шахматы

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………....4
Нормативно-правовая база………………………………………………………………4
Направленность программы……………………………………………………………..4
Актуальность программы………………………………………………………………..4
Отличительная особенность программа, новизна……………………………………...4
Адресат программы………………………………………………………………………5
Форма обучения…………………………………………………………………………..5
Формы организации образовательного процесса………………………………………5
Общее количество часов в год…………………………………………………………...5
Уровень программы………………………………………………………………………5
Особенности организации образовательного процесса………………………………..5
1.2 Цели и задачи программы……………………………………………………………6
1.3 Объем и сроки освоения программы………………………………………………..6
1.4 Учебный план
- учебный план 1-го года обучения………………………………………………….7
- учебный план 2-го года обучения………………………………………………….7
- учебный план 3-го года обучения………………………………………………….8
- учебный план 4-го года обучения………………………………………………….8
1.5 Содержание учебного плана
- содержание учебного плана 1-го года обучения………………………………….9
- содержание учебного плана 2-го года обучения………………………………….13
- содержание учебного плана 3-го года обучения………………………………….16
- содержание учебного плана 4-го года обучения………………………………….18
1.6 Планируемые результаты
- планируемые результаты 1-го года обучения…………………………………….20
- планируемые результаты 2-го года обучения…………………………………….20
- планируемые результаты 3-го года обучения…………………………………….20
- планируемые результаты 4-го года обучения…………………………………….20
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
Учебно-тематический план
- учебно-тематический план 1-го года обучения………………………………….21
- учебно-тематический план 2-го года обучения………………………………….22
- учебно-тематический план 3-го года обучения………………………………….23
- учебно-тематический план 4-го года обучения………………………………….24
2.2 Календарный учебный график
- календарный учебный график 1-го года обучения………………………………25
- календарный учебный график 2-го года обучения………………………………25
- календарный учебный график 3-го года обучения………………………………25
- календарный учебный график 4-го года обучения………………………………25
2.3 Методическое обеспечение программы……………………………………………25
2.4 Материально-техническое обеспечение программы………………………………25

2.5 Информационное обеспечение……………………………………………………...25
2.6 Материально-техническая база………………………………………………..……25
2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации……………...25
2.8 Оценочные материалы……………………………………………………………….25
2.9 Контроль результативности обучения базового уровня…………………………...25
2.10 Методы выявления результатов развития…………………………………………26
2.13 Формы подведения итогов реализации программы……………………………...26
2.14 Календарный план воспитательной работы………………………………………26
Список литературы для педагога……………………………………………………….27
Список литературы для детей и родителей…………………………………………….27
Приложение………………………………………………………………………………28

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1











Пояснительная записка

Нормативно-правовая база
Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с изменениями)
Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 4 сентября 2014г.
№ 1726-р
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2019 г. N 470 "О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196".
Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ МП
№ 470 от 5. 09. 2019г. и Приказ МП № 533 от 30. 09. 2020г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Локальные акты
 Положение о рабочей программе педагога дополнительного образования МБУДО
«Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского муниципального района»
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Актуальность программы состоит в том, что она позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение
радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа.
Отличительная особенность и новизна данной программы в том, что учащиеся
знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской,
3

фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать
положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на
отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового"
периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей:
загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и
инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей,
в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои
первые шаги на шахматной доске.
Адресат программы учащиеся общеобразовательных школ в возрасте от 6 до 15
лет.
Форма обучения – очная, заочная.
Формы организации образовательного процесса:
Формы занятий:
 практическая игра;
 решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
 дидактические игры и задания, игровые упражнения;
 теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические
игрушки;
 участие в соревнованиях.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
 групповая;
 индивидуально-групповая;
 трудовая;
 беседы.
Методы обучения:
 вербальные;
 наглядные;
 практические;
Общее количество часов в год – 576 часов (144 часа в год).
Уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Особенностью является ее индивидуальный подход к обучению ребенка.
Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта.
Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным
шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания
условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой
подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением
сюда природных, физических и психических свойств личности.
4

1.2 Цели и задачи программы
Цель образовательной программы - создание условий для личностного и
интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи образовательной программы - - развитие мышления младшего
школьника во всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до
комбинаторного, тактического и творческого;
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- воспитание способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и
настойчивости в достижении результата.
1.3 Объем и сроки освоения программы
Режим занятий – всего 576 часов, 144 часа в год, по 2 часа 2 раза в неделю, с 5минутным перерывом между занятиями.
Срок реализации программы – 4 года.

5

1.4 Учебный план
Учебный план 1-го года обучения
№

Раздел

1.

