юный турист

Министерство образования и науки Карачаево – Черкесской Республики

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по туризму
«Компас» туристско-краеведческая направленности разработана в соответствии с
Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», требованиями к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам и методическим рекомендациям по их применению.
Туристская деятельность способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Она
направлена на совершенствование
интеллектуального, духовного и физического
развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной
деятельности.
Пешеходный туризм-массовый и доступный вид туризма.
Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма- значит дать
им путёвку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к
познанию, к самосовершенствованию.
Основные характеристики
Введение – Предполагаемая программа туристско-краеведческой направленности
предназначена на формирование системы знаний по истории своего края, своей «малой
Родины», географии и экологии КЧР, основам пешеходного туризма, по организации и
проведению туристических походов, разработана для обучающихся 6-17 л. Курс
рассчитан на 4 года обучения по 144ч.
Направленность программы - туристско-краеведческая
.
Актуальность программы направлена на адаптацию ребенка к процессам, протекающим
в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает
профориентационные знания по профессии спасатель, пожарный, высотник, что может
стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии. Эта программа
нова. Но некоторые понятийные единицы по туризму даются в курсе ОБЖ в теме
«Автономное существование человека в природе»
Новизна программы заключается в том, что дети получают туристско – краеведческие
знания, с помощью музейных и мультимедийных средств, расширяется кругозор
учащихся, в непринужденной обстановке ребята дополняют и развивают комплекс
знаний, умений и навыков, приобретенных в основной системе образования. Программа
направлена не только на отдельную узкую группу учащихся, заинтересованных в
получении туристско – краеведческих знаний, а охватывает широкие слои детей разных
возрастов и уровня подготовленности.
Цели и задачи
Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей
в процессе занятия, формирование всесторонней гармонично развитой личности.
Это определение, прежде всего, указывает на то, что в туристской деятельности должны
интегрироваться такие основные аспекты воспитания, как нравственный, трудовой,
физический, патриотический, интеллектуальный, эстетический, экологический.
Организационно-педагогические основы обучения: теоретические и практические
занятия , экскурсии, соревнования.
Адресат программы-учащиеся общеобразовательных программ школ от 6до 17л.
Срок реализации программы – 4года
Режим занятий – 144 часов, по 2 часа 2 раза в неделю, с 5-минутным перерывом между
занятиями.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной
программы, формы организации образовательного процесса.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного
образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (соревнования, викторина, интеллектуальная
разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5.. Творческий отчет о походе
8. Соревнования
Условия реализации программы
Режим занятий подчиняется требованиям Постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Расписание занятий составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и
отдыха учащихся, с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) и
их возрастных особенностей.
Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после
окончания основного учебного процесса и перерыва отведенного на отдых.
Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность
академического часа – 45 минут, после каждого академического часа занятий
предусмотрен короткий перерыв 5 минут. В группы записываются все желающие.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Наполняемость групп: до 15 человек. В программах дополнительного
образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе. Это могут быть
конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады, викторины и фестивали.
Учебный процесс по программам дополнительного образования осуществляется в
кабинете и за пределами учреждения (музеи, парки и т.д.).
Контингент детского объединения
Программа разработана для учащихся 6-17 лет.
Ни в коем случае не следует отказывать в приёме в группу тем ребятам, которые, в школе
и дома не отличаются образцовой дисциплиной и послушанием. Хорошо известно, что
труд и туризм, как никакое другое увлекательное, для ребят дело, способны радикально
ломать и перестраивать характеры.
Режим занятий
Программа рассчитана на 4 года, усложнение материала из года в год происходит по
спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с
учетом индивидуальных способностей детей (физических, творческих, моральноволевых).
Для учащихся первого, второго и третьего года обучения занятия проходят 2 раза в
неделю по 2 часа. На прохождение материала запланировано 144 часа.
Для учащихся четвёртого года обучения запланировано по 2 часа 3раза в неделю 216
часов в год, поэтому занятия проходят в запланированном режиме чередования
теоретического материала и практического.

Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского
похода, участие в соревнованиях различного уровня, подготовка к которым должна
осуществляться в течение всего года.










