982.
т
10. Престон-Мэфем К. Фотографирование живой природы. – М.: Мир, 1985.
у
11. Родионов
Н.А. Вечное движение. – М.: Планета, 1972.
р
ы Р. Светофильтры. – М.: Мир, 1988.
12. Хейлин

7. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989.

13. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. – М.: Искусство, 1987.

д
л
я

д
е
т
е
й
и

26

Приложение 1
Викторина по основам фотографии №1
Цель викторины: Проверка знаний фотоаппаратуры и фотоматериалов
Задача: выбор правильного варианта ответа на вопрос из предложенных двух-трех.
Вопросы:
1.
Какой фотоаппарат изобрели раньше всего?
1. цифровой ф/а;
2. плёночный;
3. полароид. \
2. Какой ф/а сразу выдаёт фотографии?
1. Смена;
2. Полароид;
3. CASIO.
3. Марки цветной фотоплёнки:
1. Kodak;
2. Смена;
3. Лада.
4. На какие ф/а можно сразу же посмотреть все кадры?
1. пленочном;
2.
цифровом.
5.
Что такое штатив?
1. Подставка для фотоаппарата;
2. Подставка для штангиста;
3. Подставка для автомобиля
6.
Определите жанр фотографии, если на ней изображен человек.
1. Портрет;
2. Натюрморт;
3. Пейзаж.
7. Марка фотоаппарата:
1. Олимпус;
2. Лада;
3. Додж.
8. Определите жанр фотографии, если на ней изображен ваза с фруктами или букет
цветов.
1. Портрет;
2. Натюрморт;
3. Пейзаж.
9. Марка фотопленок:
1.
Кодак;
2.
Смена;
3.
Универсал.

27

Приложение 2
Викторина по основам фотографии №2
Цель викторины: Проверка знаний фототерминов, сообразительности участников викторины. Задача:
выбор правильного варианта ответа на вопрос из предложенных трех.
Вопросы:
1. Определите жанр фотографии, если на ней изображен лес и горы:
1.
портрет;
2.
натюрморт;
3.
пейзаж.
2. После каких действий можно посмотреть кадры на пленочном ф/а?
1.
после проявки пленки;
2.
сразу после съёмки;
3.
когда кончится пленка.
3.
Самая главная часть фотоаппарата (ф/а)?
1. объектив;
2. вспышка;
3. спуск.
4.
Куда сохраняются кадры на цифровом ф/а?
1. на плёнку;
2. в память;
3. на кассету.
5.
Название дырочек на плёнке?
1. дырочки;
2. перфорация;
3. диафрагма.

28

Приложение 3
Тест
(Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Обработка изображений на
компьютере. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Ручная и
цифровая обработка, совмещение разных технологий в сканографии).
1. Самая главная часть фотоаппарата –
А) объектив
Б) затвор
В) спуск.
2. Кнопка для фотографирования, есть на любом
фотоаппарате –
А) пуск.
Б) спуск.
3. Если для съемок темно, поможет
А) вспышка.
Б) фонарик.
4. Окошко для поиска видов называется
А) видоискатель.
Б) окошко.
5. В пленочные фотоаппараты вставлялась
А) катушка.
Б) кассета с пленкой.

29

Приложение 4
Тест
(Жанры художественной фотографии и их специфика. Жанры фотографии и их специфика).
1. Если на снимке человек, то это
а) портрет, б) пейзаж, в) натюрморт.
2. Если на снимке природа – это
а) портрет, б) пейзаж, в) натюрморт.
3. Если на снимке город – это
а) городской пейзаж,
б) морской,
в) вечерний пейзаж.
4. Если на снимке предметы, еда, ваза с цветами – это
а) портрет, б) пейзаж, в) натюрморт.
5. Если несколько снимков рассказывают о каком-то событии, то это
а) репортаж, б) пейзаж, в) натюрморт.

30

Приложение 5
Тест
(Компьютерное оборудование и обработка снимков и изображений. Обработка изображений на
компьютере. Сканирование и цифровая обработка, фотомонтаж и элементы дизайна. Ручная и цифровая
обработка, совмещение разных технологий в сканографии).
Для исправления фотографии нужен:
А) принтер.
Б) компьютер.
1. Сканер нужен:
А) для копирования старых фотографий в компьютер,
Б) для сканирования любых плоских предметов, изображений, текстов,
В) для копирования старых денег.
2. Принтер нужен для А) печати текстов, снимков, рисунков.
Б) печати только текстов.
В) как ксерокс.
3. Фотографии можно сохранить
А) на диске, флешке, компьютере.
Б) Только на диске.
4. В программе PAINT рисунок (или снимок) можно
А) Повернуть,
б) Размножить, отрезать.
В) Размножить, отрезать, повернуть, уменьшить, увеличить.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».