Вводные
занятия.

2.

Элементарные
понятия о
шахматной игре

3.

всего
4

Кол-во часов
теория
практика
2
2

76

44

32

62

27

35

2

2

0

144

75

69

Тактика; новый
материал
4.

Итоговое
занятие
Итого

Форма контроля
- собеседование
- рекомендации
- анализ информации
- наблюдение
- показ
- анализ информации
- наблюдение
- показ
- игровая практика
- анализ игры
-анализ игры
- самооценка

Учебный план 2-го года обучения
№

Раздел

1.

Вводное
занятие

2.

всего
2

Кол-во часов
теория
практика
2

10

5

5

130

38

92

2

2

0

144

47

97

Повторение
3.
Тактика

4.

Итоговое
занятие
Итого

Форма контроля
- собеседование
- рекомендации
- анализ информации
- наблюдение
- показ
- анализ игры
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
-анализ достижений

6

Учебный план 3-го года обучения
№

Раздел

1.

Вводное
занятие

2.

всего
2

Кол-во часов
теория
практика
2

8

2

6

Повторение
3.

Новый
материал

132

53

79

4.

Тактика

22

0

22

5.

Итоговое
занятие
Итого

2

2

0

144

59

85

Форма контроля
- собеседование
- рекомендации
- анализ информации
- наблюдение
- опрос
- анализ игры
- наблюдение
- показ
- анализ игры
- решение задач
-анализ проделанной работы

Учебный план 4-го года обучения
№

Раздел

1.

Вводное
занятие

2.

Повторение
пройденного
материала

3.

всего
2

Кол-во часов
теория
практика
2

12

3

9

128

46

86

2

2

0

144

53

91

Новый
материал

4.

Итоговое
занятие
Итого

Форма контроля
- собеседование
- рекомендации
- анализ информации
- наблюдение
- показ
- анализ игры
- наблюдение
- показ
- работа по образцу
- анализ работ
- самооценка
-проверка практического
выполнения заданий
-анализ достижений

7

1.5 Содержание учебного плана:
- содержание учебного плана 1-го года обучения
Тема №1: Вводное занятие (4 часа)
Теория: Комплектование группы. Техника безопасности. Консультации с
родителями. Беседы с детьми. Запись в объединение. Знакомство с группой, рассказ
о содержание программы, правила поведения на занятиях. Техника безопасности в
кабинете и Центра творчества.
Тема №2: Знакомство с шахматами (6 часов).
Теория: Рассказа об истории шахмат.
Знакомство с королём, ферзём, ладьёй, слоном, конём и пешкой.
Король на шахматной доске похож на человека с короной. Ферзь – чуть меньше
короля. У него на голове небольшая круглая шапочка. Ладья напоминает
крепостную неприступную башню и т.д.
Практика: Пешечные баталии.
Тема №3: Шахматная доска (8 часов).
Теория: Восемь рядов идут слева направо. Эти ряды обозначены цифрами и
называются горизонталями. Столбики клеток, на шахматной доске, идущие снизу
на вверх называются – вертикальными. Вертикали обозначаются латинскими
буквам. Косые линии доски, проходящие через поля одного цвета, называются –
диагоналями.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №4: Запись позиций.
Теория: Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном
занятие ты можешь не успеть закончить партию. Необходимо записать позицию
своих и чужих фигур и при этом не пропустить ни одной пешки.
Правила записи:
1.Первым записывай белые фигуры, затем черные.
2.Записывают фигуры по старшинству.
3.Если у тебя несколько одинаковых фигур, то их надо записывать в алфавитном
порядке.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №5: как ходит ладья (4 часа).
Теория: Ладья ходит по прямым линиям: горизонтали и вертикалям. Ладья линейная фигура. Каждое перемещение ладьи по доске называется шахматным
ходом. Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то
ладья сможет эту фигуру взять (съесть побить).
Практика: Игра в шахматы.
Тему №6: Как ходит слон (4 часа).
Теория: Слон ходит так же, как и дамка в шашках - по диагонали в любое
количество клеток. Есть слоны, которые ходят по белым клеткам, и только по
черным клеткам. Слон тоже линейная фигура.
Практика: Игра в шашки.
8