Планируемые результаты освоения программы:
На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:
надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки, преодолевать
естественные и искусственные препятствия, лично преодолевать этапы: спуск, подъем по
склону, траверс склона, переправу по бревну, навесная переправа, переправа по верёвке с
перилами, заболоченный участок;
правилам прохождения этапов дистанции, применять штрафные баллы за
неправильные действия на этапах , подбирать личное и групповое снаряжение для
двухдневного похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить
палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты, составлять
меню;
комплектовать походную аптечку, уметь применять лекарственные препараты
содержащиеся в аптечке по назначению; основам гигиены туриста;
мерам безопасности во время участия в походах, соревнованиях, занятиях;
подвижным и спортивным играм;
различать стороны горизонта, ориентироваться по природным признакам,
различать условные знаки спортивных и топографических карт, измерять расстояние
шагами, работать с компасом;
Развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать правильному
физическому развитию воспитанников;
Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу,
ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдения
экологических требований.
Психолого-педагогический мониторинг результатов образовательного процесса.
Способы систематизации диагностических материалов.
Подведение итогов реализации программы.
Методы психолого-педагогической диагностики:
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование;
- анкетирование;
- деловые игры.

II.Учебный план (1ый год обучения)

№

1
2
3
4,5
6,7
8,9
10,11
12
13
14

15-17

Наименование раздела ,
темы занятия

Форма
аттестации
(контроля)
Водное занятие. Т.Б.
2
2
Опрос
СПЕЦИАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА
Специальное личное снаряжение.
2
1
1
Практическая
работа
Узлы. «Схватывающий»
1
1
Практическая
2
работа
Узлы. «Шкотовый»
4
1
3
Практическая
работа
Узлы. «Двойной проводник»
1
3
Практическая
4
работа
Узлы. «Встречный»
4
1
3
Практическая
работа
Работа с веревками.
1
3
Практическая
4
работа
Работа с карабинами.
1
1
Практическая
2
работа
Личное прохождение этапов.
1
1
Практическая
2
работа
Командное прохождение
1
1
Соревнование
дистанции.
2
Соревнования по
ориентированию

Количество часов
всего теория
практика

6

1

5

-

ПОХОДНАЯ ПОДГОТОВКА. ТУРБЫТ.
18,19

Групповое снаряжение.

4

1

3

Опрос

20

Подготовка к походу.

2

1

1

Опрос

21

Движение в походе.

2

Опрос

2
Профилактика опасностей в
походе
Организация бивачных работ.

2

2

Опрос

2

2

Доврачебная помощь при
отравлении
Доврачебная помощь при ожоге

4

4

4

4

6

6

31

Доврачебная помощь
артериальном и венозном
кровотечениях
Питание в походе.

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2

2

32

Виды походов

33

Краткие сведения о спортивном
ориентировании.

22
23
24,25
26,27
28-30

2
2
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
2
2

Опрос
Опрос
Опрос

34-39

Топографическая подготовка

12

1

11

Практическая
работа
Опрос

40

2

2

41-43

Виды и правила соревнований по
спортивному ориентированию
План. Карта.

6

1

5

8

1

7

8

1

7

8

1

7

56

Условные знаки. Международная
кодовая система
Условные топографические
знаки
Тактико-техническая подготовка.

2

2

57-58

Азимут. Движение по азимуту

8

1

7

59-63

Чтение карты.

6

1

5

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

44-47

Компас.

48-51
52-55

Общая физическая подготовка.
64-67

Спортивные игры.

8

68-70

Тестирование.

6

6

Практическая
работа
-

71,72

Эстафеты.

4

4

-

Итого:

144

1

52

7

92

III. Содержание программы.
Тема №1 (2часа)
Введение.
Основные вопросы.
Беседа о туризме и о работе объединения, о значении туризма для человека и для
государства. Виды туризма, особенности пешеходных походов. Рассказы об интересных
походах и путешествиях (показ кинофильма или фотографий). Законы туристов.
Требования к знаниям и умениям
Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском походе. Климат,
растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные
ископаемые.
История края, памятные исторические места. Предприятия, колхозы и совхозы края.
Знатные люди края. Роль туристов в охране памятников истории и культуры края.
Охрана природы. Закон об охране природы.
Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей: личный и
групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой
очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка итоговой
выставки. Фотографирование в походе.
Тематика практических работ. Знакомство с картой республики. «Путешествия» по
карте. Подготовка и заслушивание докладов о природе и достопримечательностях края.
Проведение краеведческих викторин.
Тема №2(32часа)

Специальная туристическая подготовка.
Основные вопросы.
Правила организации и проведения туристских походов на территории России.
Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися
общеобразовательных школ.
Требования к знаниям и умениям
Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в
группе. Обязанности командира туристской группы, завхозов, краеведа, старшего
проводника и других ответственных лиц.
Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными
краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода,
посещение музеев и т. п.
Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения,
сметы расходов.
Подбор и подготовка личного и группового снаряжения.
Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их взаимоотношения
с местными жителями. Значение дисциплины в походе.
Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход.
Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака.
Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака. Подбор хранение картографического
материала.
Сообщение о вариантах летнего зачетного похода, распределение тем докладов.
Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фото- и
киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения.
Самостоятельная работа. Разработка маршрутов и планов-графиков учебнотренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре,
фауне, рельефу и т. д., подготовка маршрутной документации, копирование карт.
Подготовка группового и специального снаряжения, закупка, расфасовка и раскладка
продуктов. Укладка рюкзаков. Составление графиков дежурств. Контрольные сборы:
проверка личной и групповой готовности к выходам в походы.
Тема №3(30часов)
Походная подготовка.Турбыт.
Основные вопросы.
Тактика и техника пешеходного туризма. Понятие о тактике и технике в пешеходном
туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль
объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций.
Требования к знаниям и умениям.
Знать виды и нормы нагрузок на равнине и в горах: весовые, скоростные, временные
нагрузки и их изменения в процессе прохождения маршрута. Значение дисциплины в
походе. Значение уровня подготовленности и снаряженности тургруппы. Повторение
основных правил организации и проведения походов на территории России, Почему
необходимо соблюдать правила организации и проведения туристских походов.
Самостоятельная работа Планирование «нитки» маршрута и разработка плана-графика
похода сложности: три основных периода разработки маршрута и плана-графика похода,
их содержание. Линейная, кольцевая и радиальная схема построения нитки» маршрута.
Тема №4(62часа)
Спортивное ориентирование
Основные вопросы.
Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель.
Требования к знаниям и умениям.
Уметь читать карту, знать направление, ориентирование на местности
Самостоятельная работа: Работа с определением сторон света, работа компасом.

Тематика практических работ: Движение с картой на местности, движение по легенде..
Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам. Упражнения по отбору
основных ориентиров на карте и на местности.
Тема №5(18часов)
Общая физическая подготовка.
Основные вопросы
Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные нормы весовых нагрузок для мальчиков,
девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение равномерности в
раз- грузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего участника, как дать отдых
плечам во время движения с рюкзаком; типичные ошибки туристов при укладке рюкзака,
его деформация при переноске.
Требования к знаниям и умениям. практические занятия на местности, туристскоспортивные праздники, утренняя зарядка, тренировки по бегу, спортивные соревнования,
беседы по организации закаливания;
Самостоятельная работа: утренняя зарядка, тренировки по бегу

IV. Календарный учебный график
№
п/п
1

Наименование
занятия
Введение

Количество
часов
2

Форма
контроля
Реферат

6

Форма
занятий
Объяснение
Дискуссия
Дискуссия

Сентябрь

2

Сентябрь

Специальная
туристическая
подготовка к походу

3

Октябрь
Ноябрь

Специальная
туристическая
подготовка.
Походная
подготовка.Турбыт

32

Дискуссия

Лабораторная
работа

4

Декабрь

Походная подготовка.
Турбыт
Спортивное
ориентирование

16

Обучающая
игра

Практическая
работа

5

Январь
Февраль

32

Объяснение

Лабораторная
работа

6

Март
Апрель
Май

Спортивное
ориентирование
Общая физическая
подготовка.ё
Общая физическая
подготовка.ё
Общая физическая
подготовка.

32

Дискуссия
Экскурсия
Экскурсия

Практическая
работа
Тестирование

7

Месяц

18

Учебный план (2-год обучения)

Презентация

№

Наименование раздела ,
темы занятия

Количество часов
всего

теория

2

2

практ
ика

1

Водное занятие. Т.Б.

2

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА
Специальное личное снаряжение.
2
2

3

Узлы. «Схватывающий»

2

4,5

Узлы. «Шкотовый»

4

6,7

Узлы. «Двойной проводник»

4

8,9

Узлы. «Встречный»

4

2

2

10,11

Работа с веревками.

4

2

2

12

Работа с карабинами.

2

13

Личное прохождение этапов.

2

2

2

2

14

Командное прохождение дистанции.

опрос

2
2

2
4

2

15-17

Соревнования по ориентированию

18,19

ПОХОДНАЯ ПОДГОТОВКА. ТУРБЫТ.
Групповое снаряжение.
4
2

20
21

Подготовка к походу.
Движение в походе.

22
23
24,25
26,27
28-30

Профилактика опасностей в походе
2
2
Организация бивачных работ.
2
2
Доврачебная помощь при отравлении
4
4
Доврачебная помощь при ожоге
4
4
Доврачебная помощь артериальном и
6
6
венозном кровотечениях
Питание в походе.
2
2
Виды походов
2
2
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Краткие сведения о спортивном
2
2
ориентировании.
Топографическая подготовка
12
2
10

31
32
33
34-39

6

2
2

6

2

опрос
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
тестирование
тестирование
тестирование

2
2

2

2

41-43

Виды и правила соревнований по
спортивному ориентированию
План. Карта.