Тема №7: Король и ферзь (4 часа).
Теория: Ферзь и король объединяют в себе ходы, ладь и слона, то есть ходят прямо
и наискось.
Ферзю доступно многие поля на шахматной доске. Это самая сильная фигура.
Король может ходить во все стороны, но всего на одну клетку.
Король самая главная фигура.
Практика: Игра в шахматы.
Тема № 8: Скачем конём (4 часа).
«Г» раз-два- в сторону.
Конь бьет только фигуру на том поле, на которое приземляется. Конь как бы
перелетает через фигуры, не обращая на них никого внимания.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №9: Пешки солдаты в шахматной доске (8 часов).
Теория: Маленькие пешки ходят:
1)
по вертикали;
2)
вперёд;
3)
на одну клетку.
Если пешки ещё не ходили и стоят 2 (7)-й горизонтали, то свой первый ход они
могут сделать как одну, так и на две клетки (через клетку).
Если пешка встречает кого-нибудь на своём пути, она дальше ходить не может.
Пешки бьют вперед наискосок на одну клетку.
Практика: Пешечные баталии.
Тема №10: Превращение пешки в ферзя (4 часа).
Теория: Когда пешка доходит до последней горизонтали, то она превращается в
любую фигуру того же цвета, кроме короля.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №11: Что такое шах, мат, пат (8 часов)
Теория: Шах-это нападение на короля любой фигуры или пешки.
Мат-шах, от которого нет защиты.
Мат- это конец шахматной партии.
Пат-это положение в шахматной партии в котором сторона, имеющая право хода,
не может им воспользоваться, так как все фигуры лишены возможности двигаться.
Король в этот момент не находится под шахом.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №12: Ценность фигур и пешек (4 часа).
Теория: Пешка – это 1 шахматный рубль.
Конь-это 3 шахматных рубля.
Лон - это 3,5 шахматного рубля.
Ладья - это 5 шахматных рубля.
Ферзь - это 10 шахматных рубля.
Король - бесценен.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №13: Как начинать шахматную партию (4 часа).
9

Теория: Что бы легче было командовать, поделим доску. Первые 4 горизонтали территория белых, остальные четыре – владения черных.
Ферзевый фланг, королевский фланг.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №14: Всё о рокировке (4 часа).
Теория: Рокировка делается для защиты своего короля.
Король движется по направлению к ладье через одно поле, а ладья перепрыгивает
через короля, становится рядом.
Рокировки бывают длинные и короткие.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №15: Запись шахматной партии.
Теория:
Иванов. Белые.
Петров. Черные
1
e 2-e 4
e 7-c 5
2
K g 1-f 3
K b 8-c 6
3
C f 1-c 4
C f 8-c 5
4
K b 1-c 3
K g 8-f6
Практика: Игра в шахматы.
Тема №16: Основные законы дебюта (8часво).
Теория: 1. Стремись к быстрейшему развитию фигур.
2. Не ходи несколько раз одной фигурой.
3. Располагай свои фигуры так, чтобы не мешали друг другу.
4. Не выводи без необходимости своего ферзя в начале партии.
5. Постарайся понять значение каждого хода.
6. Старайся опередить противника в развитии фигур.
7. Не занимайся в дебюте «пешкоедством»
отстанешь в развитии и т.д.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №17: Ловушка. Детский мат (10 часов).
Теория:
Иванов. Белые.
Петров. Черные
1
e2 - e4
e7-c5
2
Ф d1-h5
Kb8-c6
3
C f 1-c 4
K g8-f6
4
Ф h1-f7
Практика: Игра в шахматы.
Тема №18: Как избежать зевков (8 часов).
Теория: На шахматном языке грубая ошибка называется зевками.
1.
Спросить себя: «Зачем вражеская фигура вышла вперед? На кого он напал?»
2.
Сосчитать количество нападений и защит.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №19: Линейный мат 2-мя ладьями (6 часов).
Теория:
10

1. Выбрать край доки.
2.
Отрезать короля.
3.
Оттеснить короля.
4.
Перебросить ладью.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №20: Шахматные задачи (8 часов).
Теория: Решение задач в один ход.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №21: Ловушка (8 часов).
Теория: В партиях много ловушек. Что это такое? Допустим, ты заметил, что твой
противник оставил незащищённой фигуру или пешку. Съев пешку или фигуру, а
сам получишь мат.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №22: Линейный мат ферзем (4 часа).
Теория: 1. Выбрать край доски.
2. Отрезать короля.
3. Ферзь-конь.
4. Оставить королю два поля.
5. Приблизить своего короля.
Тема №23: Линейный мат ладьей (4часа).
Теория: 1. Выбрать край доски.
2. Отрезать короля.
3.
Приблизить короля.
4.
Перебросить ладью.
5.
Король-конь. Король-сторож.
6.
Поглядеться в «зеркало»
Практика: игра в шахматы.
Тема №24: Турнирные партии (6 часов).
Теория: Игра в шахматы. Проведение турниров, соревнование.
Тема №25: Итоговое занятия (2 часа).
Теория: Подведение Итогов за год: что успели сделать, чему научились.