6

2

4

44-47

Компас.

8

2

6

40

Форма
аттестации
(контроля)

тестирование
опрос
тестирование
тестирование
тестирование
тестирование
тестирование
тестирование
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа

8

2

6

тестирование

52-55
56

Условные знаки. Международная
кодовая система
Условные топографические знаки
Тактико-техническая подготовка.

8
2

2
2

6

тестирование
тестирование

57-58

Азимут. Движение по азимуту

4

2

2

59-63

Чтение карты.

10

2

8

практическая
работа
практическая
работа

64-67

Спортивные игры.

8

8

68-70
71,72

Тестирование.
Эстафеты.

6
4

6
4

48-51

Общая физическая подготовка

Итого:

144

62

82

практическая
работа
практическая
работа

Содержание программы.
Тема №1 (2часа)
Введение.
Основные вопрос
Знакомство с планом работы объединения. Техника безопасности
Требования к знаниям и умениям
Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники и исследователи, их
роль в развитии России.
Подведение итогов 1-го года занятий. Беседа с обучающимися о том, кто и как справлялся с
туристскими должностями в течение 1-го года, об основных достижениях каждого воспитанника.
Тематика практических работ: входная диагностика
Тема №2 (32часа)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основные вопросы
Требование к физической подготовке. Ее место и значение в повышении функциональных
возможностей организма, в успешном овладении техникой туризма.
Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства юных туристов.
Требования к знаниям и умениям
Необходимость разминки перед бегом, прохождением технических дистанций. Практика. Разминка.
Самостоятельная работа
Упражнения на растяжку. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи,
туловища и ног. Упражнения с сопротивлением.
Тема №3(30)
ПОХОДНАЯ ПОДГОТОВКА. ТУРБЫТ
Основные вопросы
Туристский поход – средство познания мира, природы, физического и духовного развития,
оздоровления, привития самостоятельности, трудовых навыков, социализации. Определение цели и
района похода. Распределение обязанностей в группе.
Требования к знаниям и умениям Подготовка личного и группового снаряжения Определение мест,
пригодных для организации привалов и ночлегов. Установка палаток. Размещение вещей в них.
Разведение костра, заготовка дров. Уборка места лагеря перед уходом группы
Тема №4(62)
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Основные вопросы
Ориентирование на местности с помощью карты в походе. Виды ориентиров. Необходимость
непрерывного чтения карты
Требования к знаниям и умениям Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные
(параллельные) ситуации. Оценка скорости движения при
ориентировании на местности. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего
заданного направления, использование солнца и тени. Привязка на местности при плохой видимости и
при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей.
Самостоятельная работа
Составление абрисов отдельных участков. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация
ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий восстановления местонахождения

Тема №5(18)

Общая физическая подготовка.
Основные вопросы
Сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат.
Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов.
Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ.
Нервная система - центральная и периферическая. Влияние физических упражнений различной
направленности на укрепление здоровья, работоспособность.
Требования к знаниям и умениям
Знать и уметь находить .индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической
подготовки.
Самостоятельная работа
Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий
физической культурой, спортом и туризмом.

IV. Календарный учебный график
№
п/п
1

Наименование
занятия
Введение

Количество
часов
2

Форма
контроля
Реферат

6

Форма
занятий
Объяснение
Дискуссия
Дискуссия

Сентябрь

2

Сентябрь

Специальная
туристическая
подготовка к походу

3

Октябрь
Ноябрь

Специальная
туристическая
подготовка.
Походная
подготовка.Турбыт

32

Дискуссия

Лабораторная
работа

4

Декабрь

Походная подготовка.
Турбыт
Спортивное
ориентирование

16

Обучающая
игра

Практическая
работа

5

Январь
Февраль

32

Объяснение

Лабораторная
работа

6

Март
Апрель
Май

Спортивное
ориентирование
Общая физическая
подготовка.ё
Общая физическая
подготовка.ё
Общая физическая
подготовка.

32

Дискуссия
Экскурсия
Экскурсия

Практическая
работа
Тестирование

7

Месяц

18

Презентация

Учебный план (3-ий год бучения)

№

Количество
часов

Наименование раздела,темы занятия
всего

I

Введение .Т.Б.

2

теори
я

практ
ика

Форма
аттестации
(контроля)

опрос

2

Техника и тактика пешеходного туризма
2-5
6-8
9-11
12-14
15-17.
18-21
22-24
25,26
27-30
31-33

Преодоление естественных препятствий
Повторение туристских узлов, обвязки, беседки

6
6

Повторение приёмов и способов преодоления
препятствий с помощью специального снаряжения
Приёмы преодоления технически сложных
препятствий с использованием более сложной
техники
Безопасность в походе
Туристское снаряжение
Питание в туристском походе
Организация быта в походе
Первая доврачебная помощь
Организация, подготовка, проведение и итоги
туристских походов

6

опрос
практическая
работа

4

2

-

6

2

4

опрос

2

6

опрос

4
4
2
4
6

2
2
4
2

тестирование
тестирование
тестирование
тестирование
тестирование

4

2

опрос

4

-

2

2

2

2

4

4

2

6

4

-

тестирование

4

-

тестирование

-

4

-

6

6
8

2

8

6
6
6
4
8
6

Топография и ориентирование
34,35
36,37
38,39
40-43
44-47

Ориентирование по местным признакам и явлениям

4

Условные знаки спортивных и топографических карт

4

Чтение карт (повторение)

4

Определение азимута на карте и на местности
(повторение)
Участие в соревнованиях по спортивному
ориентированию

8
8

практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа

Краеведение
48,49
50,51
52,53
54-56

Население КЧР: количество, национальный состав,
сельское и городское население
Географическое положение и основные ресурсы
республики
Экскурсия в краеведческий музей

4

Экскурсионная поездка .

6

4
4

практическая
работа
практическая
работа

Туристские слёты и соревнования
57-60
61-64

Контрольно-туристический маршрут

8

Туристические конкурсы

8

тестирование
практическая

65

Участие в туристских соревнованиях

2
-

4

2

работа
практическая
работа

Физическая подготовка
66-68
69-72
72

Общая физическая подготовка

6

Специальная физическая подготовка

8

Итоговое занятие

2
ИТОГО

144

2

4

2

6

74

2
70

практическая
работа
практическая
работа

Содержание программы.
Тема №1 (2часа)
Введение.
Основные вопросы
Знакомство с планом работы объединения. Техника безопасности
Требования к знаниям и умениям
Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники и
исследователи, их роль в развитии России.
Подведение итогов 2-го года занятий. Беседа с обучающимися о том, кто и как справлялся
с туристскими должностями в течение 2-го года, об основных достижениях каждого
воспитанника.
Тематика практических работ: входная диагностика
Тема №2(62часа)
Техника и тактика пешеходного туризма
Основные вопросы Естественные и искусственные препятствия. Характеристика
препятствий. Способы преодоления. Освоение техники прохождения этапов. Требования
к знаниям и умениям
Знать характеристику и параметры этапов, способы прохождения.
Тематика практических работ Отработка умений и навыков прохождения этапов,
дистанций. Отработка и совершенствование техники движения рук и ног, положения тела
на этапах
Тема №3 (28 часов)
Топография и ориентирование
Основные вопросы Топографическая и спортивная карты. Значение и различие.
Масштаб. Виды масштабов. Легенда карты. Условные обозначения на различных картах.
Расстояние на карте и местности. Азимут. Практика.
Требования к знаниям и умениям
Знать роль топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне
государства, значение топографических карт для туристов и специалистов различных
специальностей. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.
Тематика практических работ
Работа с картой различного масштаба, упражнения по определению масштаба, измерений
расстояний по карте. Определение условных знаков
Тема №4(18часов)
Краеведение

Основные вопросы Теория. Климат, растительный и животный мир. Административное
деление. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика и культура республики.
Сведения об историческом прошлом .Памятники природы, истории и культуры. Знатные
люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного пункта.
Требования к знаниям и умениям
Знать историю и географию своего населенного пункта.
Тематика практических работ
Практика (в помещении). Знакомство с картой своего края. «Путешествия» по карте.
Проведение краеведческих викторин
Тема №5(20 часов)
Туристские слёты и соревнования (20)
Основные вопросы Положение о соревнованиях. Условия проведения соревнований.
Техническая информация. Стартовые параметры: номер, стартовая минута,
местонахождения старта и финиша.
Тематика практических работ Участие в соревнованиях по туризму в дисциплине
районного, республиканского уровня
Тема №6(16 часов)
Физическая подготовка
Основные вопросы
Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства юных
туристов. Место специальной физической подготовки в процессе тренировки.
Требования к знаниям и умениям
Значение физических упражнений на системы организма. Закаливание, его виды и
принципы.
Тематика практических работ. Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной
местности на дистанции 2,5 – 5 км. Бег в гору. Бег с изменением скорости. Смешанное
передвижение с чередованием ходьбы и бега
Тема №7(2часа)
Итоговое занятие
Основные вопросы
Повторение и закрепление основных вопросов.