11

- содержание учебного плана 2-го года обучения
Тема №1: Вводное занятие (2 часа).
Теория: Знакомо с основными разделами и темами программы. Правила поведения
в кабинете и на улице.
Тема №2: Повторение ( 10 часов).
Теория: Повторить понятия о шахматной игре, о линейном мате двумя ладьями, о
линейном мате ферзем, линейном мате ладьёй и записи позиции.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №3: Квадратный мат ладьёй (6 часов).
Теория: Белая ладья огранивает подвижность чёрного короля, но черный король
может съесть белую ладью. Поэтому ладье нужен помощник в виде белого короля.
Они постепенно отрезают черному королю ходы и загоняют в угол.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №4: Косичка. Мат двумя слонами (8 часов).
Теория:
1.Закинуть слоновую сеть.
2. Плетем слоновую сеть.
3. Коридор для короля – жарка «золотой рыбки».
Практика: Игра в шахматы.
Тема №5: Решение задач (4 часа).
Теория: Решение задач на один ход и на два хода.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №6: Паровоз везет вагончик (8 часов).
Теория: Как не допустить пешку в ферзи.
1.Если пешка ходит вперед, то король блокирует движение пешки.
2. При необходимости король отходит только по вертикали пешки.
3. На ход противника королем вперед занять оппозицию (зеркально).
Как выиграть.
1.Если черный король уходит из зеркала, но белый идет вперед наискосок.
2.Стараемся вновь и вновь посмотреть в зеркало первым.
3. Подтягиваем пешку.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №7: Правила квадрата пешки (8 часов).
Теория: Сначала построим квадрат, сторона которого будет равна количеству
клеток от пешки до поля превращения, включая и то поле, на котором находится
пешка.
Если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своем ходе
попадает в него то он задерживает пешку.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №8: Какие бывают пешки (8 часов).
Теория: Пешечная структура – это скелет всей армии.
1.
Проходные пешки- это пешки, которые имеют впереди себя пешек
соперника.
12

2.
Блокированная пешка- это пешка, движение которой остановлена стоящей
перед ней фигурой противника.
3.
Изолированная пешка+ это пешка, которая не имеет на соседних вертикалях
пешек того же цвета.
4.
«Висячий» пешки – это две связанные пешки на одной горизонтали.
5.
Отсталая пешка- это пешка, которая не может встать рядом со своей пешкой
и т.д.
6.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №9: Шахматные задачи (4 часа).
Теория: Решение различных видов задач.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №10: Ловушка (6 часов).
Теория: Завлечение в ловушки. Грамотное распознавание их.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №11: Дебют. Испанская партия (8 часов).
Теория: Начало шахматной партии называется дебютом. Испанский дебют
придумали более 500 лет назад. Этим дебютом пользовались чемпионы мира по
шахматам: Ласпер, Касабланка, Финер, Карвоа, Крамник.
Тема №12: Борьба ферзя против пешки (6 часов).
Теория: 1. Блокировка пешки.
2. Помощь короля.
3. Отталкивание плечом.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №13: Комбинации. Двойной удар (6 часов).
Теория: Двойным ударом называют нападение одной фигуры на две фигуры
соперника. Любая из шахматных фигур может совершить одновременное
нападение на две и более фигуры противника.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №14: Связка. Виды связок.
Теория: Связка- это нападение линейной фигуры на фигуру неприятеля. Связка
бывает полной и неполной. Если прикрывают короля, то связка полня, так как
связная фигура е может отойти.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №15: Отвлечение и завлечение (6 часов).
Теория: Завлечение - это прием, вынуждающий фигуру соперника встать на слабое
поле и позволяющий использовать данное ослабление.
Отвлечение - это прием, вынуждающий фигуру противника покинуть поле, где она
выполняла свои обязанности по защите.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №16: Окончание Простейшие пешечные окончания (16 часов).
Теория: Пешечные окончанием называют эндшпиль, при котором все фигуры
покинули «поле боя» и остались только короли и пешки.
Использование проходной пешки. Как использовать пешечные слабости.
13

Практика: Игра в шахматы.
Тема №17: Турнирные партии (20 часов).
Теория: Проведение соревнований в каждой четверти. Проведение различных
турниров.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №18: Открытые линии (4 часа).
Теория: Открытые линии - это вертикали, на которых нет пешек.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №19: Итоговые занятия (2 часа).
Теория: Подведение итогов.