IV. Календарный учебный график
№
п/п
1

Месяц

Наименование
занятия
Введение

Количество
часов
2

Форма
занятий
Объяснение
Дискуссия
Дискуссия
Объяснение

Форма
контроля
Опрос

Сентябрь

2

Сентябрь

Техника и тактика
пешеходного туризма

6

3

Октябрь
Ноябрь

Техника и тактика
пешеходного туризма

32

Дискуссия

Практическая
работа

4

Декабрь

Техника и тактика
пешеходного туризма

18

Обучающая
игра

Практическая
работа

5

Январь
Февраль

Топография и
ориентирование
Краеведение
Краеведение

32

Объяснение

Практическая
работа

6

Март

32

Дискуссия

Практическая

Практическая
работа

Апрель
7

Май

Туристские слёты и
соревнования
Физическая подготовка

16

Экскурсия

работа

Объяснение

Практическая
работа

Учебный план (4-год обучения)

№

1
2
3,4

5,6

Наименование раздела ,
темы занятия

Количество часов
всего теория
практи
ка
Введение. Т.Б.
2
2
Специальная туристическая подготовка к походу
Нормативные документы по
2
2
туризму
Ремонт, усовершенствование и
4
4
изготовление туристического
снаряжения
Организация туристического
4
4
быта в экстремальных ситуациях

Подготовка к походу,
4
путешествию
Питание в туристическом походе
2
9
Топографическая подготовка
6
10,11, Топографическая съёмка ,
корректировка
карты.
12
7,8

2

2

6
2
13,14, Соревнования по
ориентированию
15
6
2
16,17, Изучение района путешествия
18
Краеведение и история
4
2
19,20 Общественно-полезная работа в
путешествии, охрана природы
Символы КЧР
2
2
21

4

4

2

2

34,35

Переправа по бревну

4

2

36

Способы преодоления водных
преград
Переправа через «Болото» с
помощью жердей

2

2

4

2

33

37,38

опрос
Практическая
работа

4

Практическая
работа
Практическая
работа

4

2

Соревнование
-

Преодоление естественных препятствий
Пешеходный туризм
2
2
Полоса препятствий
пешеходного турима
Техника и тактика преодоления
естественных преград.

Практическая
работа

Практическая
работа

Герои КЧР. Известные туристы2
2
альпинисты.
Экстремальные ситуации и оказание помощи
6
6
23,24, Причины возникновения
экстремальной ситуации
25
4
2
2
26,27 Оказание первой доврачебной
помощи
2
Транспортировка пострадавшего
2
28
2
Открытые и закрытые переломы
2
29

31,32

опрос

4

22

30

Опрос

опрос

2
2

Форма
аттестации
(контроля)

2

2

Опрос
Тестирование
Опрос
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Опрос
Опрос

39
40

Движение группы по
пересечённой местности
Движение группы по горной
местности

2

2

Опрос

2

2

Опрос

Ориентирование
2
8

45,46

Определение расстояний на
местности
Виды ориентировки .Линейные

4

2

2

47,48

Виды ориентировки. Точечные

4

2

2

49,50

Виды ориентировки. Маяк

4

2

2

51,52

Общественно полезная работа в
путешествии

4

4

53,54

Метеорологические наблюдения

4

2

2

55-57

Общая физическая подготовка

6

2

4

58-60

Эстафеты , игры.

6

2

4

41-44

6

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Природные особенности республики , история, известные земляки.

61,62
63,64
65
66,67

68-70
71,72

Туристические возможности
4
2
КЧР
Памятники истории и культуры
4
2
Мемориальные музеи
2
2
Охрана памятников истории и
4
4
культуры
Топография и ориентирование
Параметры карты условные
6
2
знаки
Чтение карты
4
2

6
2
73,74, Компас, упражнения с
определением азимута
75
Тактическая подготовка
2
2
76
4
2
77,78 Полигон с дистанциями по
спортивному ориентированию
Тренировочные занятия)
79-81
82-84
85-87
88-91
92-94

Тренировочные занятия по
спортивному ориентированию
Тренировочные занятия по виду
узкий лаз
Тренировочные занятия по виду
кочки
Тренировочные занятия по виду
ТПТ
Тренировочные занятия по виду
«чтение карты»

6

2

тестирование

2

опрос
доклад
доклад

4

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
опрос
Практическая
работа

2
4

2

6

6

2

4

6

2

4

8

2

6

6

2

4

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

95-98
99101
102108

Общая физическая подготовка и
оздоровление организма
Диагностика физического
развития, тестирование
занимающихся.
Зачётные практические занятия
по пройденному материалу

Итого:

8

2

6

6

2

4

14
216

14
104

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

112

Содержание программы.
Тема №1 (2часа)
Введение.
Основные вопросы
Знакомство с планом работы объединения. Техника безопасности
Требования к знаниям и умениям
Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники и
исследователи, их роль в развитии России.
Подведение итогов 3-го года занятий. Беседа с обучающимися о том, кто и как справлялся
с туристскими должностями в течение 3-го года, об основных достижениях каждого
воспитанника.
Тематика практических работ: входная диагностика

Тема №2 (16часов)
Специальная туристическая подготовка к походу
Основные вопросы
Нормативные документы по туризму, ремонт, усовершенствование и изготовление
туристического снаряжения
Требования к знаниям и умениям
Подготовка к походу, путешествию

Тема №3 (18часов)
Топографическая подготовка
Основные вопросы
Топография и ориентирование. Использование карты, компаса, ориентирование без компаса.
Требования к знаниям и умениям Знать виды топографических карт и основные сведения о
них; масштаб, условные знаки топографических карт. Спортивная карта, ее назначение,
отличие от топографической, условные знаки спортивных карт. Географическая карта. Общее
понятие об измерении, способы определения расстояния. Компас.
Тематика практических работ: упражнения и запоминание условных знаков. Компас,
правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Движение по азимуту. Способы
измерения расстояний на карте и местности. Измерение кривых линий на карте с помощью
курвиметра, обычной нитки. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость
постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени
движения. Определение сторон горизонта при помощи Солнца и Луны, Полярной звезды.
Упражнения по ориентированию своего местонахождения на различных картах.

Тема №4(8часов)

Краеведение и история
Основные вопросы
Изучить сведения о создании нашей республики. Углубленное изучение прошлого.
Требования к знаниям и умениям
Изучение географического положения, природных особенностей. Какие месторождения
полезных ископаемых находятся в КЧР. Особенности рельефа и климата в нашей Республике.
Изучение рек и озер КЧР. Откуда берут начало основные реки нашей Республики. Названия
озер. Место их расположения. Население республики, ее многонациональность, характерные
особенности. Заводы и предприятия, находящиеся в Республике.
Тематика практических работ учебные походы по окрестностям города, с целью изучения
местности, рельефа, знакомство с предприятиями города. Изучение о охране природы.
Заповедники, дата создания Тебердинского заповедника. Заказники. Борьба с вредителями
лесов, очистка леса. Охрана рек и озер.
Самостоятельная работа
Тестирование по краеведение
Тема №5 (14 часов)
Экстремальные ситуации и оказание помощи
Основные вопросы
Правильное ориентирование и действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Требования к знаниям и умениям
Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Психологические аспекты взаимоотношении
Тематика практических работ
Отработка на манекенах оказание ПМП
Самостоятельная работа
Выполнение теста
Тема №6(22 часа)
Преодоление естественных препятствий
Основные вопросы
Понятие «препятствие»; ознакомить с тактико-техническими правилами преодоления
естественных препятствий (склонов и водных препятствий). Принцип правильного
преодоления препятствий во время движения в походе.
Требования к знаниям и умениям
Иметь представление о технике преодоления естественных препятствий. Развитие
уверенности в своих силах, умения взаимодействовать с другими участниками.
Самостоятельная работа
Выполнение теста
Тема №7(40часов)
Ориентирование
Основные вопросы Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки.
Ориентирование на местности с помощью карты в походе. Виды ориентиров.
Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте
(привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Оценка скорости движения при
ориентировании на местности. Виды и организация разведки в походе, опрос местных
жителей.
Требования к знаниям и умениям Анализ пройденного маршрута в случае потери
ориентировок, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск

отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к
ближайшему жилью
Тематика практических работ Разработка маршрута туристского похода на спортивной
(топографической) карте с подробным описанием ориентиров и составлением примерного
графика движения. Практика (на местности). Занятия по практическому прохождению
маршрута, движение по легенде.
Самостоятельная работа

Участие в соревнованиях по ориентированию.
Тема №8 (14 часов)
Природные особенности республики , история, известные земляки.
Основные вопросы
Климат, растительный и животный мир республики. Административное деление .
Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика и культура. Сведения о
прошлом края. Памятники природы, истории и культуры. Знатные люди, их вклад в
развитие. История своего населенного пункта. Практика (в помещении). Знакомство с
картой своего к
Требования к знаниям и умениям
Знать географические данные республики, ее растительный и животный мир. Историю,
развития республики , вклад известных земляков
Тематика практических работ
Практика (в помещении). Знакомство с картой своей республики
Самостоятельная работа
Тест «Знаю и люблю свою республику»