14

- содержание учебного плана 3-го года обучения
Тема №1: Вводное занятие (2часа).
Теория: Знакомство с основными разделами и темами программы режимом работы
коллектива, правилами поведения в кабинете и на улице.
Тема №2: Повторение (8 часов).
Теория: Повторить квадратный мат ладьей. Мат двумя слонами. Захват слабого
пункта конем, правила квадрата пешки.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №3: Основные принципы и задачи дебюта. Центральные поля и их роль в
дебюте.
Теория: Дебют - начальный этап шахматный партии. Во время дебюта происходит
мобилизация сил игроков. В дебюте идет борьба за то, кто же будет диктовать
условия партии.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №4: Взаимное положение короля ферзя. Фланги (6 часов).
Теория: Поля, которые находятся не в центре, называются флангами.
Существует разделение на королевский и ферзевые фланги. Современные шахматы
начинают разрабатывать фланги раньше, еще в дебюте.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №5: Демаркационная линия (4 часа).
Теория: Линия, разделяющая на две разные части между 4 и 5 горизонталями,
называется «демаркационной».
Практика: Игра в шахматы.
Тема №6: Турнирные партии. Решение задач (16 часов).
Теория: Решение различных видов задач. Участие в турнирах между группами
Анализ сыгранных партий.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №7: Преимущество первого хода.
Теория: Первый ход или важное значение. Первый ход дает преимущество
начинающему и инициативу. Важно правильно развивать и не упускать
инициативу.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №8: Развитие фигур в дебюте (8 часов).
Теория: Быстрое развитие фигур на активные позиции - важнейшая задача дебюта.
Бесцельное хождение одной фигурой в начале партии недопустимо.
Преждевременная игра тяжелыми фигурами часто приводит только к потери
времени.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №9: Пешечные слабости (12 часов).
Теория: структура пешечного расположения в значительной мере определяет
течение борьбы. Возникают длительные пешечные слабости: сдвоенные,
изолированные, отсталые и т.д. Такие пешки не только слабы сами по себе, но и
15

поля расположения перед ними не защищены и являются удобным объектом для
вторжения.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №10: О линиях ходах пешками (6 часов).
Теория: Часто любители допускают серьёзные ошибки, занимая в дебюте
излишней профилактикой. Лишний ход пешкой дает противнику перехватить
инициативу.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №11: Активные действия в дебюте (8 часов).
Теория: Наверно было бы считать, что в начале партии следует заниматься только
мобилизацией боевых сил. Очень часто в дебюте возникает основная борьба еще
окончания мобилизации. Любой развивающий ход должен тщательно
обдумываться и т.д.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №12: В дебюте очень большое значение имеет взаимодействие боевых сил.
Развитие фигур и пешек на активные позиции, следует с самого начала партии
заботиться о их согласованном взаимодействии.
Практика: Игра в шахматы.
Теория №13: Примерные дебюты (4 часа).
Теория: Дебюты разделяются на три основные группы.
1.Открытые дебюты: центральный дебют, серверный гамбит, защита Филидора.
2. Полуоткрытые дебюты: сицилийская защита, защита Каро-канн, французская
защита.
3. Зарытые дебюты: ферзевый гамбит, славянская защита и т.д.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №14: Шотландская партия (10 часов).
Теория: Это название дебют получил в 1824г. после партии по переписке между
городами Эдинбургом и Лондоном. В шотландской партии белые немедленно
вскрывают позицию в центре, после чего вознеикает живая фигурная игра.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №15: Итальянская партия (10 часов).
Теория: Увлекательные осложнения, различные атаки на короля уже в дебюте –
все это дело итальянскую партию очень популярной на протяжении нескольких
столетий.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №16: Защита двух коней (10 часов).
Теория: В настоящее время оно является популярной из всех старинных открытых
дебютов. Немедленно контратакую поля е4 и еd5, черные намеренны перехватить
инициативу, не опасаясь возможной атаки f7.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №17: Турнирные партии (6 часов).
Теория: Соревнования между участниками. Анализ сыгранных партий.
Тема №18: Итоговое занятие (2часа).
16

- содержание учебного плана 4-го года обучения
Тема №1: Вводное занятие (2 часа).
Теория: Знакомство с основными разделами и темами программы. Правила
поведения на уроках, на улице.
Тема №2: Повторение (2 часа).
Теория: Повторить шотландскую партию, итальянскую партию, защиту двух
коней.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №3: Ферзевый гамбит (12 часов).
Теория: Ферзевый гамбит-это ортодоксальная защита. С первых ходов борьба в
центре развивается вокруг полей e4 и d5. Разбор партий.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №4: Королевский гамбит (6 часов).
Теория: Идеи королевского гамбита очень содержательны и многообразны по
своему характеру. Разбор партий.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №5: Защита Филидора (4 часа).
Теория: Это защита, впервые разработана французским шахматистом Филидором
(18 столетие)-редкий гость в соврменных турнирах. Дело в том, что такой способ
защиты пешки е5 пассивен и позволяет белым беспрепятственно осуществить
захват пространства ходом d2-d4!
Практика: Игра в шахматы.
Тема №6: Решение задач (6 часов).
Теория: Турнирные партии. Анализ сыгранных партий (14 часов).
Практика: Игра в шахматы.
Тема №7: Открытая линия ладьи (4 часа).
Теория: при открытой линии ладьи чтобы воспользоваться ею в полную силу
желательно сдваивать ладью.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №8: 7 и 8 горизонтали. Элементы стратегии эндшпиля (18 часов).
Теория: Эндшпиль - завершающий этап партии.
Эндшпили бывают: а) тяжелый фигурный
1.
Ферзевый
2.
Ферзь против ладьи.
б) ладейно - пешечные эндшпили;
в) слоновый эндшпиль;
г) коневые эндшпили;
д) слоновые эндшпили против коневых.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №9: Открытый мат (45 часа).
Теория: Положение на доске, при котором король атакован фигурой противникаэто шах. Угроза королю, в отличие от угрозы любой другой фигуры не может
оставаться без внимания. Защитные действия необходимы.
17

Практика: Игра в шахматы.
Тема №10: Пешечная цепь ( 4 часа).
Теория: Пешечная цепь положение на доске, когда одноцветные пешки стоят по
диагонали. Расположения пешек на доске получило название пешечной структуры.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №11: Сущность позиционной игры. Проблемы центра (6 часов).
Теория: Все позиционные факторы, тесно связанны со стратегией игры в шахматы.
Опытным игроком можно стать, лишь понимания суть этих факторов. Малый центр
получается, когда происходит рамен двух центральных пешек. В позиции
оставшихся пешек создается дисгармония и т.д.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №12: Сдвоенная пешка, ферзевая пешка – изолированная (10 часов).
Теория: В шахматной партии нет однозначных оценок- все меняется очень быстро.
С одной стороны, изолированную пешку считают слабым звеном с другой, когда
она находится на 7-ой горизонтали и нужен всего один ход, что бы превратиться в
ферзя, то это уже не назовёшь слабостью.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №13: Защиты (10 часов).
Теория: а) Сицилийская защита;
б) Защита Алёхина
в) Староиндийская защита.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №14: Турнирные партии решение задач, анализ сыгранных партий (30 часов).
Тема №15: Итоговое занятие (2 часа).
Теория: Подведение итогов за год.

18

1.6 Планируемые результаты:
- планируемые результаты 1-го года обучения
К концу обучения воспитанники будут знать:
- как разыграть начало партии;
- основные дебюты и их основные части;
- наиболее часто встречающиеся стратегические идеи;
- историю шахмат.
- планируемые результаты 2-го года обучения
К концу обучения воспитанники будут уметь:
- отличать различные виды центра;
- использовать основные стратегические идеи;
- анализировать классические партии мастеров прошлого.
- планируемые результаты 3-го года обучения
К концу обучения воспитанники будут знать и уметь:
- по каким признакам можно оценить позицию;
- как составить план игры;
- осознавать значение центра;
- проводить типичные комбинации.
- планируемые результаты 4-го года обучения
К концу обучения воспитанники будут знать и уметь:
- как составлять план игры с учетом оценки позиции;
- иметь четкое представление о задачах всех стадий шахматной партии и
способах решения этих задач.

19

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
Учебно-тематический план первого года обучения
№

Наименование темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

4

2

2

76

44

32

1

Вводное занятие
Элементарные понятия о
шахматной игре
Знакомство с шахматами

6

6

2

Шахматная доска

8

5

3

3

6

2

4

4

Запись позиций
Как ходит ладья

4

2

2

5

Как ходит слон

4

2

2

6

Король и ферзь

4

2

2

7

Скачем конем
Пешки солдаты шахматной
доски
Превращение пешки в Ферзя,
коня ладь и т.д.
Что такое шах, мат и пат

4

2

2

8

4

4

4

2

2

8

4

4

4

4

13

Ценность фигур и пешек
Как начинать партию

4

3

1

14

Все о рокировке

4

2

2

15

Запись шахматной партии

8

4

2

III

Тактика

62

27

35

1

Основы закона дебюта

8

4

4

2

Ловушка. Детский мат.

10

5

5

3

Как избежать зевков.