Тема №9 (22 часа)
Топография и ориентирование
Основные вопросы Виды условных знаков. Масштабные, внемасштабные, линейные,
площадные знаки.
Требования к знаниям и умениям Понятие о топографической карте. Назначение
топографической карты, её отличие от спортивной карты.
Тематика практических работ
Работа с картами различного масштаба, упражнения по определению масштаба,
измерения расстояния по карте.
Самостоятельная работа: Топографический диктант: упражнения на запоминание
знаков, решение задач по практическому ориентированию
Тема №10 (52 часа)
Тренировочные занятия
Основные вопросы
Тренировочные занятия по спортивному ориентированию, по виду узкий лаз, по виду ТПТ
Требования к знаниям и умениям
Уметь проходить этапы соревнований всех видов ,знать штрафные балы, старт- финиш.
Тематика практических работ
Умение ставить трассы по видам , правильное прохождение этапов

IV. Календарный учебный график

№
п/п
1

Месяц

Наименование
занятия
Введение

Количество
часов
2

Сентябрь

2

Форма
занятий
Объяснение
Дискуссия
Дискуссия

Форма
контроля
Опрос

Сентябрь

Специальная
туристическая
подготовка к походу

8

3

Октябрь
Ноябрь

Специальная
туристическая
подготовка к походу
Топографическая
подготовка
Краеведение и история

48

Объяснение
Практическая
Практическая Работа
работа
Презентация

4

Декабрь
Январь

Экстремальные
ситуации и оказание
помощи
Преодоление
естественных
препятствий

48

Объяснение
Тестирование
Презентация
Практическая
работа

5

Февраль
Март

48

Дискуссия
Экскурсия

6

Апрель

Ориентирование
Природные
особенности
республики , история,
известные земляки
Топография и
ориентирование
Тренировочные занятия

26

Объяснение
Практическая
Презентация работа
Практическая
работа

8

Май

Тренировочные занятия

26

Практическая Тестирование
работа
Практическая
работа

Практическая
работа

Тестирование

V. Методическое обеспечение образовательного процесса
Занятия по программе «Компас» проводятся в учреждении , где имеется все необходимое
оборудование:
1) Компьютер;
2) Наглядные пособия, наборы таблиц;
3) Дидактический материал;
4) Методические разработки занятий;
5) Электронные образовательные ресурсы;
6) Туристическое снаряжение.

VI. План повышения профессионального уровня педагога
- изучить учебно-методическую литературу по туризму;

- изучить психолого-педагогическую литературу;
- принимать участие в семинарах, вебинарах по своей тематике;
- участвовать в профессиональных конкурсах и конференциях с обобщением опыта;
- принимать участие в реализации программы развития образовательного учреждения;
- повысить квалификацию на курсах повышения квалификации;
- обобщать собственный опыт педагогической деятельности (доклады, презентации и т.д

VII. План воспитательной работы
Воспитательная работа и массовые мероприятия:
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Название мероприятия

Сроки

Всемирный день туризма
Международный день гор.
День заповедников
Всемирный день лесов
Час Земли
Международный день
Земли

27.09.2021
11.12.2021
11.01.2022
21.03.2022
26.03.2022
22.04.2022

Место проведения
«Дом творчества»
«Дом творчества»
«Дом творчества»
«Дом творчества»
«Дом творчества»
«Дом творчества»

Ответственные
Чомаева И.К.
Чомаева И.К.
Чомаева И.К.
Чомаева И.К.
Чомаева И.К.
Чомаева И.К.

VIII. План работы с родителями
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
№
п/п

Формы взаимодействия

1

Видео связь с родителями в
группе

2
3

Совместные мероприятия
Анкетирование родителей

Тема
«Роль дополнительного
образования в формировании
личности ребенка»
Час Земли
Удовлетворенность занятиями
ДО

Сроки
03.09.2021

26.03.2022
28.12.2021

IX. Планируемые результаты деятельности педагога:
- повышение социальной активности ребенка;
- повышение уровня культуры ребенка;
- результаты итогового тестирования, проводимого с выпускниками объединения;
- сознательный выбор профессии с учетом способностей: игра, состязание, проверка
собственных сил.

X. Список литературы:
Алекшин И. А. Соревнования по спортивному ориентированию.- М: Просвещение, 2004г
Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.:Профиздат, 1997
Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском
путешествии. - М.: ЦДЮТиК, 2013

Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.- М.:
ВЛАДОС, 2000
Пешеходный туризм. - Москва, «Физкультура и спорт», 1990
Самойленко А.А. Детско-юношеский туризм. Учебное пособие. М.: 2016 г.
Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. –М.: Физкультура и
спорт, 1998
Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия,
1993


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».