8

4

4

4

6

2

4

5

Линейный мат двумя ладьями.
Шахматные задачи.

8

4

4

6

Ловушки

8

4

4

7

Линейный мат ферзем

4

2

2

8

Линейный мат ладьей

4

2

2

9

Турнирные партии
Итоговое занятие
Итого

6

I
II

9
10
11
12

IV

2
144

Дата проведения
По факту По плану

6
2
75

69

20

Учебно-тематический план второго года обучения
№

Наименование темы

I
II

Вводное занятие
Повторение
Повтор понятий о шахматной игре
Линейный мат двумя ладьями
Линейный мат ферзем
Линейный мат ладьей
Запись позиций
Тактика
Квадратный мат ладьей
Косичка. Мат двумя слонами
Решение задач
Паровоз везет вагончик
Правила квадрата пешки
Какие бывают пешки
Шахматные задачи
Ловушки
Дебют. Испанская партия.
Борьба ферзя против пешки
Комбинации. Двойной удар
Связка. Виды связок
Отвлечение и заявление
Окончание. Простейшие пешечные
окончания
Некоторые случаи ничей при
большом перевесе
Решение задач.
Ловушки
Турнирные партии
Анализ сыгранных партий
Использование проходной пешки
Пешечные слабости и их
использование
Стратегические идеи. Использование
скрытой линии
Итоговое занятие
Итого

III

IV

Количество часов
Всего
Теория Практи
ка
2
2
10
5
5
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
130
38
92
6
2
4
8
2
6
4
2
2
8
2
6
8
2
6
4
2
2
4
4
6
2
4
8
2
6
6
2
4
6
2
4
8
2
6
6
2
4
4
2
2
4

2

2

8
4
8
2
8
4

2

2
2

6
4
6
2
6
2

4

2

2

2
144

2
47

97

2

Дата проведения
По
По
факту
плану

21

Учебно-тематический план третьего года обучения
№

Наименование темы

I
II
1
2
3
III
1

Вводное занятие
Повторение
Квадратный мат ладьей
Косичка. Мат двумя слонами
Захват слабого пункта конем
Новый материал
Основные прицепы и задачи дебюта.
Центральные поля и их роль в дебюте
Взаимное положение короля и ферзя.
Фланги
Демаркационная линия
Решение задач
Турнирные партии
Анализ сыгранной партии
Боевые смены. О преимуществе
первого хода
Развитие фигур в дебюте
Пешечные слабости в дебюте
О лишних ходах пешками
Решение задач
Турнирные партии
Анализ сыгранной партии
Активные действия в дебюте
Взаимодействие боевых сил в дебюте
Примерные дебюты
Шотландская партия
Итальянская партия
Защита двух коней
Турнирные партии
Анализ сыгранных партий
Итоговое занятие
Итого

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
IV

Количество часов
Всего
Теория Практи
ка
2
2
8
2
6
2
2
2
1
1
4
1
3
132
53
79
8
4
4
6

2

4

4
6
8
2
8

2
2
4

2
4
4
2
5

8
6
6
6
4
2
8
6
4
10
10
10
6
4
2
144

4
2
2
2
2
2
4
2
2
4
4
4

3

2
2
59

Дата проведения
По
По
факту
плану

4
4
4
4
2
4
4
2
6
6
6
6
2
85

22

Учебно-тематический план четвертого года обучения
№

I
II
1
2
3
III
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
IV

Наименование темы
Вводное занятие
Повторение
Шотландская партия
Итальянская партия
Защита двух коней
Новый материал
Ферзевой гамбит
Практические примеры
Королевский гамбит
Защита Филидора
Решение задач
Турнирные партии
Анализ сыгранных партий
Открытая линия ладьи
7 и 8 горизонтали
Элементы стратегии Эндшпиля
Связанные фигуры
Открытый шах
Пешечная цепь
Сущность позиционной игры.
Проблемы центра
Сдвоенная пешка и и ограничение
подвижности
Изолированная ферзевая пешка
Избыточная защита. Ликвидация
слабостей
Решение задач
Турнирные партии
Анализ сыгранных партий
Игнорирование центрального
комплекта полей
Ошибки и упущения в центре
Турнирные партии
Итоговое занятие
Итого

Количество часов
Всего
Теория Практи
ка
2
2
12
3
9
4
1
3
4
1
3
4
1
3
128
46
86
6
2
4
6
2
4
6
2
4
4
2
2
6
2
4
4
4
2
2
4
2
2
4
2
2
10
4
6
4
2
2
4
2
2
4
2
2
6
2
4
6

2

4

4
10

2
4

2
6

4
6
4
6

2

2
6
2
4

6
6
2
144

2

2
2

2
53

Дата проведения
По
По
факту
плану

4
6
91

23

2.2 Календарный учебный график
Год обучения,
Срок учебного года
Кол-во занятий в
наименование/номер (продолжительность
неделю,
группы
обучения)
продолжительность
одного занятия
(мин)
1 год
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
по 31 мая 2023г.
по 40 мин.
(36 уч.нед.)
2 год
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
по 31 мая 2023г.
по 40 мин.
(36 уч.нед.)
3 год
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
по 31 мая 2023г.
по 40 мин.
(36 уч.нед.)
4 год
с 15 сентября 2022г.
2 занятия
по 31 мая 2023г.
по 40 мин.
(36 уч.нед.)

Кол-во
ак. часов
в неделю

Всего
ак. часов
в год

4

144

4

144

4

144

4

144

2.3 Методическое обеспечение программы:
1) дидактический материал;
2) методические разработки занятий;
3) электронные образовательные ресурсы;
2.4 Материально-техническое обеспечение программы:
1)
шахматные доски;
2)
учебный класс;
3)
наглядные пособия.
2.5 Информационное обеспечение:
1) видеоматериалы по темам программы;
2) доступ к сети Интернет.
2.6 Материально-техническая база:
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям
техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам.
Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
2.7 Формы, порядок текущего контроля в промежуточной аттестации:
- наблюдение;
- беседа;
- игра;
- опрос.
2.8 Оценочные материалы:
- участие конкурсах разного уровня.
2.9 Контроль результативности обучения базового уровня:
- наблюдение;
- внутригрупповые соревнования.
24

2.10 Методы выявления результатов развития:
- повседневное наблюдение за учащимися;
- соревнования.
2.13 Формы подведения итогов реализации программы:
- внутренние турниры в группах.
2.14 Календарный план воспитательной работы
№
Название
п/п
мероприятия
1
История шахмат
2

Соревнования

3

Рассказы, задачи, игра в
шахматы
Рассказы, работа с
литературой

4

Сроки

Место
проведения
МБУДО «Дом
творчества»
МБУДО «Дом
творчества»
МБУДО «Дом
творчества»
МБУДО «Дом
творчества»

Ответственные
Батдыев А.Х.
Батдыев А.Х
Батдыев А.Х
Батдыев А.Х

25

Список литературы для педагога:
1.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
2.
А.А. Тимофеев "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных
классов общеобразовательных учреждений", 2011.
3.
Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф.
Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.
4.
Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей - СПб.: ИД
«Литера»,2005.
5.
Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный
предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.
6.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Список литературы для детей и родителей:
1. Учебник И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны. / М.: Просвещение, 2007.
2. Путник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. М.: Воениздат, 1992;

26

Приложение 1
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.
п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей
шахматной доски.
2. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР.
Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король.
Начальное положение. Ладья. Слон. Ладья против слона. Ферзь. Ферзь
против ладьи и слона. Конь. Конь против ферзя, ладьи, слона.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая
фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных
фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все
фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все
шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про
себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура
загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом,
формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети
называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все
фигуры по высоте.
Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция);
расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой
цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной
расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают
из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную
позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей,
стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит
какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и
бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует
поймать.
Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на
уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные
слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые,
ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
27

Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение» — важнейшая
игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается
аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками
ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает
тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура
должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске,
уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными,
недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая
их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна
побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по
шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных
фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного
поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью
установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить
фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита
контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура
должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под
боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее —
побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой
защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать
такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих
фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на
уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все
фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие
на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где
присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в
доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми
сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и
задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют
тренингу образного и логического мышления.
3. ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ШАХМАТНЫЙ ПАРТИЙ. ШАХ, МАТ И
ПАТ. Пешка. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Король. Король против
других фигур. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и ее правила.
4. ЗАПИСЬ ШАХМАТНЫХ ХОДОВ. Условные обозначения,
перемещение, взятие. Рокировка.
28

5. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА,
РАЗМЕН. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Размен. Равноценный и
неравноценный размен.
6. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗЫГРЫВАНИЯ ДЕБЮТА. Мобилизация
фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в
дебюте. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие
представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя
ученик отвечает двумя своими ходами. Классификация дебютов. Анализ учебных
партий. Раннее развитие ферзя.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить
шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур
нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен
защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых
ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра
проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто
объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли
рокировать в тех или иных случаях.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».